Карл I, король Англии, Шотландии и Ирландии, известен, в основном, тем, что лишился головы во время Английской революции 17 века за свое нежелание делиться властью с парламентом и церковные реформы. После казни короля его имущество было распродано, его изваяние у Биржи было разбито, а на постаменте написано Exit tyrannus, regum ultimus (Тирана нет, последнего из королей). Но как оказалось, революционеры слишком поспешили с объявлением о «последнем короле», Великобританией правит уже Карл III.
«Карл I с де Сент-Антуаном» работы Ван Дейка. Картина находится в Виндзорском замке.
Карл I известен не только этим, он собрал одну из самых выдающихся коллекций произведений искусства в Европе. Великий Рубенс охарактеризовал короля, как «самого большого любителя живописи среди принцев мира». В начале правления Карла I королевская коллекция картин была скромной по размеру по сравнению с другими европейскими дворами. Во многом это было связано с протестантской Реформацией. Протестанты рассматривали религиозное искусство как форму идолопоклонства. В результате лидеры Реформации приказали уничтожить религиозное искусство и материальную культуру. Но буквально за два года Чарльз приобрел более 500 картин самых известных художников. Среди них были картины великих Тициана, Рафаэля, Караваджо и других.
Караваджо - один из самых ярких представителей реализма в живописи эпохи барокко.
«Призвание святых Петра и Андрея». 1602-1604 год. Художник нарисовал 12 версий картины. Ученые полагают, что эта картина, которая находится в Королевской коллекции, - оригинал, который считался утерянным.
Рафаэль - представитель искусства эпохи Высокого Возрождения.
«Жертвоприношение в Листре». 1515-1516 годы. Еще будучи принцем Уэльским Чарльз приобрел серию рисунков в натуральную величину для гобеленов, заказанные папой Львом X для Сикстинской капеллы.
Любовь к искусству Чарльза шла из семьи. Его мать, Анна Датская, была покровительницей искусств. Она привила любовь к искусству не только сыну. но и всему двору Стюартов. Его отец, Яков I, был очень образованным человеком. Он занимался теологией и имел обширную личную библиотеку.
«Яков I, Анна Датская и Карл I». Симон ван де Пассе.
Картины в Королевскую коллекцию Чарльз подбирал по своему вкусу. Говорят, что он предпочитал старые работы (в основном 16 века) более современным «из-за их редкости». Он также следовал европейскому вкусу и покупал картины новых художников в стиле барокко.
Альбрехт Дюрер - один из величайших художников Северного Возрождения.
«Буркхард фон Шпейер». Альбрехт Дюрер. 1506 год.
Бронзино - придворный художник Козимо I Медичи, один из самых утонченных художников-маньеристов флорентийской школы.
«Портрет леди в зеленом». Бронзино. 1528-1532 годы.
Ганс Гольбейн Младший - самый известный из семьи Гольбейн, считается одним из самых выдающихся мастеров Северного Возрождения и Реформации.
«Дерих Борн» (купец из Кельна). Ганс Гольбейн Младший. 1533 год.
«Иоганн Фробен» (издатель и книгопечатник). Ганс Гольбейн Младший. 1522-1523 годы.
Андреа Мантенья - выдающийся живописец раннего итальянского Возрождения, представитель падуанской школы живописи.
Картина «1. Трубачи» является одним из девяти полотен, известных как «Триумфы Цезаря», которые можно отнести к лучшим достижениям итальянского искусства эпохи Возрождения. (В коллекции Чарльза были собраны все полотна). Андреа Мантенья. 1485-1506 годы.
Антонис Ван Дейк - мастер придворного портрета.
Главным художником Карла I с 1632 года был фламандский художник Антонис Ван Дейк. Ван Дейк написал несколько портретов короля, среди них - «Тройной портрет короля Карла I». Картина была начата во второй половине 1635 года и отправлена в Рим в 1636 году в качестве справочной работы для итальянского скульптора Бернини для создания мраморного бюста Карла I. Папа Урбан VIII отправил бюст королеве Генриетте Марии, жене Чарльза, в 1638 году в надежде примирить Римско-католическую церковь с Церковью Англии. Бюст вызвал восхищение у короля и королевы, и Чарльз подарил Бернини ценное бриллиантовое кольцо. К сожалению, бюст был уничтожен пожаром в 1698 года, но картина сохранилась и помещена в «Комнату Ван Дейка» в Виндзорском замке.
Первоначально «комната Ван Дейка» была Бальным залом королевы в замке Виндзор до того, как в 1830-х годах были созданы Большая приемная и Палата Ватерлоо. Помещение приобрело свой нынешний облик во времена правления королевы Виктории, когда на его стенах развесили исключительно портреты ван Дайка.
Искусствоведы считают, «сотрудничество фламандца ван Дейка и английского короля Карла I стало поворотным моментом в истории британского искусства. Ван Дейк привнес в английскую придворную живопись элегантность и психологическую глубину фламандского барокко, радикально изменив представление о королевском образе и самом жанре портрета. Их отношения выходили за рамки традиционных заказчик-исполнитель, превратившись в плодотворный творческий союз, определивший стиль целой эпохи».
«Королева Генриетта Мария». Ван Дейк.
«Карл I и Генриетта Мария с принцем Карлом и принцессой Марией» («Великий мир»). Ван Дейк. 1632 год.
О знакомстве Карла I с творчеством ван Дейка ходят легенды. По одной версии, королева Генриетта Мария, вдохновленная отзывами своей матери, Марии Медичи, представила художника королю как «портретиста уровня Тициана». Другая версия приписывает заслугу Рубенсу, порекомендовавшему своему талантливейшему ученику королевский двор. В «Комнате ван Дейка» висит портрет ван Дейка работы Рубенса. Двух величайших мастеров фламандской живописи семнадцатого века связывала не только дружба, но и Англия. Ван Дейк работал художником при дворе Карла I, а Рубенс был дипломатом и жил в Англии с 1629 по 1630 год.
Рубенс - один из основоположников и главных представителей искусства барокко.
«Антонис ван Дейк». Рубенс. 1627-1628 годы.
Автопортрет самого Рубенса был заказан художнику графом Дэнби, в качестве подарка Карлу I, когда он был принцем Уэльским.
Портрет Рубенса находится в «Комнате Рубенса», которая также называется комнатой короля, в Виндзорском замке.
Картина Рубенса «Пейзаж со Святым Георгием и драконом» была выполнена Рубенсом «в честь Англии», которую он отправил домой во Фландрию как «памятник его пребыванию и работе здесь». Позднее картина была «выкуплена обратно» для Карла I его послом в Испанских Нидерландах. Считается, что обстановка и персонажи в картине являются специфически английскими, а река - Темзой, и что Святой Георгий является портретом (или намеком на него) Карла I. Картина сейчас находится в Картинной галерее Букингемского дворца.
Рембрант - единственный из голландских художников, которого по причине особой значимости стали называть не по фамилии или полному имени, а просто Рембрандт.
Собирать картины Рембранта тоже начал Карл I. Первой картиной Рембранта в Королевской коллекции была картина «Старая Женщина, или Мать Художника», подаренная Карлу I сэром Робертом Керром, впоследствии графом Анкрамом.
Джамболонья - представитель маньеризма флорентийской школы, фламандский скульптор, работавший на семью Медичи во Флоренции.
В коллекции Карла I были не только картины, но и великолепные скульптуры. Одна из самых известных скульптур - «Самсон, убивающий филистимлянина» Джамболоньи. Первоначально двух метровая композиция была верхним элементом фонтана для ботанического сада Медичи. Затем фонтан был разрезан на части и отправлен в Испанию в качестве дипломатического подарка герцогу Лерме, влиятельному главному министру короля Филиппа III. «Самсон, убивающий филистимлянина» позже был подарен Чарльзу, принцу Уэльскому (позже Карлу I) во время его визита в Испанию в 1623 году, чтобы попытаться склонить его к женитьбе на испанской невесте. В Англии скульптура стала одним из самых копируемых произведений для садов знати. После казни короля скульптура смогла вернуться королевской семье только в 1762 году, когда ее купил Георг III. Король передал скульптуру Джамболоньи своему другу и придворному Томасу Уорсли, в доме потомков которого скульптура находилась до 1953 года, когда ее приобрел Музей Виктории и Альберта, где сейчас находится скульптура.
В 1649-ом году суд признал Карла I "тираном, изменником и врагом народа". 30 января этого же года короля казнили. Лондонский палач отказался выполнять приговор, другой палач, рубивший королю голову, был в маске. Во время казни короля народ был в шоке. Когда палач поднял голову короля, он не произнес обязательных слов Behold the head of a traitor! (вот голова изменника). Мало того, на следующий день голову короля пришили к телу, чтобы родственники могли похоронить его по-человечески. Описывая личность короля, его обвиняют в фаворитизме, двоедушии и в том, что он с легкостью нарушал свои обещания (интересно, сколько современных политиков сохранили бы свои головы, если бы их судили по таким критериям?).
«Казнь Карла I». Francois van Beusekom. Приблизительно 1650 год.
Оливер Кромвель распродал около 2000 произведений искусства после казни короля, чтобы собрать средства для своей новой армии (большевикам было у кого учиться). После Реставрации Карл II вернул себе то, что мог, но большая часть того, что когда-то было самой важной коллекцией произведений искусства Британии, теперь разбросана по всему миру, составляя основные экспонаты известнейших музеев по всему миру, в том числе парижский Лувр, мадридский Национальный музей Прадо, венский Художественно-исторический музей и другие.
Картина «Карл I на охоте» ван Дейка, написанная около 1635 года из коллекции Карла I была одной из жемчужин коллекции Лувра в Париже с момента открытия музея в 1793 году. В описи картин после казни короля эта картина не упоминается, но известно, что в 1775 году графиня Дюбарри продала ее Людовику XVI, королю Франции.
Картина Леонардо да Винчи «Святой Иоанн Креститель», написанная между 1513 и 1516 годами, считается последней картиной да Винчи. Картина была частью коллекции французского короля Франциска I. В 1625 году король Карл I обменял картины Тициана «Святое семейство» и «Портрет Эразма» Ганса Гольбейна на эту картину у Людовика XIII. После распродажи коллекции Карла I, картина попала в руки банкира Эберхарда Ябаха. Затем картиной владел кардинал Мазарини, а в 1661 году работа снова вернулась к королю Франции - Людовику XIV. Сейчас картина находится в Лувре.
Картина Тициана «Девушка в мехах», которая входила в коллекцию Карла I, сейчас находится в Музее истории искусств в Вене.
Картина «Святой Георгий и дракон» Рафаэля к 1627 году принадлежала Уильяму Герберту, 3-му графу Пемброку. Либо 3-й, либо 4-й граф подарил ее королю Англии Карлу I. После распродажи королевской коллекции картина оказалась во Франции. Она стала изюминкой коллекции финансиста Пьера Кроза. В 1772 году при посредничестве Дидро картину приобрела Екатерина II. В течение полутора столетий картина висела в Эрмитаже и была одной из популярных картин в коллекции. В марте 1931 года эта картина стала частью советской распродажи картин Эрмитажа и была куплена американским банкиром и филантропом Эндрю Меллоном в качестве части его пожертвования Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, где находится и сейчас.