Ну все, затягивать с этим нельзя, а то никогда не соберусь. Мой
пост про фильм «Брат» неожиданно выстрелил, собрал аудиторию очень широких взглядов и до сих пор продолжает вялотекущие срачи в комментариях. (Вялотекущие, потому что откровенное хамство я как смог вычистил). Ну а сейчас настало время второй части.
Но для начала мне нужно высказаться по первому посту, потому что без этого второй, вероятно, будет недопонят. Дело в том, что в первой части я так и не отвечаю на вопрос, вынесенный в заголовок. Я не могу сказать, хороший ли фильм 1997 года «Брат». Потому что художественное произведение невозможно оценивать в вакууме, как бы мы ни пытались. На восприятие произведения влияет миллион факторов, от эпохи его создания до личности автора. Картины Адольфа Гитлера наверняка удостаиваются более теплых отзывов от тех людей, кто не знает их автора. Поклонник русского рока наверняка бы высмеял строчку «летели облака, летели далеко, как мамина рука, как папино трико», будь она спета не ДДТ, а какой-нибудь «Фабрикой».
А еще невозможно не учитывать то, как художественное произведение повлияло на людей. И вот примерно такое отношение у меня к фильму «Брат». Я понимаю его художественную ценность, понимаю его важность для конкретной эпохи. Понимаю, что фильм никоим образом не призывает нас «быть как Данила». Напротив, в концовке герой остается один, как бы намекая на то, что его путь тоже может быть не таким уж и правильным. Но при этом я не могу отрицать то, что «Брат» сыграл определенную роль в воспитании моего поколения «по понятиям». Я сам был свидетелем того, как пацаны со двора в подростковом возрасте с упоением цитировали дилогию Балабанова, а в результате выросли в натуральных гопников, а кто-то и в уголовников. Многие восприняли фильм слишком буквально. Данила - главный герой, а значит он хороший, а значит он делает всё правильно, а значит и я должен так ж поступать. Но все же я думаю, что режиссер хотел сказать совсем другое. И продолжение культового фильма нужно воспринимать именно через эту призму.
Хочу, чтобы вы понимали: я не считаю себя киноэстетом, кинознатоком или, упаси боже, кинокритиком. Я видел не так много фильмов, чтобы считаться экспертом. Я не умею находить в кино сложные подтексты и аллюзии. Короче, я вообще не понимаю Дэвида Линча. И поэтому всё, что я напишу дальше, будет чистейшей воды моими домыслами и поиском глубинного смысла.
В общем, после пересмотра «Брата-2» первое мое впечатление было: «агитка». «Плохие хохлы», для которых «москаль не земляк», у Вити «еще за Севастополь ответят». А потом он их в полном составе мочит и устраивает перстрелки с полицией. Американские таможенники, которых Витя так ловко обманул в аэропорту, удостаиваются от него надменного «вот уроды». Простой русский парень Данила попадает в неприятности в недружелюбной Америке, потому что она холодная и бездуховная и не может понять открытую нараспашку русскую душу. Которой можно ходить в любом районе и не бояться попасть в черный квартал. И которой можно кушать раков на берегу реки, в то время как «тупые пиндосы» будут доказывать, что так нельзя делать.
Ну и еще по мелочи типа пафосных лозунгов «русские не сдаются», ну и своих не бросают (даже если свои - это лысая проститутка Мэрелин, она же Даша).
Но вместе с мыслями о политической ангажированности фильма мне не давало покоя и ощущение, что в нем есть что-то не то. Что-то я упускаю и потому сужу поверхностно. И помог мне ответить на этот вопрос… саундтрек.
Огромное число людей считает, что саундтрек - это лучшее, что есть в обоих фильмах. И с ними трудно не согласиться. Но вот только у этих фильмов совершенно разные саундтреки. Первый - это песни только одной группы - «Наутилус Помпилиус». Причем не хиты. Большинство из них были незнакомы широкой публике. А второй же фильм собрал в себя всю «передовицу» «Нашего радио» тех лет: «Город-сказка», «Вечно молодой», «Линия жизни», «Ту-Лу-Ла» - хит на хите и хитом погоняет. Я уже молчу про «Полковнику никто не пишет» - она вообще так плотно связана с Данилой Багровым, что ее первым делом вспоминают даже при упоминании первой части (хотя в «Брате» она не звучит). «Наутилус Помпилиус» же в кино представлен только одной песней. Да еще и хитовой «Гудбай, Америка». Да еще и в исполнении детского хора.
Так к чему же я так долго веду? Да к тому, что «Брат-2» - это ГРОТЕСК. Это гротескная пародия на первую часть. И это просто кричит с экрана с первых кадров. Начальная сцена похожа на ту, что была в первой части. Данила случайно забредает на съемочную площадку. Но если в первом случае он был просто потерянным после войны человеком и гулял по городу, то тут он идет во вполне конкретное место. И не куда-нибудь, а в «Останкино». Тут его встречает блеск и гламур в лице Салтыковой, с которой он еще и мутить начинает. Вспомните первый фильм. Вот попробуйте в него поставить Ирину Салтыкову. Ну хоть куда-нибудь? Вообще не вяжется. Ни с атмосферой, ни с героем. Режиссер как будто стебет сам себя. В первый раз Данила встречался с водительницей трамвая, которая живет в хрущевке и регулярно получает по мордам от мужа, во второй - с Ириной Салтыковой. Которая к тому же еще и регулярно смотрит дома клипы со своим участием.
Кстати, респект Ирине за то, что согласилась сыграть такую самовлюбленную звездульку. Мне кажется, если будут снимать русскую адаптацию Коня БоДжека, то Салтыкова там обязана появиться в таком же образе.
Гротеск льется на нас изо всех щелей «Брата-2». Вы помните, сколько было стрельбы в первом фильме? Не так уж и много. А во втором, уже в самом начале Витя СТРЕЛЯЕТ. ВО. ВРАГОВ. ИЗ. ПУЛЕМЕТА. Да и вообще, как все дальше развивается - два киллера едут устраивать разборки в Америку! Не куда-то в Восточную Европу или хотя бы в Западную, а в Соединенные, мать их, штаты Америки! Данила стреляет во врагов, как в компьютерном шутере (даже есть сцена стрельбы от первого лица, задолго до фильма «Дум», между прочим!). Да еще и декламирует стишок «я узнал, что у меня есть огромная семья». А дойдя до главного босса садится и начинает беседовать с ним «за жизнь». Еще и подчеркнуто высокопарными фразами: «Сила в правде». Да еще и выпивает русской водки. Русский гангстер сидит в американском офисе с пистолетом и пьет русскую водку. Куда уж дальше? Ну разве что другой гангстер будет устраивать перестрелку с американскими копами с пафосным «Русские не сдаются!».
Такое впечатление, что Балабанов специально хотел показать: ребята, ну не воспринимайте вы кино настолько буквально. Не воспринимайте вы персонажа так в лоб. Посмотрите, ну несерьезно это все. И не сработало.
Конечно, съемочная группа не хотела привить русским людям ненависть к американцам, украинцам или кому-либо еще. В 2000 году с Украиной у нас были нормальные дружеские отношения, и поэтому когда герой Сухорукова в ответ на «москаль мени не земляк» спрашивает «бендеровец?», это воспринималось как комедийный момент, а не как разжигание межнациональной розни. Ну а американцев уже тогда в России не любили, там бомбардировки Югославии как раз были, так что отношением к некоторым американцам режиссер просто передал настроения того времени. Причем не как это было с кавказцами в первой части, а уже в гротескном виде.
И что в итоге? А ничего. Народ снова ничего не понял. Но если тогда фильм прошел весьма безобидно, то в последние пять лет отрывки и цитаты из него обрели невероятную популярность на фоне агрессивной пропаганды ненависти. Хотел ли этого Балабанов? Хотел ли этого Бодров? Очень и очень вряд ли.
Ну и в конце я бы хотел ответить на вопрос, вынесенный во вторую часть заголовка. Причем тут Егор Летов. Дело в том, что при анализе «Брата-2» мне вспомнилась одна история.
Когда на «Нашем радио» руководителем был Михаил Козырев, оно крутило практически все культовые рок-группы нашей страны. Кроме одной - «Гражданской обороны». Относительно недавно я заинтересовался, а почему так вышло. И оказалось, это было волевым решением самого Козырева, который не мог простить Егору Летову песни «Общество «Память», а точнее ее последней строчки. Я не буду ее цитировать,
вот вам ссылка. И Козырева, как еврея, можно было понять (хотя конечно странно, что на крупной радиостанции такое серьезное решение принимает один человек, ну да ладно).
А потом я наткнулся
на интервью журналиста Юрия Сапрыкина, который говорит очень интересные вещи. Вот отрывок:
Потом, еще попался на глаза текст "Общество Память", которую я слушал в 1989-м году, и было понятно, что это очень злая и жесткая песня, против всех ценностей общества "Память", и всего, что за этим стоит, но просто спетая от лица ее участника и активиста. Но, не находясь в этом контексте, ее очень легко понять буквально, и как-то на нее разозлиться.
- А почему Летов не пытался это объяснить?
- Я могу судить только по интервью. Но по-моему, позиция у него была довольно бескомпромиссная - если ты не врубаешься, и не понимаешь, о чем речь, то бессмысленно даже начинать объяснять.
В общем, человек написал песню как сатиру, от имени отрицательного персонажа, а другой воспринял ее буквально. А первый не захотел или не смог объяснить.
Кстати, если вы знакомы со мной лично или с группой «Двойной Фёдр», то знаете, что она оказалась в точно такой же ситуации, но с более печальными последствиями.
Мне кажется, в такой же ситуации оказался и Балабанов. Он снял сатиру, в том числе и на свой фильм, но его восприняли буквально. А он ничего не стал объяснять. А когда стало необходимо объяснить, Алексея Октябриновича уже не было. Он ушел из жизни 18 мая 2013 года.
P.S. Повторюсь еще раз: всё, что я написал в этом посте, может быть исключительно синдромом поиска глубинного смысла и просто моими больными домыслами. Поэтому пишите в комментариях: а что думаете о фильме «Брат-2» и вообще об этой дилогии вы?