Каждый год перед Рождеством мы ломаем голову, что положить под елочку, чтобы родным и близким доставить радость и удовольствие. Я люблю рождественскую суету с подарками, но не всегда бывает легко найти подарок, который приведет близких в восторг. Мастерами по дарению подарков друг другу были королева Виктория и принц Альберт. Они не только сами радовали друг друга Рождественскими подарками, но и научили этому всю нацию. Британские монархи праздновали Рождество еще с 12 века, но именно Виктория и Альберт, переняв немецкую традицию, ввели обмен подарками в британскую традицию.
Акварель Джеймса Робертса, на которой изображены рождественские столы, накрытые для детей королевы Виктории и ее матери, герцогини Кентской.
Виктория и Альберт праздновали каждое из своих 20 рождеств вместе в Виндзорском замке. Их подарки семье и друзьям были расставлены на столах, украшенных сезонной листвой и маленькими отдельными рождественскими елками. Друг другу они дарили подарки, отмечая места, где побывали вместе в текущем году, интерес друг друга к произведениям искусства и ювелирным украшениям и, конечно, подарки с изображениями их девятерых детей. В Королевской коллекции хранятся многие из этих подарков.
Одним из самых дорогих подарков для королевы Виктории была брошь, подаренная принцем Альбертом в 1842 году, на которой была изображена миниатюра их старшего ребенка, принцессы Виктории. Брошь была вдохновлена одним из херувимов Рафаэля. В своем дневнике Виктория записала: «Мастерство и дизайн весьма изысканны... и дорогой Альберт был так рад моему восторгу, ведь это была полностью его собственная идея и его вкус».
Рафаэль был для принца Альберта величайшим художником из старых мастеров. На Рождество 1858 года принц Альберт подарил королеве Виктории эту фарфоровую пластину, воспроизводящую картину Рафаэля, написанную около 1508 года. Согласно надписи на обороте этой фарфоровой копии, это была его любимая картина из всех. Фарфоровая пластина помещена в немецкую раму из позолоченного дерева. Оригинал Рафаэля когда-то находился во дворце Колонна в Риме, но был приобретен для прусской королевской коллекции в 1827 году. Сейчас оригинал находится в Gemäldegalerie в Берлине. Принц Альберт поделился с женой своей любимой картиной.
Одним из первых рождественских подарков королевы Виктории принцу Альберту была модная тогда китайская трость Малакка, которую Виктория подарила мужу в 1840 году. Принц Альберт коллекционировал трости.
Ручка трости покрыта эмалью с цветами и украшена цветными камнями.
В 1941 году Виктория подарила Альберту портрет Эос, любимой борзой принца, которая сопровождала своего хозяина в Британию в 1840 году во время его женитьбы. Королева Виктория заказала картину сэру Эдвину Ландсиру, одному из лучших художников-анималистов. Борзая на картине бдительно охраняет имущество своего хозяина - его кожаные перчатки, цилиндр и трость. С помощью этих личных вещей художник изобразил отсутствующего хозяина. Говорят, что Ландсир одолжил шляпу и перчатки без ведома принца Альберта, что вызвало некоторую панику среди его личных слуг, когда принц решил выйти, а их не было. Очевидно, секретность была успешной - королева Виктория написала в канун Рождества: «Среди подарков я подарила ему большую картину «Эос» в натуральную величину работы Ландсира, которой он был весьма рад, и это стало для него полной неожиданностью».
Когда Эос умерла в 1844 году, королева Виктория написала о страданиях своего мужа, отметив, что «она была его постоянной и верной спутницей в течение 10 с половиной лет, и ей было всего 6 месяцев, когда он впервые ее увидел. Она была связана с самыми счастливыми годами его жизни…». На Рождество в этом же году Виктория подарила мужу позолоченную металлическую модель борзой Эос на прямоугольной подставке из красного бархата с накладными позолоченными металлическими буквами, составляющими слово EOS.
В 1844 году принц Альберт подарил Виктории на Рождество браслет со своим миниатюрным портретом в доспехах.
Миниатюра на эмали была точно копией портрета Альберта работы Роберта Торберна, который Альберт подарил Виктории на день рождения в этом же году. Виктория была просто без ума от этого портрета.
Чтобы доставить жене удовольствие, принц Альберт заказал миниатюрную копию портрета и разработал дизайн браслета. Виктория записала в своем дневнике: «... он подарил мне прекраснейший браслет со своим дорогим портретом, также по Торберну, прекрасно покрытый эмалью, с копией в уменьшенном размере... Это его собственный изысканный вкус и одна из самых прекрасных вещей, которые я когда-либо видела. Как я буду ценить его, и какое чрезвычайное удовольствие он доставляет. Я надела его сразу же, и он был очень восхищен». Королеву можно увидеть в браслете на акварели Карла Хаага «Вечер в Балморале».
Акварель была подарена королевой Викторией принцу Альберту на день рождения в 1954 году.
В 1845 году принц Альберт преподнес Виктории на Рождество изумрудную тиару.
Альберт потратил месяцы на сотрудничество с ювелиром короны Джозефом Китчингом, чтобы создать тиару в готическом стиле с 19 изумрудными каплями стоимостью 1150 фунтов стерлингов (огромная сумма для 1845 года).
К сожалению, Виктория не внесла эту тиару в сокровища короны, как и остальную часть парюры, которая была создана немного ранее. Изумруды унаследовала внучка королевы Виктории, принцесса Луиза, герцогиня Файф. Парюра описывалась так: «Диадема из бриллиантов и изумрудов, созданная по проекту принца Альберта и установленная Китчингом в 1845 году. Большое ожерелье из квадратных изумрудов и бриллиантовой оправы. Большая брошь с изумрудной и бриллиантовой оправой. Пара серег с длинными изумрудными каплями».
В 1946 году принц Альберт подарил Виктории на рождество очаровательный портрет четырехлетнего принца Уэльского, наследника британского престола работы Винтерхальтера. На портрете наследник изображен в обычном детском «матросском костюме» без каких либо королевских атрибутов. Портрет очень понравился Виктории.
На Рождество 1848 года королева Виктория подарила принцу Альберту картину с видом на Балморал работы Джеймса Джайлса. За год до этого принц Альберт купил аренду на замок Балморал в Шотландии после того, как сэр Роберт Гордон, предыдущий арендатор, умер. Это место очень нравилось Виктории, и она была счастлива, что Альберт его арендовал (в 1852 году Альберт полностью выкупил поместье). Виктория купила картину, на которой изображен старый замок, чтобы подарить мужу и напомнить, как они вместе восхищались этим видом..
Королева Виктория и принц Альберт любили кельтские украшения. На рождество 1849 года принц Альберт подарил Виктории брошь, основанную на старинной броши из библиотеки Тринити-колледжа в Дублине.
Принц Альберт никогда не забывал, что его любимая маленькая жена - монарх великой империи. На Рождество 1855 года Альберт подарил Виктории брошь, которая была предназначена для празднования союза Великобритании с Францией и Турцией в Крымской войне. Брошь состоит из скрещенных флагов Великобритании и Франции. Она инкрустирована рубинами, сапфирами и бриллиантами. Центральный стержень увенчан бриллиантовым полумесяцем и золотым шаром, с центральной бриллиантовой звездой и полумесяцем и изумрудным лавровым венком. Внизу эмалевая лента. Эта брошь была одной из избранных драгоценностей, которые королева Виктория в своем завещании указала оставить короне.