Не скрою, уже бог знает который раз на написание поста меня сподвигает «Кино Огонь». В этот раз - их
лайв-стрим в честь дня рождения канала (осторожно! 5 часов!). А конкретно, одна-единственная фраза одного из ребят. В общем, зашла речь о герметичных детективах, и любитель фильмов «Достать ножи» и «Десять негритят», весьма скептически отозвался об одном сериале. О моем любимом детективном сериале. О моем самом любимом детективном сериале.
У меня, естественно, сгорела пятая точка, и я, как прожженный фанат детективов, уже тщательно продумал его убийство. Но прежде решил накатать простыню на 15 тысяч знаков в ответ.
Хочу уточнить. Это не топ и не рейтинг. Я не прожженный сериаломан, видел не так много. А чисто детективных шоу (хотя детективные элементы бывают много где, даже в ситкомах) смотрел всего ничего. Я насчитал 11. Может, что-то забыл. И вот об этих 11 я вкратце выскажусь. И расположу их в порядке от худшего к лучшему. Но чисто на мой субъективный взгляд. Поэтому уже от 11-го места у многих из вас начнется примерно то же, что началось у меня от слов Петра о моем любимом детективном сериале. В общем, поехали!
11. «Настоящий детектив» (2014 - н.в., 24 серии)
Одно из лучших творений новой сериальной эпохи. Маститые актеры, запутанный сюжет, драма… Но лично я едва досмотрел один первый сезон. Второй и третий даже открывать не хочу.
Видите ли, в детективных сериалах огромную роль играют образы главных героев. Потому что сейчас стало не так-то просто создать сложное, интересное, запутанное дело, в котором еще и сам зритель может выйти на правильный ответ логическими умозаключениями и подсказками. Одна из причин - в той высокой планке, что задал пункт, занявший в моем рейтинге первое место.
И потому очень важно создать не просто запутанное дело, но и персонажей, за которыми интересно следить. За героями Макконахи и Харрельсона я следить не хотел. Они мрази. Вообще весь сериал - об отвратительных мразях. Отвратительно мразотные преступления, совершенные отвратительно мразотными людьми и расследуемые отвратительно мразотными людьми. После просмотра каждой серии мне просто хотелось сходить в душ и отмыться. И на фоне такого отвращения мне было тяжело следить за самим расследованием. Прости, сериал, просто мы с тобой не подходим друг другу.
10. «Мегрэ» (1991-2005, 54 серии)
Французский телесериал-экранизация рассказов Жоржа Сименона. Казалось бы, классика, экранизация культовых произведений. Французы снмали о французах и для французов. Герои не мрази, в конце концов. Так что же пошло не так?
Дело в том, что «Мегрэ» с Брюно Кремером просто до неимоверности скучный. При его просмотре происходят временные аномалии: ты смотришь серию длинной восемнадцать часов, глядишь на часы - а прошло только 50 минут.
Не знаю, в чем причина, вероятно, слабая постановка. Может, не все серии в нем такие. Но мы с женой еще в студенческие годы вместе смотрели пиратский диск, купленный в переходе. Там было 12 эпизодов Мегрэ. Мы посмотрели, наверное, 4-5. И почти на каждой серии нас начинало вырубать. У нас «Мегрэ» даже стал локальным семейным мемом, символом чего-то, клонящего в сон.
Кстати, в 2016-2017 году британцы сняли экранизации четырех рассказов Сименона. Мы бы ни за что их не стали смотреть, если бы не исполнитель главной роли. Внезапно в серьезном амплуа предстал легендарный Мистер Бин - Роуэн Аткинсон. Я очень хотел посмотреть на горячо любимого актера в столь необычном образе. Мы пока видели два фильма и остались весьма довольны. Его бы я рекомендовал к просмотру.
9. «Она написала убийство» (1984-1996, 264 серии и 4 телефильма)
А вот с этим сериалом все не так однозначно. Пожалуй, именно он является лучшим (во всех смыслах) воплощением словосочетания «детектив для домохозяек». Преступления в нем расследует обаятельная писательница с острым умом Джессика Флетчер. Временами бывает интересно, но…
В общем, достаточно посмотреть, сколько в сериале эпизодов, чтобы понять, в чем его беда.
Да, в таком объеме невозможно регулярно выдавать годный материал (об этом мы еще не раз вспомним). В общем, на выходе получился весьма проходной сериал, в котором главный плюс - это исполнительница главной роли. Анжела Лэнсберри смотрится просто превосходно, все же дает о себе знать театральная школа. Но в остальном… Лично мне сериал наскучил где-то уже на втором сезоне. Кажется, все, что хотели сказать создатели, они сказали в первом. Мы досмотрели где-то до четвертого. Страшно представить, что там было дальше.
8. «Элементарно» (2012-2019, 154 серии)
Как я уже говорил выше, хороший детективный сериал во многом держится на интересных образах главных героев. Однако если шоу идет слишком долго (не только детективное, вообще любое), то образы рано или поздно начинают надоедать. И удержаться сериал может только на интересных сюжетах (или хорошем юморе, если это ситком).
К сожалению, в случае с «Элементарно» на меня поздние сюжеты не сработали.
В целом поначалу сериал действительно интересный. Местами занятные детективные сюжеты, держащие баланс между классическими убийствами викторианской эпохи и современными полицейскими процедуралами. И очень нестандартный подход к персонажам. Шерлок Холмс - наркоман в завязке? А давайте! Ватсон - женщина? Легко! Мориарти - это Ирен Адлер? Дайте два! Наемный убийца Морон - это брутальный Винни Джонс? Еще спрашиваете! Конечно, от Конан Дойла в сериале не осталось ровным счетом ничего, но зачастую шоу выручает юмор.
Сериал зачастую стебется над клише и над самим собой, Шерлок здесь по-хорошему комичен (мне кажется, авторам удался правильный баланс), в общем юмора тут дозированно.
Ну и лично мне понравилось, что, несмотря на пару «мужчина и женщина», сериал не устраивает им сексуального напряжения и неизбежного поцелуя. В КОИ-ТО МАТЬ ЕГО ВЕКИ! Мужчина и женщина, оказывается, могут быть просто друзьями, вот это да! (Я не досмотрел до конца, но предпосылок к этому не было, надеюсь, линию выдержали до конца).
«Элементарно» мне было интересно смотреть три сезона. Потом создатели начали больше уделять внимания связному сюжету, каким-то призракам прошлого, личной жизни героев (МНЕ ПЛЕВАТЬ НА ДЕТЕКТИВА БЕЛЛА, ОТСТАНЬТЕ УЖЕ), а детективные истории становились все унылее и унылее. Сейчас мы на пятом сезоне, но думаю, он будет для нас последним. Лично я не вынесу еще два.
7. «Чисто английские убийства» или «Убийства в Мидсомере» (1997-н.в., 123 серии)
А вот здесь уже немного другая ситуация. Персонажи сериала мне не запомнились от слова совсем. Какой-то безликий следователь и его безликий помощник с безликими характерами. Однако почему я поставил сериал так высоко в моем квазирейтинге?
Сюжеты, дамы и господа.
Мы посмотрели порядка четырех сезонов (а это британские сезоны, то есть по 4-8 серий), и большая часть эпизодов мне весьма понравилась своими интересными детективными загадками. Конечно, не уровень первых мест, но они содержат важный элемент - игру со зрителем. То есть при просмотре эпизода можно самому вычислить преступника, исходя из тех фактов, что нам дают сценаристы. В общем, все по заветам сами-знаете-кого-ждите-первого-места.
Но в какой-то момент мы этот сериал забросили. Даже не знаю почему. Как-нибудь оживим. Хотя я очень сомневаюсь, что шоу за 23 года и более сотни эпизодов смогло удержать планку.
6. «Приключения Шерлока Холмса» (1984 - 1994, 41 серия)
Когда я слышу «Ливанова официально признали лучшим Холмсом», моя рука тянется к пистолету. Почему -
читайте в этом посте. Спойлер: не официально, не признали и не лучшим.
А самое обидное, что большинство из тех, кто считает Ливанова «лучшим Холмсом», не видели ни Бэзила Рэдбоуна, ни Джереми Бретта.
Не Конан Дойл, не Василий Ливанов, а именно Бэзил Рэдбоун и создатели фильмов с его участием создали тот самый образ Шерлока Холмса, от которого в будущем отталкивались практически все киношники, намеренно или нет. Кто-то делал к его образу отсылки, кто-то открыто подражал, кто-то наоборот, старался сделать «не как Рэдбоун», но все равно при этом отталкиваясь именно от его образа.
Но при всей моей любви к тому Шерлоку, номером один для меня остается великолепный Джереми Бретт. Он вобрал в себя всё лучшее, что было в предыдущих образах Холмса, добавил щепотку своей индивидуальности, и на выходе получился именно тот детектив, которого я себе представлял, зачитываясь в детстве книжками Конан Дойла. Мне кажется, персонажи Камбербэтча, Дауни-младшего и Джонни Ли Миллера унаследовали самовлюбленность и самолюбование именно у героя Бретта. Официально считаю его лучшим Холмсом в истории. Ну и экранизации с ним крайне близки к тексту культовых романов Конан Дойла.
Так почему же он в рейтинге только шестой? Ужасная постановка. То есть история вроде бы рассказывается правильно, актеры играют превосходно, но все снято настолько топорно, настолько дешево и нелепо… Вспомните отвратительно поставленную драку Холмса и Мориарти в советском фильме. Вспомнили? Так вот, она покажется вам идеальной экшн-сценой в сравнении с той же дракой в этом сериале. Во многих местах видно было, что создатели вынуждены короткий рассказ растягивать на 50 минут побочными историям, зачастую очень искусственно.
Но если вы хотите увидеть точный пересказ классики с лучшим Холмсом в истории - гляньте парочку этих серий. Все, наверное, смотреть необязательно, но несколько точно стоит.
5. «Коломбо» (1968-2003, 69 серий)
Пусть вас не пугает такой огромный разрыв между первой и последней серией. Регулярно сериал выходил с 1971 по 1990-й, а в остальные годы были отдельные эпизоды. И смотреть их можно без оглядки на другие части.
В чем же прелесть «Коломбо»? Думаю, все, кто видел хоть один из 69 эпизодов (ладно, 68, там есть серия-исключение), знают: это сериал-перевертыш.
По какому принципу строятся почти все детективы? Происходит преступление. Появляется следователь. Поиск улик, список подозреваемых, и вот он, преступник пойман и посажен, а в гостинице советской поселился мирный грек.
В «Коломбо» всё происходит с точностью до наоборот. Мы с самого начала знаем преступника, и вся серия строится на том, каким образом Коломбо сможет его выследить. То есть сериал задает вопрос не «кто?», а «как?». Казалось бы, неужели из этой концепции можно выжать что-то интересное? Как оказалось, можно! Лейтенант Коломбо потихоньку, мало-помалу расшатывает психику подозреваемого, заставляет его паниковать, ошибаться и в итоге вывести себя на чистую воду.
В результате мы получаем возможность оказаться не в шкуре детектива, а в шкуре преступника. Возможность проследить, где же «мы» проколемся.
Захватывающие и нестандартные сюжеты дополняет обаятельнейший образ Коломбо с его фирменным плащом, старомодной машиной, вечно отсутствующей женой и крутецким пёселем, который, как и полагается пёселю, является копией своего хозяина. А еще с хитринкой во взгляде, которая появилась у него по очень грустной причине - в три года Питер Фальк из-за болезни лишился глаза и всю жизнь проходил со стеклянным.
К сожалению, в «Коломбо» есть два минуса, влияющие на просмотр. Очень часто непонятно, каким образом Коломбо начинает подозревать нужного человека. Ведь он сразу же для себя находит виновного и никогда не ошибается. Хотя зачастую на него и выйти-то невозможно, потому что мотив особо не ясен.
Ну и второе - частенько доказательства у «Коломбо» выходят слишком уж косвенными, и их легко разбить при хорошем адвокате. Апофигеем стала одна из серий, где преступника выдал бой часов, а вернее, его отсутствие. При этом преступник вполне мог сказать: «А у меня в тот день часы стояли», и пойди, доказывай, что не верблюд.
Но если закрыть на эти вещи глаза, то «Коломбо» - крепко сбитый умный и очень нестандартный сериал, выделяющийся на фоне своих собратьев по телеканалу «Домашний».
4. «Касл» (2009-2016, 173 серии)
А вот с «Каслом» все не так однозначно. Казалось бы, очередной детективный сериал длиной в хренову тучу эпизодов и лет. Но мы его осилили полностью, все восемь сезонов. И пусть под конец он тоже успевает надоесть, но многие его коллеги сдуваются гораздо раньше. Так в чем же причина такого успеха «Касла»?
Разумеется, в персонажах. А еще - внезапно! - в юморе. Да, это одновременно и стандартный, и не стандартный детективный сериал. Вроде бы серии строятся по принципу классических процедуралов, однако, в отличие от многих конкурентов, «Касл» уделяет огромное внимание юмору. То есть временами его вообще можно назвать ситкомом. Много комедии положений, отсылок к поп-культуре (главный герой - гик в хорошем смысле слова) и в принципе неплохого текстового юмора. Плюс запоминающиеся персонажи.
А еще очень хорошая (поначалу) любовная линия.
Видите ли, я очень люблю в ситкомах парочки, между которыми есть сексуальное напряжение. Либо один влюблен, а другой не отвечает взаимностью, либо они бывшие, либо просто оба заигрывают друг с другом, но не сходятся по разным причинам. Это не всегда работает, но с Каслом и Беккетт работало отменно. Пока они не сошлись. Когда они сошлись, мне стало плевать на их отношения, я же не мелодраму смотрю. Но дропать сериал я не хотел. Потому что он все еще поставлял интересные истории, годные шутки, да и второстепенных персонажей раскрывал. Мне хорошо врезались в память и образы, и, что немаловажно, имена Марты Роджерс, Алексис, Райана и Эспозито, Роя Монтгомери, Виктории Гейтс (вспомнил всех без википедии!).
В конце сериал все же подсдал. Особенно когда начал все больше углубляться в сквозную историю. Я уже в какой-то момент стал терять ее нить, и даже «в предыдущих сериях» не помогало. Эти «сюжетные» эпизоды мне всегда казались неимоверно скучными, смотрел я их буквально через силу. И потому в конце, когда главный преступник был вычислен, я не закричал «ОГОГО!!», я просто подумал: «А кто это? И че там было? А, пофиг».
Но, повторюсь, поначалу от сериала получаешь искреннее удовольствие. Особенно если любишь ситкомы и детективы.
3. «Шерлок» (2010-2017, 13 серий)
- Мой муж в постели - просто Шерлок!
- Такой же находчивый и изобретательный?
- Нет, выходит раз в два года. (моя шутка)
Ну а тут мне сложно что-то сказать. Сериал, объединивший миллионы людей по всему миру (ну кроме нескольких тысяч токсичных зануд с их «я один не смотрел вашего тупого Шерлока, потому что Ливанов официально признан лучшим кудахтахтах»). Сериал-эпоха. Сериал, выведший детективный жанр на новый уровень. Это не просто приключенческий детектив, это детектив-дразнилка. Создатели постоянно играют со зрителями, дразнят их и заставляют включиться в общую игру. И зрителям это нравилось! Чего только стоят сумасшедшие рейтинги «Шерлока» в новогодние праздники по Первому каналу. То есть канал весь год лил людям в уши истории о загнивающем Западе и гадящей англичанке, а люди весь год это слушали. Потом смотрели Киркорова и Пугачеву в серпантине, а затем, отлепив салат от лица, мчались к экранам и затаив дыхание смотрели творение «гадящей англичанки», а затем еще месяц его обсуждали.
И даже в обхаянном критиками и зрителями четвертом сезоне были интересные и удачные моменты вроде дразнилки с дочерью Коблпота.
Вот здесь вы можете прочитать
мой рейтинг серий «Шерлока». Сейчас бы я расставил их слегка иначе (в частности, Lying Detective был бы повыше), но в целом мысли по ним остались прежними.
Так почему же только третье место? Ну потому что это все же не совсем детектив. Детективные истории здесь часто задвинуты на задний план, а на переднем - экшн, фан-сервис, дразнилки и весьма неплохой юмор. Однако именно благодаря этим деталям «Шерлок» - едва ли не единственный сериал в этом материале, который можно пересматривать с тем же удовольствием, с которым смотрел в первый раз. Даже зная сюжетные повороты и преступников.
2. «Мисс Марпл» (1984-1992, 12 серий)
В этом посте я уже неоднократно тизерил первые места. Да, как бы ни напрягались команды сценаристов и детективистов, еще никому не удалось превзойти в гениальности нашу старую добрую Агату Кристи. Вот он идеальный баланс между сложной загадкой и возможностью ее решить, не прибегая к угадайке. Герметичный детектив в своем абсолюте: четко очерченный круг подозреваемых и все необходимые детали для вычисления того самого единственного. А если это все еще и грамотно поставить, да взять подходящую актрису на главную роль…
Опыт «Мегрэ» и «Шерлока Холмса» с Бреттом показывает: при плохой постановке будет загублена даже хорошая история. Но BBC не подкачал. Сериал «Мисс Марпл» - это не просто точный перенос на экран гениальных сюжетов Агаты Кристи. Он умудряется выдать и драму, и комедию, и триллер, и даже временами фильм ужасов («Карман полный ржи» вышел дико криповым, хоть вроде и не пытался быть таковым). В общем, его попросту нескучно смотреть.
В начале нулевых была еще одна попытка экранизировать истории о мисс Марпл. Там в одном из эпизодов даже Камбербэтч мелькнул. Но я видел их отрывками, так что сказать что-то за или против не могу. Моя мисс Марпл - это Джоае Хиксон. Может, две актрисы из современного сериала сыграли лучше, но я об этом если и узнаю, то нескоро.
В моем недорейтинге детективов второе место опережает третье с огромным отрывом. Но даже оно не может конкурировать с победителем. Но сперва - пара сериалов вне зачета.
«Твин Пикс» - это лишь отчасти детектив, но по большому счету один сплошной мистический психодел, так что в список не попал. Я посмотрел все три сезона. Но это блин какая-то хрень. Мне не очень понравилось. Отдельные персонажи - топ. Цельная история - дичь.
"Приключения Ширли Холмс". Просто хотел пару слов сказать об этом сериале. Это был один из моих первых шагов в мир детективных историй. Наряду с книжками о "Трех сыщиках", "Нэнси Дрю", "Пяти тайноискателях и собаке". По нынешним меркам и в нынешнем возрасте смотреть этот канадский сериал уже, наверное, нет смысла. Я попытался - ну как-то слишком все по-детски. Но упомянуть его я был обязан. Потому что я ему обязан. Как-то так. Ну и не знаю, может, детям зайдет. Будет сын постарше, покажу. А еще Ширли Холмс
была одной моих детских влюбленностей, лол.
«Азазель» и «Пелагия и белый бульдог». Два мини-сериала (3 и 5 серий соответственно) по произведениям Бориса Акунина. Дешевизна и убогость русской сериальной постановки против хороших актерских работ и захватывающих сюжетов мастера жанра. Ну тут уж кому на какую сторону весы перевесят. Для меня это скорее все же «да», чем «нет». Но очень на любителя. В отличие от первого места.
1. «Пуаро Агаты Кристи» (1989 - 2013, 70 серий)
Даже точный перенос на экраны мисс Марпл не может сравниться с той работой, что проделали сценаристы «Пуаро». Это тот случай, когда про экранизацию нельзя сказать «книга лучше». Потому что не лучше. Потому что экранизации «Пуаро» с Дэвидом Суше - это и есть ожившие книги.
Создатели проделали огромную работу по тщательному переносу гения Агаты Кристи на экраны, продумывали каждую деталь до мелочей, прописывали каждого персонажа. Это не просто одинокий Пуаро, расследующий отдельные дела с одноразовыми персонажами. Капитан Гастингс, инспектор Джепп, мисс Лемон, Ариадна Оливер - все эти герои были живыми, запоминающимися, вносящим разнообразие и щепотку годного британского юмора.
Серии снимались на протяжении 24 лет. Телевидение менялось, менялась киноиндустрия, менялся мир. Рушились империи, свергались и поднимались тираны, прогрессировал Интернет, запустился «Нетфликс», появиллся Ютуб, но где-то там оставался нетронутый олдскульный уголок старой доброй Британии и сложнозакрученных сюжетов.
Не знаю, как часто менялись команды, снимавшие «Пуаро». Однако даже в поздних сериях атмосфера детективов Агаты Кристи оставалась неизменной. Да, стало меньше юмора и больше мрачной атмосферы, но тому способствовал и жанр экранизируемых рассказов. Даже оркестр, играющий начальную тему сериала, менял свой тон в зависимости от настроения эпизода.
«Пуаро Агаты Кристи» - тот случай, когда даже серии, где преступник пробивается легко (например, «Смерть в Месопотамии»), смотрятся с большим удовольствием. За счет грамотно переданной атмосферы и непревзойденного таланта Суше.
К сожалению, уже под самый конец сериал сделал две промашки. Неудачными, на мой взгляд, вышли серии «Подвиги Геракла» и «Убийство в Восточном Экспрессе». Первая была экранизацией сборника из 12 маленьких рассказов (по числу подвигов), причем создатели зачем-то попытались сделать одну связную историю, включив в нее рассказика 3-4. А «Убийство в Восточном Экспрессе» снималось словно под грузом культового статуса. Создатели будто пытались сделать «ну шоб не как в том фильме 1976-го года», и Пуаро в эпизоде совершенно не похож на себя. Да и атмосфера вышла какой-то «непуарошной».
Однако обе эти промашки я готов легко простить, потому что под номером 70 вышел эпизод «Занавес». И недаром у него самый высокий рейтинг на IMDB. Серия-шедевр, серия-апофеоз. Шедевральный перенос на экран шедеврального произведения. Занавес опускается, актеры встают и аплодируют. Аплодируем, аплодируем, не кончаем аплодировать.
P.S. Думаю, вы меня еще с пункта 11 разорвать готовы. Но все же жду ваших комментариев. Какие из указанных мной детективных сериалов смотрели вы? Что вам нравится, а что не очень? Какие детективы порекомендуете вы? Жду ваших полных любви, обожания и донатов комментариев!