Прогулявшись по Зимнему саду, мы отправились в Галерею Millennium, которая, как и оранжерея, была создана в рамках проекта Sheffield's Heart of the City. В галерее есть две постоянные коллекции и два временных выставочных пространства. Вход в галерею бесплатный.
Одна из постоянных коллекций галереи - Metalwork Collection, в которой собрано более 13 000 изделий из металла. Пару лет назад я делала пост
Викторианский стиль жизни. Столовые приборы и столовое серебро, в котором рассказывала историю производства столовых приборов и серебра в Шеффилде и Бирмингеме. Приехав в Шеффилд, было интересно познакомиться с «героями» моего поста в реальности.
Первое упоминание о столовых приборах, сделанных в Шеффилде, относится к 1297 году, когда в налоговых записях упоминается Робертус ле Котелер (Роберт Катлер, то есть Роберт-ножовщик). К 14-ому веку Шеффилд был известен производством ножей, к концу века четверть населения Шеффилда уже числились ножовщиками. В 16 веке была создана компания ножовщиков Company of Cutlers, которая занималась регистрацией клейм и обучением молодых ножовщиков (такая ранняя регистрация клейм делает идентификацию шеффилдских столовых приборов довольно простой). Голова слона на гербе символизирует рукоятки из слоновой кости, а полоса посередине с пучками стрел и снопами пшеницы символизирует происхождение названия Шеффилд, которое переводится как «открытое пространство у реки Шиф, то есть по-русски, Сноп».
Фото из интернета
Эта выставка рассказывает, как Шеффилд стал знаменитым, благодаря своим столовым приборам: от зарождения отрасли в 1200-х годах, пройдя «золотой век», а потом его упадок, войдя в новое возрождение в 20-ом веке.
В Средние века ножи изготавливали в нескольких городах Англии, но упоминание Чосера о Sheffield thwitel в его «Кентерберийских рассказах» говорит о том, что шеффилдские ножи были очень популярными у населения. В то время нож считался ценным имуществом и обычно носился при себе. К 1700 году Шеффилд начал производить новые продукты, такие как складные пружинные карманные ножи с «букетом ножей» на лезвии. Шеффилдские ножовщики разработали методы производства карманных ножей по доступным ценам, и благодаря этому они получили широкое распространение. С годами конструкции развивались таким образом, что они были полезны практически для любого случая - от нарезки фруктов или заточки перьев (перочинных ножей), до более прочных ножей, используемых кучерами и солдатами. Ножи изготавливались с множеством других складных инструментов для различных целей, таких как шипы для удаления камней из копыт лошадей, ножницы, небольшие пилы, штопоры, пробойники для кожи и даже ключи от дверей железнодорожных вагонов. Военные ножи для солдат и матросов были разработаны в девятнадцатом веке из прочных и профессиональных ножей, поставляемых кучерам и торговцам
Благодаря многовековому мастерству шеффилдских ножовщиков, которое передавалось из поколения в поколения, Made in Sheffield было знаком качества и гарантией прочности и надежности ножа. В восемнадцатом веке впервые были изготовлены столовые приборы. Ложки не производились в больших количествах, пока не появились сложные процессы гальванизации. Ножи и столовые приборы Made in Sheffield продавались по всей Англии, и куда бы английские эмигранты не уезжали, они всегда брали с собой шеффилдский нож для работы и шеффилдские столовые приборы для еды.
Шеффилдские ножи 19-го века.
Когда ножи украшали серебряными накладками, они уже относились к сегменту лакшери и стоили дороже. Нож и вилка справа с серебряными накладками сделаны в начале 1800-х годов.
По мнению некоторых историков, развитие столовых приборов от ножа до ложки, а затем вилки отображает процесс цивилизации. Инструменты, которыми мы едим, и то, как мы их используем, являются мерой нашей культурной эволюции. В тринадцатом веке воспитанному человеку советовали «не прихлебывать с ложки, находясь в компании». Эразм Роттердамский в 16 веке упрекал «деревенщину», которая опускала пальцы в соус. В 18 веке «изысканный» человек должен был использовать салфетку, тарелку, нож, ложку и вилку. «Было бы совершенно неприлично обходиться без любой из этих вещей во время еды», - гласили правила этикета. В 19-м веке использование все большего и более сложного набора инструментов для еды стало мерой вежливости: ложки для супа и десерта, ножи для рыбы, мяса и фруктов, сервировочные приборы для спаржи и сыра.
На этом стенде представлены столовые приборы и посуда 18-19-го веков. 1 - пила для резки, 4 - ложка для фруктов, 8 - лопатка для крамбла, 12 - нож для рыбы.
Открытие Гарри Брирли нержавеющей стали является величайшим вкладом, который Шеффилд внес в индустрию столовых приборов в прошлом столетии, и в музее есть хорошая коллекция столовых приборов с 1917 года по 1990-ые годы.
Казалось бы, новых столовых приборов уже не придумать, но шеффилдские мастера считают, что в новом тысячелетии цивилизация должна продвигаться с помощью переоценки дизайна столовых приборов. Вот пара образцов, созданных шеффилдскими дизайнерами для проекта Millennium Canteen.
Сервировочная ложка и чайная ложка Кита Тиссена
Ложки созданы из стерлингового серебра и натуральных ракушек, «сшитых» золотой проволокой. Дизайн Кита был вдохновлен одними из самых первых «ложек», когда древние люди черпали бульон раковинами и привязывали к ней палочку, чтобы не обжечь пальцы.
Нож «Грифон» и вилка «Дракон» Стеллы Кэмпион.
Сначала фигурки были выплавлены из воска, а затем отлиты.
В коллекции музея есть не только столовые приборы, но и все, что режет, колет, бреет - ножницы, медицинские инструменты, бритвы.
Коллекция ножниц в музее внушительная - от миниатюрных, которые надо рассматривать в лупу, до больших, портновских. Самые ранние ножницы относятся к 16 веку.
Крайние слева ножницы изготовлены в Шеффилде в начале 1500-х годов. Миниатюрные ножницы в центре - в 1830-м году компанией J. Rodgers & Sons
Качество изделий компании J. Rodgers & Sons выделялось даже на фоне шеффилдских мастеров. Компания была поставщиком для дворов пяти британских королей и королев и американского Конгресса. В Персии, Индии и Цейлоне имя Роджерса стало ассоциироваться с качеством и вошло в местный разговорный язык, как «руджус». В 1821 году Джозеф Роджерс подарил королю Георгу IV миниатюрный образец перламутрового складного ножа с 46 лезвиями, которые в закрытом виде занимают всего 25 мм. Нож хранится в Королевской коллекции Букингемского дворца.
Фото из интернета
На этом стенде ножницы 1990 года, 1902 и 1786.
Еще одна шеффилдская компания, изделиями которой пользовалась королевская семья, - Thomas Turner & Company. Компания была основана в 1802 году и была известна своими столовыми приборами и ножами всех видов (в том числе садовых), а также мастерками, стамесками, ручными пилами и другими ручными инструментами.
Вторая часть коллекции включает в себя предметы домашнего обихода - чайники, кувшины, посуду, подсвечники, подносы, а также спортивные кубки.
После изобретения Томасом Булсовером Old Sheffield Plate в 1743 году серебряные изделия из Шеффилда стали более доступными для среднего класса. На фото ниже на переднем плане миска для черепахового супа, сделанная из Old Sheffield Plate приблизительно в 1800 году. Наряду с изделиями шеффилдских мастеров, в коллекции есть экспонаты со всего мира. За черепахой находятся скульптуры «Японская надежда» Киоко Кумай. Они были выбраны в ознаменование столетия со дня разработки нержавеющей стали в 2013 году. Скульптуры "Надежда" сплетены из отходов нитей нержавеющей стали, они выглядят совсем не так, как, по нашему мнению, должна выглядеть сталь.
К открытию Галереи Millennium в 2000 году «механическому скульптору» Джонни Уайту была заказана скульптура. Джонни соорудил нечто, похожее на дерево с тремя головами, похожими на головы жирафа, подсолнуха и чего-то непонятного. Скульптура называется Barking up the Right Tree. Вся скульптура полностью увешана ножами, вилками и ложками, подаренными жителями Шеффилда. Первоначально планировалось, что скульптура простоит полгода, и ее уберут, но по настоянию жителей Шеффилда ее оставили в постоянной экспозиции. Рядом с «деревом» находится «Forkocactus Spoonelliflora» музыкальная шкатулка для пожертвований. Когда монета опускается в шкатулку в одну из щелей, она ударяется о секцию «музыкального инструмента» внутри и издает ноту. Шкатулка была заказана в 2008 году и вдохновлена кактусом из находящегося рядом Зимнего сада. Как и Barking up the Right Tree, в ее дизайне использованы столовые приборы.
Жирафа симпатичная, я думаю, что это девочка - у нее губки бантиком и кокетливые рожки.
На передней части ствола «правильного дерева» расположены четыре кнопки. При нажатии одной кнопки раздается собачий лай, нажимая каждую из трех других, начинают двигаться головы.
В галерее представлены работы еще одного шеффилдского серебряных дел мастера - Криса Найта. Работы Криса представлены во многих крупных музеях и публичных коллекциях по всему миру, включая Музей Виктории и Альберта, Почтенную компанию золотых дел мастеров, Городской музей Бирмингема, Музей декоративного искусства в Париже и других. Один из экспонатов - чаша Lest We Forget 2010 года.
Современные шеффилдские мастера создают и ювелирные украшения из серебра. Вдохновение ювелиры, работы которых выставляют в Millenniu, черпают из самых разных источников, например... у слизней. Молодой дизайнер Эми Финдли, закончившая Школу искусств Глазго в 2022 году, с восхищением наблюдала за грациозными движениями слизней в своем саду. Из этих наблюдений родилась коллекция брошей, колье, колец и заколок существ, которых мы считаем вредителями и безжалостно уничтожаем.