Путешествия интересны не только красивой природой, историей, памятниками архитектуры, артефактами в музеях, но и неожиданно вкусной едой, которую не ожидаешь встретить в забытой богом провинции, и встречами с людьми, которые оставляют след в твоей памяти. Одним из самых запоминающих моментов нашего нынешнего путешествия по латвийскому региону Курземе была поездка в Каздангу, маленький уютный поселок в 60 км от Лиепаи с населением чуть больше 500 человек. Начну по порядку с главной достопримечательности - Каздангского Дворца, но сначала от автостоянки пройдемся до него по мосту, построенному в 1840 году.
Мост ведет через речку Алоксте, от которой остался лишь маленький прудик. В народе мост называют Vaidu tilts (Мост стонов). Говорят, что во время строительства моста была пролито не только много пота, но и крови, люди калечились, были и погибшие.
Дворец в Казданге и земли вокруг него принадлежали 14-ти поколениям семьи Цеге фон Мантейфель. О том, кто впервые поселился здесь, ходят различные легенды. Ходили слухи, что Мантейфели произошли от внебрачного сына епископа. Якобы в 1417 году у курляндского епископа была служанка, латышка. Епископ был к ней неравнодушен, но когда узнал, что она ждет ребенка, он, спасая честь епископа, приказал девушке выйти замуж за ловца бродячих собак по имени Шойе. Говорят, что за это находчивый живодер потребовал у епископа титул барона, но позже все Шойе взяли фамилию Мантейфель. Латышская Википедия утверждает, что предки Мантейфелей прослеживаются с 13 века в Померании, и по легенде рода, первые его представители были воинственными и злыми, поэтому их называли «людьми дьявола» (man Düwel). Откуда бы не появились Мантейфели, от дьявола или от епископа, из архивных документов известно, что Пилтенский епископ, которому принадлежали эти земли, в 1533 году передал их роду Цеге фон Мантейфелей. Каздангский дворцово-усадебный комплекс (Katzdangen) был построен между 1800 и 1804 годами бароном Карлом Готхардом Эрнстом фон Мантейфель и его женой Екатериной Шарлоттой фон Баер. В комплекс входят дворец, Дом Кавалеров, дома управляющего и прислуги, конюшня и амбар. Дворец построен по проекту известного западноевропейского архитектора И.Г. Берлица в стиле классицизма. Сейчас во дворце музей.
Недалеко от дворца стоит деревянная скульптурная группа - девушка и три козочки. Это иллюстрация к легенде о том, как Казданга получила свое латышское имя. Говорят, что старый барон с баронессой любили объезжать свои владения и любоваться лугами, полями и прудами. Однажды барон с баронессой приметили на одном из лугов красивую девушку, пасшую белых козочек. Баронесса спросила у красавицы, как ее зовут, и услышала: «Меня зовут Данга и я пасу коз». (Mani sauc Danga, un es ganu kazas). Баронессе девушка понравилась, скромная, воспитанная и не пугливая, и баронесса попросила мужа взять девушку в служанки. Муж сначала отказывался, но затем согласился. Так Данга попала работать во дворец. Баронесса к своей протеже относилась с большой симпатией, и называла ее «козья Данга» (kazu Danga). Якобы, имя девушки и ее козы стали названием здешних мест.
В дворцовый комплекс входят так же усыпальница баронов фон Мантейфелей. Строительство усыпальницы началось в период с 1903 по 1904 год, но работы были прерваны Первой мировой войной. В усыпальнице стояли мраморные памятники, фонтаны, и могилы были покрыты тяжелыми каменными плитами с именами усопших.
В могильном комплексе находятся 12 каменных мемориальных досок, а также приблизительный вид места, где должны были храниться оцинкованные гробы.
Вокруг дворца разбит парк. Это не совсем типичный приусадебный парк. Мантейфели хотели сохранить природную среду в первозданном виде, лишь очистив лес от старых и мертвых деревьев и проложив прогулочные дорожки. В настоящее время Казданский парк считается одним из крупнейших и богатейших в дендрологическом отношении усадебных парков в Латвии. Парк очень большой и красивый с лесными массивами, водоемами, лугами, тропами с деревянными скульптурами, историческими артефактами, детской площадкой, зоной отдыха и кафе. Здесь можно провести весь день.
«Сердце Казданги» - старинная клумба в форме сердца.
Дерево любви. Совсем не обязательно на свадьбу вешать замочки. Можно просто поцеловаться под деревом любви. И не обязательно на свадьбе.
Построенный в 1914 году валунный грот был любимым местом отдыха барона фон Мантейфеля. По легенде, барон ходил в грот пить чай, а в парке вокруг него была очень хорошая акустика, поэтому барон, сидя в гроте, мог слышать каждый разговор, происходящий в усадьбе.
Круглый крест - необычный тип надгробий для Латвии. По легенде, до 1800 года в этом месте жил Шефер, главный лесник поместья Казданга, который влюбился в местную девушку, которая родила от него ребенка. Девушка, не вынеся позора, покончила жизнь самоубийством, и была похоронена вне кладбища на противоположном берегу Алоксте, где на ее могиле был установлен круглый крест. Лесничий, не смог жить без своей любимой и тоже покончил жизнь самоубийством, завещав похоронить себя на другой стороне реки, напротив могилы любимой. Круговой крест лесничего расположен в еловом лесу примерно в 60 метрах от края дороги Скрунда-Казданга. Знатоки называют это место рощей Шефера. В Верхней части креста мелким текстом выбит год «+cMDCCC+» (1800), в нижней части - «OBERFORSTER SCHAFER».
Погуляв по парку, мы поехали дальше, решив заехать в Музей молока, который находится неподалеку в населенном пункте Сиексате с постоянным населением чуть больше тридцати человек. В Музее молока мы поцеловали замочек, поскольку для посещения музея надо звонить и договариваться о времени посещения с группой. Музей молока интерактивный (даже дадут попробовать подоить корову (правда, муляж) и можно принять участие в изготовлении творога и масла). В музее есть говорящая деревянная корова Вента с теленком Друвисом, которые рассказывают посетителям, откуда берется молоко. Предмет гордости музея - дар британской королевы Мэри латвийским молочным промышленникам за лучшее экспортное масло в 30-е годы прошлого века. Все это я прочитала потом на сайте, а мы только походили вокруг здания (первоначально в этом здании было зернохранилище).
Рядом с музеем находится еще одно здание, которое привлекло наше внимание. Это спа-отель Piena muiža - Berghof (Молочная ферма Бергхоф) в бывшей летней резиденции и охотничьем дворце «Бергхоф» барона фон Медема. Медем - древний немецко-балтийский рыцарский род шотландско-немецкого происхождения (из Шотландии Медемы перебрались в Брауншвейг, оттуда - в Курземе). В спа-отеле предлагают массу приятных и полезных процедур, включая молочную ванну. При отеле работает ресторан Rožu krodziņš (таверна роз), который могут посещать не только клиенты отеля. Спа-услуги нас не привлекли, а вот попробовать местную кухню нам захотелось.
Мы устроились на веранде с задней стороны дворца, вокруг которой высажены розы.
Рядом с верандой растут не только розы, но и гортензия
и два вида вейгелы (кустарники семейства Жимолостные).
Еда была превосходной. Судак, выловленный в тот же день в местном пруду, был приготовлен безукоризненно. Финальный аккорд - любимый десерт семьи Медем, адаптированный музеем молока, понравился даже не любителю творога и улетел без остатка за считанные минуты. Десерт представляет из себя хрустящий, но мягкий бисквит, внутри которого находится тонко протертый творог с ванилью, кардамоном и чем-то еще неуловимо знакомым, взбитыми сливками, карамельным соусом и карамельной крошкой и ягодами. Очень вкусно.
Вкусно пообедав в цветнике из роз (кстати, розы подобраны со слабым ароматом, чтобы аромат роз не перебивал ароматы блюд), мы спустились с холма, на котором стоит Piena muiža - Berghof, чтобы посмотреть на оленей и оленят, которых отель курирует (предвижу вопрос: нет, в меню трактира нет блюд из оленины, их здесь выращивают для увеличения поголовья). Оленята оказались пугливыми, и при виде нас помчались прочь.
Но мы приметили другой интересный объект - церковь, у которой был явно современный вид. Мы решили сделать крюк и утолить свое любопытство, узнать, зачем здесь, практически в глуши, построена новая церковь.
Когда мы подъехали к дороге, ведущей в церковь, ее преграждал шлагбаум. Сначала мы хотели развернуться и уехать, но потом любопытство пересилило, мы вышли из машины и пошли к церкви, которая выглядела довольно необычно.
Когда мы подошли в двери и решали, попытаться заглянуть внутрь или уходить, дверь открылась, и из нее вышла молодая женщина в черном с ведром и тряпкой в руках. «Вы что-то хотели?» - Спросила она. Мы ответили, что хотели посмотреть на церковь и узнать немного о ней. Женщина улыбнулась, поставила на ступеньки ведро с тряпкой и пригласила нас внутрь, попросив не фотографировать, а мне предложила надеть на голову красивую узорную шаль, поэтому дальше будет рассказ без фотографий.
Молодая женщина оказалась монахиней по имени Илзе. Церковь - лютеранская Свято-Троицкого женского монастыря. В монастыре три монахини - сестра Ксения (старшая) и сестры Илзе и Иева. Строительство церкви закончено два года назад, а сейчас занимаются обустройством церкви внутри. Часть икон церковь получила в дар, а часть нарисовала сестра Ксения. Сейчас сестра Ксения получила благословение на создание иконостаса. Церковную мебель из дуба заказывали в Эстонии. Сестра Илзе показала нам альбом, какой церковь должна будет выглядеть после окончания работ, но уже и сейчас там красиво. Кроме служб в церкви проводят обряды крещения.
Так сложилось, что в Латвии никогда не было лютеранских монастырей, и люди, желающие посвятить себя монашеству, вынуждены были выбирать между католичеством и православием. В 2009 году будущая сестра Ксения решила не только отказаться от жизни в миру, но и начать создавать первый в Латвии женский лютеранский монастырь. Видимо, Ксения - женщина с железной силой воли, она добилась благословение на создание монастыря у архиепископа Яниса Ванагса, хотя в церковной конституции этого не было предусмотрено. Позже Синод подтвердил разрешение на открытие монастыря законодательно.
Лютеранский монастырь - новинка для Латвии, но в других странах они давно существуют. Ксения собрала группу заинтересованных людей, и они совершили паломничество по монастырям Финляндии, Германии и Швеции. Лиепайский мэр был так впечатлен, что поддержал эту идею двумя руками. Он подарил монастырю пустующий дом с пристройками недалеко от того места, где сейчас стоит церковь. Сначала Ксения поселилась в доме одна, а потом к ней присоединились Иева и Илзе. Помогает сестрам и курирует священник лиепайской церкви.
Церковь и все остальные постройки строятся на пожертвования. Работа продвигается не слишком быстро, но, все-таки, продвигается. Во время нашего присутствия двое рабочих заканчивали хозяйственные постройки недалеко от церкви. Сестра Илзе сказала, что когда соберут деньги, будет построен второй этаж с кельями для сестер, и они переберутся из домика ближе к церкви. На вопрос: почему у лютеранской церкви купола, Илзе ответила, что когда создавали проект церкви, их куратор решил создать здание церкви и внутренний интерьер в византийских традициях, поскольку он считает, что византийские традиции больше обращаются к сердцу, чем к уму.
Сестра Илзе охотно отвечала и на личные вопросы. Ей 39 лет, родители у нее умерли, есть брат и сестра, которые навещают ее. Как она решила пойти в монастырь? Искала призвание и нашла его в монастыре. Ей не понравилось работать на хозяина или служить государству, и она решила посвятить себя служению богу и создавать место, где люди могут получать духовную поддержку и укреплять свои силы в борьбе с жизненными трудностями. Религия - это не мое, но я от всей души пожелала Илзе закончить строительство монастыря еще при ее жизни. В наше время три отважные женщины, поистине Святая троица в Сиексате, строят монастырь, - просто фантастика.
Но это было не все, что нас удивило. Сестры, как и во всех монастырях, сами обеспечивают себя овощами, делают заготовки на зиму, ходят в лес за грибами и ягодами и заготавливают дрова. Излишки продукции они продают, чтобы купить необходимое. Рядом с монастырем стоят три теплицы, в которых зрели красивейшие помидоры. Растет поле подсолнечника (сестры сами отжимают масло), а еще тянется большая полоса виноградника. «Мы сами делаем вино», - сказала сестра Илзе. - «Не хотите купить?» Еще бы мы не хотели. Илзе повела нас в погреб и показала и рассказала о производстве монастырского вина и сколько труда в него вложено (монахиням приходится работать с вином даже зимой, производство-то ручное). Правда, запасов вина оказалось немного (оказывается, слава монастырского вина вышла за стены монастыря). Мы выбрали бутылку белого полусладкого вина. Скажу я вам, вино превосходнейшее. Не удивлюсь, что монастыри до сих пор хранят секреты изготовления своего вина и делятся ими только друг с другом. Сфотографировать полную бутылку монастырского вина мы не догадались, поэтому я сфотографировала написанную от руки этикетку на пустой бутылке.