Предрождественский Лондон. Часть 2.

Dec 11, 2024 18:37


Набережные в городах - самые приятные места для прогулок. Вид на реку или море всегда вызывает умиротворение, а знаковые здания на другом берегу реки радуют глаз. Как и многое в Лондоне (и не только в Лондоне), набережная построена не столько для прогулок, сколько в практических целях, не давая Темзе затапливать прилегающие территории, но об этом думаешь меньше всего, любуясь красивыми видами.








Мост Миллениум построили в удачном месте: его южный конец находится около театра Глобус, галереи Бэнксайд и галереи Тейт Модерн, а северный - недалеко от собора Св. Павла. Архитекторы стремились создать, так называемую, «завершающуюся перспективу» через реку (завершающая перспектива - это здание или памятник, стоящие в конце или посредине дороги). В данном случае перспективу завершает собор Св. Павла.






Благодаря приливам и отливам у местных (и не только местных) есть хобби - искать на участках отступившей реки «сокровища Темзы». Как в Латвии ищут на берегу моря янтарь, выброшенный морем, так здесь - старинные монетки и артефакты, выброшенные Темзой. Некоторые даже используют металлоискатели. Для сравнения: высота прилива Темзы - около 6 м, высота прилива на берегу Балтийского моря - в среднем 6 см.






Этих «искателей сокровищ» называют mudlarks. В прежние времена быть mudlarks приходилось от крайней бедности. Термин появился в георгианскую и викторианскую эпоху, когда Темза была одним из основных путей транспортировки товаров в город. В то время берега реки кишели  фигурами  «грязевых жаворонков», в основном бедных женщин и детей, которые «вставали с жаворонками» на работу, когда уровень воды в реке снижался. Когда прилив спадал, они лезли в грязь, чтобы схватить куски угля, веревок или что-нибудь еще, что неосторожные лодочники выронили за борт, и что можно было продать. Сейчас люди лезут в грязь, чтобы найти золотое кольцо эпохи Тюдоров или зуб мамонта.






Прогуливаясь по южному берегу, мы, естественно, посетили место вечной стоянки «Золотой Лани», точной копии корабля Френсиса Дрейка, которая также, как оригинал, совершила кругосветное путешествие. К сожалению, корабль сейчас на ремонте и пришлось довольствоваться его видом в лесах.











Но нам хотелось посмотреть на другое легендарное судно, «Катти Сарк» (Cutty Sark), и мы отправились в Гринвич. До Гринвича на электричке минут 12, пройдя от станции через современный микрорайон, мы оказались на месте. В Гринвиче все дышит морской тематикой.






«Катти Сарк» - единственный «чайный» клипер, доживший до наших дней. Эти парусники с длинным и узким корпусом называли «гончими океана». Они могли пройти от Англии до Китая за три месяца в то время, как обычному кораблю нужен был почти год. После чайной торговли с Китаем, «Катти Сарк» переключился на торговлю шерстью с Австралией, прежде чем в 1954 году он был навсегда пришвартован в Гринвиче, где был превращен в музейное судно.











«Катти Сарк» был спроектирован шотландским инженером Геркулесом Линтоном, построен на верфи Scott & Linton в Дамбартоне, Шотландия, и спущен на воду на реке Клайд в 1869 году. Интересна история названия клипера. Cutty Sark - это прозвище легендарной ведьмы Нэн, героини поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шентер». В поэме Нэн была одета в льняную рубашку (sark по-шотландски - «короткая рубашка» или «нижнее белье»), которую ей подарили в детстве, поэтому рубашка была cutty, то есть слишком короткой (cutty по-шотландски - укороченный). Предполагают, что такое название своему клиперу Линтон дал, чтобы подчеркнуть стремительный полет клипера над волнами и придать момент мистики. Первоначально Линтон планировал назвать корабль «Морская ведьма», но такое название уже было зарегистрировано, поэтому он придумал  более оригинальное название, но имеющее похожий смысл.






"Как вздрогнула она, бедняжка,
Когда Короткая Рубашка,
Вдруг вынырнув из-за куста,
Вцепилась ей в репей хвоста.
В последний раз собравшись с силой,
Рванулась добрая кобыла.
Взлетела на скрипучий мост,
Чертям оставив серый хвост..."

Отрывок из поэмы «Тэм О’Шентер» Роберта Бернса.






Следующим этапом нашего «морского» путешествия по Гринвичу было посещение Морского музея.






Существованием этого музея в Лондоне британцы обязаны щедрым пожертвованиям судовладельца сэра Джеймса Кэрда. Накопив значительное состояние, Кэрд решил заняться сохранением британского морского наследия. Он участвовал в различных проектах, но его мечтой было создание Морского музея. Когда в Гринвиче освободились здания морского пансиона и школы с морскими традициями при Королевской больничной школе в Гринвичском морском госпитале, Кэрд предложил профинансировать все расходы на их реконструкцию для использования в качестве музея.






Бывший Гринвичский морской госпиталь был построен по проекту Кристофера Рена, великого британского архитектора.  Эта часть бывшего госпиталя - старый Королевский военно-морской колледж - «архитектурная доминанта объекта всемирного наследия, известного как «Морской Гринвич», описываемого ЮНЕСКО как «лучший и наиболее четко выделенный архитектурно-ландшафтный ансамбль на Британских островах». Мотивы госпиталя часто использовали эдвардианские архитекторы. Наиболее яркий пример - Ливерпульский морской порт.






Король Георг VI официально открыл музей 27 апреля 1937 года. На открытии присутствовали королева Елизавета (будущая королева-мать), королева Мэри и принцесса Елизавета. Став королевой, Елизавета II не забывала музей и посещала его несколько раз.





Открытие музея.

Начало коллекции музея положил Джеймс Кэрд. Еще во время реконструкции зданий, он собрал большое количество исторических артефактов, редких книг, глобусов, морских инструментов, произведений искусства и моделей кораблей, которые, как сообщалось в 1934 году, стоили более 300 000 фунтов стерлингов. В музее хранятся самые важные в мире коллекции по истории Британии на море, включающие более двух миллионов экспонатов: морское искусство, картографию, рукописи, модели и планы кораблей, научные и навигационные приборы, а также приборы для хронометража и астрономии (большинство приборов находятся в обсерватории, добраться до которой у нас уже не было времени).





Сюртук, в котором погиб адмирал Нельсон.

Навигационные приборы которыми пользовались во времена Тихо Браге (16 век). Крайний справа «Портрет джентльмена» 16-го века, возможно, изображает Чарльза, графа Девонширского.






На другом стенде в верхнем ряду в центре - секстант, который вытеснил в 18-ом веке астролябию как главный навигационный инструмент.






В Музее находится одна из крупнейших коллекций моделей кораблей. Их здесь насчитывается более 3500. В коллекцию входят военные корабли, торговые и рыболовные суда и другие суда всех видов и размеров, а также судовое оборудование и топографические модели верфей и портов. Есть модели парусного флота 17-го и 18-го веков, кораблей 19-го века и даже экспонаты, относящиеся к Древнему Египту. Основа коллекции восходит к началу 19-го века, когда сэр Роберт Сеппингс, морской архитектор, основал национальную коллекцию моделей кораблей в Сомерсет-Хаусе. Когда в 1934 году Актом парламента был учрежден Национальный морской музей, коллекция Сеппингса была передана музею и объединена с моделями кораблей из нескольких других коллекций. Коллекция моделей постоянно пополняется новыми поступлениями.




































Залы музея, как пещера Али Бабы, забиты под завязку морскими предметами самого разного назначения.






У многих предметов своя интересная история. На нескольких стендах расположилась военно-морская геральдика в виде корабельных значков. Бросается в глаза, что значки имеют не только разное изображение, но и разную форму. Знающие люди объяснили, что первоначально для линкоров и линейных крейсеров это был «Круг», для крейсеров - «Пентагон» (пятиугольник), для эсминцев - «Щит» и для всех остальных типов - «Ромбовидный». В 1940 году было решено, что все значки будут круглыми, но после войны все снова изменилось: ромбы обозначали береговые учреждения, входящие в состав Королевского флота, пентагоны - корабли вспомогательного флота, а круги - все остальное, включая командование.






У офицеров флота было свое личное оружие: сначала мечи и шпаги, позже - огнестрельное. В музее отражены не только флотские традиции, но и обычные бытовые традиции британцев - послеобеденный чай, спорт.











В каютах офицеров, обычно, стояли бюсты известных морских деятелей, статуэтки морских существ или патриотические. На фото в первом ряду бюст Нельсона, скульптура Девы моря и «Британия».






Носовые фигуры кораблей часто представляли из себя настоящие произведения искусства.






Эта носовая фигура HMS Seringapatam, 46-пушечного военного корабля, спущенного на воду на верфи Бомбея в 1819 году. Фигура изображает Типу Султана Майсура верхом на мифической птице Рух.






В музее довольно приличная коллекция картин и портретов на морскую тематику.










Художник-маринист Дэвид Джеймс, чьей визитной карточкой было изображение волн.





Николас Покок. "Бой при Сан-Доминго" - последний классический эскадренный бой эпохи парусников. 1806 год.





Джон Кливли Старший. «Royal George» в Дептфорде во время спуска на воду HMS Cambridge". 1755 год.





Джон Эскью. «Китобойное судно и другие суда при легком ветре». Конец 18-го века.

В музее есть зал с витражами, которые я, конечно же, не могла пропустить. Этот витраж представляет из себя мемориал, посвященный Первой мировой войне, созданный Джоном Дадли Форсайтом в 1922 году и первоначально установленный над лестницей Балтийской биржи в Лондоне. Витражи в целости и сохранности пережили Вторую мировую войну, но были частично повреждены во время взрыва бомбы ИРА в 1992 году. Здание биржи из-за больших разрушений не стали восстанавливать, а витражи после ремонта перевезли в Морской музей.






Мемориал представляет собой полусферический полукупол высотой около 3 метров с 240 панелями, разделенными на пять секторов, с пятью прямоугольными окнами из расписного цветного стекла, каждое из которых представляет собой олицетворение одной из добродетелей - Истины, Надежды, Справедливости, Стойкости и Веры. На куполе изображена крылатая фигура Победы.





«Окна добродетели - Правосудие»

Выйдя из музея, мы решили не возвращаться назад на станцию и ехать в центр на электричке, а вернуться водным путем. Осматривать другие достопримечательности Гринвича уже не было времени, просто сделали несколько фото по дороге.





















Речной трамвайчик был полупустой, он мчится быстро, но останавливается у каждой пристани. По дороге можно вблизи насладиться культовыми зданиями, обычно видимыми с берега издалека.
















Выйдя на берег, мы не могли пройти мимо Тейт Модерн. В Турбинном зале Галереи всегда проходят выставки современного искусства художников, чьи имена сейчас на слуху. На этот раз в Турбинном зале была инсталляция кореянки, живущей в Амстердаме, Мире Лин. Фишка художницы - провоцировать зрителей, создавая инсталляции, похожие на выпотрошенные внутренности. В этот раз ее объекты похожи на куски содранной кожи.






Действо описывается так: Медленно вращающаяся промышленная турбина перекачивает вязкую темно-розовую жидкость через похожие на вены силиконовые трубки. Одна часть жидкости собирается в поддон, другую впитывают растянутые повсюду куски ткани, которые художница называет «кожами». Периодически команда техников раскладывает их на стеллажах, а после высыхания - подвешивает под потолком на системе шкивов. К концу работы выставки количество кож увеличится, создавая ощущение, что само здание сбрасывает свою шкуру обшивку.






Выйдя из галереи, мы постояли на мосту, глазея, как маленький буксирчик тянет за собой три огромные баржи, полностью заполненные контейнерами. На мой взгляд, это действо интереснее, чем созерцания сушащихся «кож». Потом мы отправились гулять по вечернему Лондону.






искусство, море, Англия

Previous post Next post
Up