Я люблю ночные города, особенно зимой, когда темнеет рано, и поздний вечер - уже настоящая ночь. Ночь скрывает серость зимнего пейзажа, светящаяся реклама и огни фонарей создают иллюзию сказочного города даже на обычных улицах, а освещенная арка приглашает зайти туда, куда при дневном свете заходить в голову не приходило, хотя не раз проезжал или проходил мимо. Именно тогда и происходят неожиданные находки.
Одна из таких находок последнего времени - римско-католическая церковь Оратори Св. Филиппа Нери.
Минут 15 обычным шагом от оживленной Брод-стрит с ее клубами, казино и отелями и оказываешься в оазисе спокойствия и тишины. Ныряешь в обычную арку-подворотню и попадаешь... в Италию. Эту церковь так и зовут - Маленький Рим в Бирмингеме.
Сначала немного истории. Не зная истории церкви трудно понять, почему она появилась именно здесь и именно в то время и какое влияние оказала на людей, живущих в этом районе.
Возможно, для некоторых эти сведения известны давно, но я, обычно, пишу о том, о чем сама узнала совсем недавно.
Святой Филипп Нери - католический святой, основатель конгрегации (ордена) ораторианцев.
На свет св.Филипп появился как Филиппо Ромоло Нери. Родился он во Флоренции в 1515 году в семье нотариуса.
В 18 лет отец отправил Филиппа к его бездетному дяде в неаполитанский городок Сан-Джермано с надеждой, что сын унаследует дядино богатство, но с Филиппом там произошло "обращение" и он отправился в Рим проповедовать Евангелие.
Филипп проповедовал среди самых нищих слоев Рима, поэтому вскоре получил прозвище "Апостол Рима". Среди его последователей и учеников были не только местные нищие, но и представители аристократии. Одним из них был его земляк-флорентиец Алессандро Оттавиано Медичи, ставший впоследствии римским папой под именем Лев XI. Именно благодаря участию в религиозных проповедях Филиппа, Алессандро решил стать священником. Дружбу с Филиппом будущий папа сохранил на всю жизнь.
В 1548 году Филипп Нери основал "Братство Святой Троицы для паломников и страждущих". Члены братства заботились о больных и неимущих паломниках.
Приблизительно через 10 лет после создания Братства Филипп начал проводить при церкви специальные встречи, получившие название "Оратории". Название возникло от слова "речь" - oratio. Оратории строились приблизительно по такому принципу:
- молитва
- чтение текста из Писания или трудов отцов церкви
- выступление одного из участников на тему отрывка
- дискуссия.
Филипп Нери вел дискуссию, делал замечания и выводы. Заканчивалось собрание молитвой и исполнением духовной музыки. Именно из этой структуры Филиппа Нери родились сочинения, которые сегодня называются ораториями.
Карло Маратта. Явление святого Филиппа Нери. 1675. Палаццо Питти, Флоренция
Во встречах-ораториях принимали участие как священники, так и миряне на одинаковых основаниях. Кроме дискуссий члены Братства занимались самообразованием - изучали церковную музыку, церковную историю, вели благотворительную деятельность.
Филипп ввел в практику молитвенные процессии по семи базиликам Рима, причем, они обязательно были с музыкой и заканчивались пикником на лугу.
Многих священников раздражала непринужденная атмосфера, которая царила в Братстве. Они считали недопустимыми юмор, шутки, веселье, высмеивание нелепых манер между священником и прихожанами. Недовольные нажаловались руководству, но специальная комиссия признала за Филиппом Нери право такого поведения с прихожанами, поскольку в нем нет ереси.
В 1564 году Филипп Нери был назначен настоятелем церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини в Риме. Филипп начал проводить при церкви свои оратории, а его участники стали называть себя "ораторианцами". Среди известных ораторианцев был будущий кардинал Франческо Таруджи и композитор Палестрина.
В 1575 году общество ораторианцев получило папскую буллу и стало обществом апостольской жизни, то есть ее члены не приносят монашеских обетов, а в состав входят как священники, так и миряне.
Главной церковью ораторианцев стала римская церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, которую Филипп Нери перестроил и расширил. Ее стали называть Новая церковь. Она считается главной церковью ораторианцев до сих пор. В этой церкви Филипп Нери и похоронен.
церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, фото из интернета
Деятельность церкви постепенно расширялась и не только в Италии. В 17 веке она появилась в Париже.
В Великобритании первую церковь ораторианцев создал знаменитый богослов Джон Генри Ньюмен, в честь которого и был построен в Бирмингеме мемориал Oratory с приходской церковью Непорочного зачатия, которую обычно называют Oratory Church.
Джон Генри Ньюмен родился в лондонском Сити в 1801 году в семье банкира Джона Ньюмена. Джон Генри был старшим из сыновей банкира, еще у него было три сестры.
Мама Джона Генри, Джемма, происходила из знатной гугенотской семьи. Одним из предков Джеммы был Пол Фордринье, известный гравер, типограф и издатель.
Пол Фордринье, предок Джона Генри Ньюмена
Джон Генри учился в школе, где математику преподавал Джон Гексли, отец зоолога Томаса Гексли, а преподавателем истории Античности и античных языков был известный в то время евангелист - Уолтер Майерс. Маленький Джон Генри редко играл в игры со сверстниками. Все свободное время он с упоением читал. Вальтер Скотт был его любимым писателем, а в 14 лет он начал читать скептиков - Юма, Вольтера и других.
В 15 лет Ньюмен пережил, так называемое, обращение и примкнул к протестантскому движению. В это же время банк, в котором работал отец Ньюмена обанкротился. Хотя владельцам удалось выплатить деньги своим кредиторам, отец Ньюмена на прежнюю работу возвращаться не стал, а стал директором пивоварни.
После школы Джон Генри учился в оксфордском колледже Св.Троицы, а в 1824 году был рукоположен во диаконы в Соборе Христа в Оксфорде.
Постепенно религиозные взгляды Ньюмена менялись. Читая труды отцов церкви, он начинал понимать "узость" англиканской церкви.
Не буду описывать весь тернистый духовный и земной путь Ньюмена, его сомнения и метания, нападки на католицизм, а потом отречение от своих нападок. Стоит лишь отметить, что после своей отставки вместе со своим единомышленником Харреллом Фрудом он отправился в тур по Южной Европе на борту почтового парохода Гермес. Они посетили Гибралтар, Мальту, Ионические острова, Сицилию, Неаполь и Рим. Во время поездки Ньюмен писал стихи. Возвращаться домой из Рима вместе с Фрудом Ньюмен не стал. Он вернулся на Сицилию. На Сицилии он серьезно заболел, его мучили сильнейшие желудочные расстройства. Возможно это был тиф. Но Ньюмен выздоровел и решил, что у бога есть для него миссия в Англии. В 1833 году Ньюмен вернулся в Оксфорд. В конце концов Ньюмен решил покинуть англиканскую церковь и принять католицизм.
После принятия католицизма Ньюмен обрел духовное спокойствие, зато получил семейные и профессиональные проблемы. Семья и друзья разорвали с ним отношения, а в Оксфорде мнения о нем резко разделились на полярные.
В 1846 году Ньюмен отправился в Рим, где кардинал рукоположил его в священники, а папа Пий IX присвоил ему степень доктора богословия. Ньюмен вернулся в Англию уже ораторианцем и перебрался из Лондона в Бирмингем. В Бирмингеме при церкви св.Анны он основал общество ораторианцев, а потом перебрался в район Эджбастон, где были построены специальные помещения, где он жил и работал в течение 40 лет до самой своей смерти.
Конечно, ни англиканская церковь, ни руководство Англии не были в восторге от деятельности Ньюмена. Восстановление католицизмом в Англии было названо "папской агрессией", а тогдашний премьер-министр назвал создание новой церкви "попыткой водрузить иностранное ярмо на наши умы и совесть". Особо рьяные поборники англиканской церкви создали движение No Popery (Нет папизму), били католических священников на улицах и громили их дома.
Ньюмен вступил в борьбу за свою церковь. Делал он это с помощью лекций и диспутов. Католики горячо приветствовали речи Ньюмена, а протестанты освистывали и применяли разные приемы, чтобы опорочить католицизм.
Например, к этому делу были привлечены бывшие католики, которые в красках описывали ужасы католицизма. Одним из таких деятелей был Джачинто Ахилли, бывший доминиканский монах.
Ахилли утверждал, что инквизиция посадила его в тюрьму за ересь (а на самом деле его собирались наказать за педофилию), но группа английских ультрапротестантов "спасла" его от "ужасной" участи. "Узника совести" принял тогдашний министр иностранных дел лорд Пальмерстон, его приветствовали на публичном собрании в Эксетер-холле специально написанным гимном "Радуйся, римский заключенный, радуйся", а в придачу он получил часовню в Лондоне. Его захватывающие рассказы о жестокой папской инквизиции стали бестселлером, а сам он непререкаемым авторитетом в отношении католицизма.
Но через некоторое время в одном из журналов появилась статья о преступлениях, которые совершил "борец с инквизицией". Нюьмен, посоветовавшись с юристом, решил рассказать о всплывших об Ахилли фактах в своем выступлении.
После речей Ньюмена его обвинили в клевете. Ньюмен должен был представить доказательства по каждому пункту обвинения. Тут начались трудности. Оказалось, что документы, которые использовались для написания статьи, были утеряны. Их потом нашли, но на это ушло время.
Ньюмен должен был найти жертв насилия и привезти их в Англию. Ньюмен и его помощники нашли некоторых из жертв и привезли их в Англию. Ахилли напрягся, и его адвокаты добились того, чтобы суд был отложен.
Суд, все-таки, состоялся и проходил три дня. Несмотря на показания потерпевших и свидетелей, Ахилли все отрицал. Суд поверил ему, уважаемому человеку, пострадавшему от инквизиции, а не подросткам, не говорящим по-английски, и провозгласил Ньюмена виновным в клевете. В тюрьму Ньюмена не посадили, но присудили штраф в 100 фунтов стерлингов, а судья прочитал Ньюмену длинную лекцию о его моральной деградации после того, как тот перешел в католицизм.
Ньюмен уплатил штраф в зале суда, а все судебные издержки в сумме 14 000 фунтов стерлингов, которые должен был заплатить Ньюмен, собрали католики со всей Англии. Оставшиеся после выплаты судебных издержек деньги, были потрачены на покупку небольшой собственности в Вустершире для Ньюмена с часовней и кладбищем, где в конце концов он и был похоронен.
Ахилли, все-таки, потерял свой ореол мученика за веру и тихо сгинул в анналах истории, а Ньюмен, несмотря на удар по престижу, продолжал свою деятельность.
В 1879 году за свои заслуги Ньюмен был возведен папой Львом XIII в сан кардинала, хотя он не был ни епископом, ни жителем Рима. Умер Ньюмен в возрасте 89 лет.
После смерти Ньюмена в 1890 году было решено вместо маленькой церкви Оратори в Бирмингеме построить более крупное здание, как памятник ее создателю. Архитектора пригласили местного. Это был известный церковный архитектор Эдвард Доран Уэбб. Первый камень был заложен в 1903 году. Церковь построена в классическом стиле, который напоминает раннее итальянское барокко.
Новая церковь была построена на основе старой, и пока шло строительство старая церковь продолжала функционировать внутри стороящейся новой. Новую церковь открыли в 1909 году после того, как демонтировали внутри старую.
Орган церкви датируется тоже 1909 годом. Бирмингемская церковь продолжает музыкальные традиции, заложенные еще ее основателем Филиппом Нери. Под сводами церкви звучит музыка Палестрины, Гайдна, Моцарта и других великих и современных композиторов. В церкви часто выступают известные классические музыканты и певцы, есть свой великолепный хор.
Попасть в церковь непосредственно с улицы невозможно, нужно сначала зайти в сам комплекс
внутри комплекса - небольшой церковный дворик
пройдя по галерее и открыв небольшую дверь
попадаешь в приходскую церковь Непорочного зачатия или, как ее называют, церковь Оратори
В церкви проводят службы на разных языках. Русского и латышского сообществ нет, но есть польское и литовское. Священники благожелательно относятся ко всем, даже неверующим. Приглашают пообщаться с земляками и, если есть желание, просто приходить и слушать музыку и хоровое пение.
Церковь Оратори известна не только своим основателем, но и знаменитыми прихожанами. Одним из них был Джон Рональд Руэл Толкин.
Семья отца Джона Толкина были выходцами из восточной Пруссии, из города Кройцбург близ Кенигсберга. Она принадлежала к среднему классу. Предки будущего писателя изготавливали и продавали часы и пианино в Лондоне и Бирмингеме. Отец Джона, Артур Руэл Толкин, работал в банке.
Родители матери Толкина, Эмили Джейн Саффилд, жили в Бирмингеме. Они владели зданием в центре города, где еще прадед Джона держал книжный и канцелярский магазин, а позже торговал тканями и чулками.
Маленький Джон Рональд Толкин с родителями
Когда отца Джона назначили руководителем филиала в Банке Африки, он отправился на новое место службы без жены. Эмили был 21 год, и родители боялись отпускать ее в далекую Африку в таком молодом возрасте, но Эмили, все же, уговорила родителей и отправилась к мужу. Джон Толкин и его брат родились в Оранжевой республике (теперь ЮАР).
Братья Толкин
Когда Джону было три года, они вместе с мамой и братом отправились в Англию, чтобы навестить родных. Пока они наслаждались сельской жизнью в загородном доме бабушки и дедушки в Кингс Хит недалеко от Бирмингема, пришло известие, что их отец заболел лихорадкой, у него открылось кровотечение, и он умер.
Жить у бабушки и дедушки было хорошо, но мальчикам было нужно образование. Использовав южно-африканские акции умершего мужа, Эмили арендовала дом в Бирмингеме.
Эмили была очень начитанная и грамотная женщина. Она постоянно занималась самообразованием и сама обучала своих детей. Но ей было очень тяжело жить без мужа. Эмили искала поддержку в вере, но не находила ее в сухих догмах протестантской церкви, и она стала ходить сама и водить детей в римско-католическую церковь св. Анны. К ужасу родных мать и ее дети были приняты в римско-католическую церковь.
Как-то гуляя по окрестностям, Эмили набрела на церковь Оратори, которая находилась в том же районе, где она арендовала дом. Здесь она познакомилась со священником английско-испанско-валлийского происхождения, который стал ее духовным отцом. Отец Френсис не был особым интеллектуалом, но он оказался настоящим пастырем, заботливым, внимательным и щедрым.
Эмили заболела диабетом, а это случилось тогда, когда инсулина еще не знали. Предчувствуя свою скорую смерть, Эмили попросила отца Френсиса стать после ее смерти опекуном для ее мальчиков. Она боялась, что ее родные и родные ее умершего мужа заставят ее сыновей отречься от римско-католической веры. Отец Френсис полностью исполнил данное матери мальчиков обещание.
Когда Эмили умерла, отец Френсис старался сохранить ее деньги для детей в неприкосновенности до их совершеннолетия. Он платил из своих денег тетке мальчиков за их содержание, хлопотал об устройстве их в лучшую школу Бирмингема, каждое лето возил мальчиков в отпуск в сельскую местность. После школы мальчишки всегда бежали в церковь Оратори, где у них был свой котенок и ждал полноценный горячий обед. По сути, эта церковь была теплым домом для мальчишек-сирот.
Поначалу, когда Джон Толкин учился в Оксфорде, отец Френсис оплачивал его расходы на проживание, а потом просто переводил ему деньги, чтобы он оплачивал свои расходы сам и учился жить самостоятельно.
Когда Джон женился, они всей семьей навещали отца Френсиса, а выбранное для старшего сына имя Джон Френсис отражает привязанность и любовь писателя к своему опекуну. Когда отец Френсис умер, он оставил своим подопечным по 1000 фунтов стерлингов, добрую память о себе и любовь к церкви, которая помогла мальчикам выжить.
Создатель Средиземья
В Бирмингеме есть довольно много мест, связанных с Толкином, которые повлияли на его творчество. Например, до сих пор существуют две башни, которые были прообразами Минас Тирит и Минас Моргул.
Одну башню в народе называют Безумием Перрота, а вторая - викторианская водонапорная башня. Обе башни находятся напротив друг друга.
Про места, связанные с Толкином, я расскажу в другой раз.