Развалины следующего замка, которые мы посетили, находятся в 50 км от Лиепаи на левом берегу реки Тебры на высоком холме. В 1242 году Тевтонский Орден начал планомерное завоевание земель земгалов и куршей. Завоевание куршей, войны с жемайтами и пруссами давались рыцарям-крестоносцам нелегко, они побаивались углубляться внутрь территории, поэтому строили небольшие крепости, создавая себе безопасный тыл. От Риги до Пруссии они выстроили цепочку крепостей. Первыми на этом пути были выстроены два каменных замка - в Кулдиге и в Клайпеде. Историки пишут, что участки дороги между замками были слишком длинными, были нужны промежуточные пункты, так и возник замок в Айзпуте. Строительство замка началось в 1249 году.
В старинных документах использовались различные названия Aizpute (Asenputten, Asimputte и т.д.). Позже в немецкой версии название превратилось в Hasenpoth (Газенпот). Первоначальное название городу вернули в 1917 году. Есть несколько версий названия города. По первой версии название могло произойти от литовского слова pùsti с приставкой aiz- означать «место за горой». По второй версии - от латышского aizputināšana (занесенное снегом). А по третьей происходит от финно-угорских слов Ase, Ason, что означает "активно населенное место". Впервые Айзпуте упоминается в хронике 1253 года в договоре о разделе земель куршей между епископом и Орденом. Граница прошла по реке Тебра. Правый берег достался епископу, а левый - Ордену. Годом рождения города считается 1248. В этом году городу исполнилось 776 лет.
Первоначально замок имел только стены, образующие квадратный внутренний двор с деревянными постройками и две сторожевые башни, расположенные по разным углам. В 14-15 веках был построен жилой трехэтажный восточный корпус. Его ширина была 9 метров.
Примерно в начале 16 века Ливонский орден потерял свое могущество, и многие замки из военных превратились в хозяйственные склады и место жительства помещиков. Это произошло и с Айзпутским замком. Во время Второй Северной войны шведы разрушили замок, но герцог Екаб восстановил его. Герцог Екаб подарил замок «со всеми его фермерами и землями, фермами, лугами, пахотными землями, возделанными и невозделанными, лесами и водами, озерами, реками и ручьями, пастбищами, пчелиными деревьями, местами для рыбной ловли и ловли птиц» в качестве наследственного владения своему советнику Герхарду фон Нольде «за верную службу». Замок и все остальное переходило по наследству в семье Нольде и их потомков из поколения в поколение. В 18 веке замок утратил свое значение, как жилое помещение для семьи, и был заселен прислугой, а семья построила себе новый дом на другом берегу пруда. С 1863 года и до 1920 года замком владела семья Гротгус (древний баронский род). В 1920 году замок перешел в государственную собственность, и в нем разместилось сельхоз общество. Затем его использовали под нужды школы, как богадельню, музей, склад спирта и водки и окончательно забросили. Замок быстро разрушался. В 1999 году была проведена консервация замка.
За столетия существования замка рос культурный слой, и нижний этаж восточного корпуса превратился в подвал. Хотя своды укрепили новыми кирпичными стойками, идти внутрь страшновато.
Да и легенды про Айспутский замок ходят всякие. Например, такая: Шли как-то школьники после уроков домой. Они узнали, что в замке провалилась часть пола и образовалась дыра. Договорились спуститься туда и посмотреть, что там. Решили одного из них привязать на веревку и спустить вниз. Когда он захочет наверх, испугается или что-то увидит, то подергает веревку, и его вытащат. Так и сделали. Сколько-то времени подождали. Когда веревка задергалась, ребята потащили. Оказалось, что вытащили они черную собаку. Собака тут же исчезла. Ребята ужасно испугались и снова спустили веревку, но мальчика так и не вытащили, только старые пни да корни. Мальчики были ужасно испуганы, все заболели, и один даже умер.
Гораздо приятнее идти не в темноту, а выходить на белый свет.
За стенами замка стоит фигура рыцаря в доспехах в человеческой рост. Рыцарь снял шлем, значит, битва закончилась, и осматривает отвоеванные владения.
Скульптуру в 2017 году создал скульптор Карлис Алайнис. У ног воина - QR-код, по которому можно увидеть ролик о создании скульптуры.
С замковой горы видна церковь св. Иоанна на правом берегу Тебры, который достался епископу. Церковь построена на месте древнего кургана, где стоял замок куршей. Церковь была построена в 1290 году, но несколько раз достраивалась и перестраивалась. Относится к евангелическо-лютеранской церкви.
Когда семья Нольде, владевшая замком, построила себе новую усадьбу на другой стороне пруда, они так же построили мельницу, винокуренный завод и хозяйственную постройку возле усадебного дома. Сейчас все эти строения вместе с замком рассматриваются как единый комплекс.
В начале и середине лета есть в графском парке старый пруд, там лилии цветут... вся поверхность пруда усыпана белыми кувшинками. Сейчас они уже отцвели.
Каменное здание водяной мельницы с крышей на колоннах было построено в 18 веке. В 1923 году вместо прежних деревянных колес на мельнице установили металлическую турбину. На мельнице мололи муку, манную крупу и прочие крупы. Мельница закрылась в середине 1960-х годов, когда колхозы открыли свои собственные мельницы. В 1998 году частный предприниматель построил на водяной мельнице небольшую электростанцию.
Стены старой мельницы.
Еще один интересный момент. Если в Гробини через дорогу от замка - церковь, то в Айзпуте был трактир.
В 16 веке здесь был Pilsmuižas krogs, а в советское время - пункт приема макулатуры и овощной склад, а в подвалах бывшего трактира квасили капусту. Сейчас здесь заведение под названием Lapka Hemp, принадлежащее молодой энергичной паре. Это своего рода рай для хипстеров.
Здесь проходят мастер-классы, концерты, рейвы, чайные церемонии, работают творческие мастерские. Летом работает хостел и можно взять на прокат велосипеды. Хозяева выращивают коноплю и создают с ней чайные смеси, а так же поставляют коноплю и отходы от нее для парфюмерной промышленности и изготовления различной продукции (например, ковриков для кроликов). Они так же дают мастер-классы по изготовлению конопляных изделий.