Недавние исследования рынка недвижимости в Великобритании выявили бесспорного фаворита, за которого покупатели готовы платить в разы больше, чем за любые другие дома того же размера и в тех же местах. Это дома в архитектурном стиле Arts and Crafts. В Бирмингеме на улице Colmore Row стоит здание, которое считается «одним из важнейших зданий в стиле Arts and Crafts в стране». Оно является памятником архитектуры I категории, к нему всегда водят студентов.
Здание было построено в 1900 году для страховой компании Eagle Insurance. На первом этаже всегда располагалась кофейня. Сейчас в здании офисы разных фирм. В знаменитой серии путеводителей по архитектуре Великобритании Pevsner Architectural Guides здание описывается, как «одно из самых оригинальных зданий своего времени в Англии».
Здание на Colmore Row в стиле Arts and Crafts было спроектировано двумя английскими архитекторами Уильямом Летаби и Джозефом Ланкастером Боллом (спроектировал Летаби, Болл был исполнителем). В своих работах Летаби тяготел к примитивным формам и символизму. Орел, украшающий мансардный этаж, символизирует бога солнца, а бронзовые диски на входных дверях - сами солнца. Структура несущих стен здания, бетонных полов и стальных балок выражена прямо и просто на фасаде. Среди архитектурных элементов - античные пилястры, фризы романского происхождения, англо-саксонские треугольные фронтоны над окнами, фронтоны над входами, вдохновленные буддийскими вратами. Все смешалось в доме Облонских
Дома в стиле Arts and Crafts одни из самых сложных для идентификации, поскольку создатели стиля черпали элементы из некоторых других стилей, хотя некоторые ключевые особенности, определяющие этот стиль, все-таки, есть. Некоторые специалисты считают, что Arts and Crafts в архитектуре - это не совсем один стиль, а скорее определенный подход ко многим различным типам архитектуры.
Главные особенности стиля:
- Для строительства использовались исключительно натуральные материалы: от камня и необработанного кирпича до больших дубовых рам и деревянных балок. Менять в таких домах деревянные рамы окон на пластиковые, считается кощунством. Входные двери, обычно, прочные и массивные и украшены витражами.
- Дома, обычно, имеют простые формы, асимметричные крыши с крутыми скатами и открытыми деревянными балками, большие дымоходы, часто высокие и широки с декоративной кирпичной кладкой, каменные или кирпичные детали на стенах и эркеры.
- Окна часто состоят из нескольких небольших панелей, установленных в подвесных створках, обычно деревянных или металлических.
- Редко можно встретить дом в стиле Arts and Crafts без крыльца, которое может включать в себя нишу или арочный проем, а может тянуться вокруг дома в качестве веранды.
- Дизайны, мотивы и узоры вдохновлены природой.
Коттедж Stoneywell построен в 1899 году Эрнестом Гимсоном в качестве летней резиденции для его брата Сидни Гимсона и его семьи. Дом оставался во владении семьи Гимсон более 100 лет, пока его не выкупил Национальный фонд, отреставрировал и создал музей, чтобы показать, как жила и работала семья
В отличие от типичной британской викторианской архитектуры, отличительными чертами которой была экстравагантность и витиеватость, движение Arts and Crafts прославляло красоту природного мира и было призвано вернуться к доиндустриальному миру простоты. Предпочтение отдавалось простым, лишенным украшений формам, в которых функциональность и полезность были главными. Приветствовалась ручная работа и отвергалось массовое производство.
Дом Пьюджина The Grange. 1843 год.
Дизайнерское движение Arts and Crafts началось как восстание против роскоши промышленной революции, где дизайн мог быть излишне переусердствован. Вместо этого предлагалось сосредоточиться на противоположном - вместо массового производства все должно было быть сделанным вручную и персональным. Идея заключалась в том, что если качество сможет заменить количество, то хороший дизайн и хороший вкус возобладают. Идея утопическая, но она жива до сих пор.
Крогсайд, Нортумберленд.
Британцы очень привержены традициям, и их исследования того, как средневековые строители работали над созданием оригинальных готических зданий, привели некоторых викторианских архитекторов к поиску способов традиционных методов ручной работы, использовавшихся в Средние века. Старые ремесла считались «честными и естественными». Наем лучших мастеров - плотников и каменщиков, штукатуров, художников и резчиков - считался лучшим способом создания хороших зданий. И эти здания, опирающиеся на народные ремесленные традиции, также подходили для их местности. Эти изыскания архитекторов Arts and Crafts представляют собой дома традиционного вида, которые черпают вдохновение из местных народных архитектурных форм. Многие дома в стиле Arts and Crafts имеют длинные низкие фасады, которые, как пишут архитектурные критики, «прижимаются к земле, оставаясь близко к земле, из которой они, кажется, появляются».
Аrts and Crafts, как художественное движение, во многом обязано Бирмингему. Удивительно, город, где родилась техническая революция, оказался в авангарде противостояния этой революции, вернее, ее издержек. Зародившись как реакция, откат на индустриализацию и механизацию, стандартизацию и массовое производство индустриальной эпохи, движение Аrts and Crafts пропагандировало простой функциональный дизайн без излишних украшений и излишеств викторианской эпохи (движение не отвергало работу машин, оно отвергало массовое производство).
Началось все с того, что группа друзей сплотилась вокруг Уильяма Морриса и нескольких его одноклассников, которые учились в Школе короля Эдуарда в Эджбастоне, Бирмингем. Из этой группы развился кружок прерафаэлитов, который черпал вдохновение в средневековом прошлом. В 1861 году была основана крупная дизайнерская фирма Morris and Co., в которой работали художники-дизайнеры Данте Габриэль Россетти, Форд Мэдокс Браун и, конечно же, мой любимый Эдвард Берн-Джонс (это удивительное стечение обстоятельств, или судьба, жить там, где жили и творили мои любимые деятели искусства). В Бирмингеме образовалась школа искусств, в которой возникла «Бирмингемская группа» художников и Бирмингемская гильдия ремесел. Местные бирмингемские архитекторы и дизайнеры вывели Бирмингем в авангард новой британской архитектуры.
Имение Уинтерборн, Эджбастон, Бирмингем. Принадлежит Национальному трасту.
Особенностью движения Аrts and Crafts было то, что значительная часть его ведущих деятелей получили образование архитекторов. «Отцом» архитектуры Аrts and Crafts считается Филипп Уэбб, который был деловым партнером Уильяма Морриса. Он спроектировал много домов в стиле Аrts and Crafts, в том числе дом для самого Морриса, «Красный дом», который считается «иконой» архитектурного стиля Аrts and Crafts.
Еще один дом в стиле Аrts and Crafts, который Уэбб создал для адвоката Джеймса Била, его жены Маргарет и их семьи из семи детей, сейчас принадлежит Национальному фонду.
Еще одним столпом архитектуры Аrts and Crafts был Уильям Летаби (тот самый, что создал дом, с которого я начала свой рассказ). Летаби оказал огромное влияние на распространение движения Аrts and Crafts. Многие его идеи копировались другими архитекторами.
Церковь Всех святых в Девоне в стиле Аrts and Crafts.
Дом Melsetter House Летаби построил на Оркнейских островах. Томас Миддлмор унаследовал состояние, заработанное в Бирмингеме на производстве кожаных велосипедных сидений, и решил переехать на Оркнейские острова со своей женой Теодезией Маккей, известной вышивальщицей и ткачихой. Оба были учениками Уильяма Морриса и предложили архитектору Уильяму Летаби превратить существующий дом в нечто совершенно иное. В результате получился трехэтажный загородный особняк, построенный вокруг мощеного двора с обнесенными стеной садами. Южное крыло Melsetter House включало оригинальный дом 1738 года, а один из оригинальных флигелей был преобразован в часовню, посвященную в 1900 году Святому Колму и Святой Маргарите.
Сэр Эдвин Лаченс считается виртуозом адаптации традиционных архитектурных стилей к требованиям своей эпохи. Он спроектировал множество загородных домов в стиле Аrts and Crafts с элементами тюдоровской эпохи и народными элементами юго-восточной Англии.
Познакомившись с Гертрудой Джекилл, Лаченс начал сотрудничать с ней. Лаченс создавал дом, Джекилл разбивала вокруг него сад.
Аrts and Crafts была не просто архитектурой для элиты. На самом деле движущей силой его авторов было донести «дизайн на уровне искусства» до многих. И именно этот дух Джон Кэдбери, основатель шоколадной фабрики в Бирмингеме, использовал для преобразования своего родного города.
«За 50 лет руководства», - сказал однажды Джон Кэдбери, - «я не нашел лучшего способа улучшить положение человека, чем поднять его идеалы. Но как он может развивать идеалы, если его дом - трущобы, а единственное место отдыха - трактир?».
Кэдбери создал Борнвиль - идеальное место для жизни, работы и отдыха людей. Кэдбери поручил молодому архитектору Уильяму Александру Харви большую часть проектных работ. Будучи учеником Бидлейка, самого выдающегося архитектора Бирмингема эпохи Аrts and Crafts, Харви спроектировал ряд коттеджей в стиле Аrts and Crafts.
Дома в стиле Аrts and Crafts строили не только в Борнвиле, но и в нашем Эджбастоне. Архитектор Уильям Бидлейк построил в Эджбастоне несколько домов этого стиля. Среди них Garth House, построенный им в 1901 году.
Архитекторы Х. Т. Бакленд и Э. Хейвуд Фармер построили дом для самого Бакленда, который жил там до своей смерти
Дома в Эджбастоне в стиле Аrts and Crafts, выставленные на продажу. Фото с сайта OnTheMarke.
Цена дома 2,5 млн. фунтов сиерлингов.
Стиль Аrts and Crafts возник в Англии в середине 19 века и пришел в Америку примерно в начале 20 века. Почва для строительства домов в этом стиле в Америке оказалась благодатной. Требовалось большое количество бунгало для рабочего класса, которые были предназначены для того, чтобы дать семьям возможность владеть хорошо спроектированным домом, который было бы легко содержать и управлять. Кроме того, строительство домов исключительно из природных материалов, давало возможность сооружать дома из того, что обычно было в достатке в большинстве штатов - камни, кирпичи ручной работы, дерево.
После того, как братья Грин из Калифорнии разработали интерпретацию Craftsman, стиль Аrts and Crafts по-настоящему распространился в США. Это произошло после поездки одного из братьев в Англию в 1901 году. Он привез идеалы Arts & Crafts за десятилетие до того, как движение могло достичь Западного побережья. «Их целью было разработать уникальный стиль архитектуры, соответствующий климату и образу жизни Калифорнии... массивные сваи из речного камня и клинкерного кирпича, японские фонари, веранды и перголы, открытые дворы и тенистые веранды, а также низкие крыши с выступами стропил», - пишет историк Arts & Crafts Брюс Смит
Культовый дом братьев Грин.
Многие американцы считают Craftsman уникальным и исключительно американским стилем, но нисколько не умаляя гениальности братьев Грин, их стиль, все-таки, вырос из корней Аrts and Crafts, отцом-основателем которого был Уильям Моррис.
Стиль Craftsman был распространен и в Канаде. Пожалуй, наиболее выдающейся среди канадских архитекторов была команда Артура Николсона и Роберта Макбета из Ниагары, которые вместе в период с 1921 по 1931 год создали ряд великолепных домов в стиле Craftsman. Артур Николсон - сын американского иммигранта в Канаде, Роберт Макбет, архитектор из Шотландии, иммигрировал в Канаду во втором десятилетии 20-го века. Николсон был консервативен, в то время как Макбет фонтанировал фантастическими идеями. Выработав баланс в своем партнерстве, архитекторы создавали уникальные творения.
Burgoyne House. 1924 год.
Классика стиля.
Riddle House Plus. 1927 год.