Выставка "Викторианские авангардисты" в Бирмингемском музее

May 10, 2024 09:57

В начале этого года моя любимая коллекция картин художников-прерафаэлитов, наконец-то вернулась домой в Бирмингемский музей (Birmingham Museum and Art Gallery). Почти пять лет коллекция гастролировала по городам США, чтобы собрать деньги для ремонта музея. Чтобы отпраздновать удачное турне и вознаградить почитателей прерафаэлитов за терпение, работники музея устроили волшебную выставку под названием Victorian Radicals, на которой представлены не только картины прерафаэлитов, но и работы художников движения "Искусство и ремесла", близких к прерафаэлитам.





Выставка прекрасна тем, что наряду с известными и много раз виденными картинами, выставлены малоизвестные работы, многие из которых я увидела в первый раз. Собранные вместе, многие картины открываются по-новому, и начинаешь понимать, почему прерафаэлиты, Уильям Моррис его окружение, а также представители движения "Искусство и ремесла" произвели революцию, отказавшись от строгих академических канонов, и изменили искусство и дизайн.
Начну рассказ с одной из моих любимых работ прерафаэлитов в Бирмингемском музее - "Прозерпины" Данте Габриэля Россетти.




В образе Прозерпины Россетти изобразил Джейн Моррис, жену своего друга Уильяма Морриса. Джейн была необыкновенной женщиной. Бедная и неграмотная, родившаяся в семье конюха и прачки, она была музой художников и поэтов и прототипом Элизы Дулиттл в "Пигмалионе" Бернарда Шоу (о Джейн я писала тут).




Изображение хорошего качества взяты из интернета.

Картина "Блаженная Беатрис", моделью для которой была Лиззи Сиддал, еще одна легендарная натурщица прерафаэлитов с необычной и трагической судьбой (самая известная картина с Лиззи - "Офелия" Милле), не была неизвестной для меня. Но я не знала, что она есть в Бирмингемском Музее.




Оказывается, Россетти создал два варианта этой картины. Один находится в Бирмингеме, второй - в Лондоне в галерее Тейт.




Вообще все музы и натурщицы художников-прерафаэлитов представлены на выставке во всей своей красе.




"Женщина с веером". Данте Габриэль Россетти. 1870 год.

В роли "Женщины с веером" - Фанни Корнфорт. Фанни была любовницей и экономкой Россетти. Когда Россетти женился на Лиззи Сиддал, Фанни в отместку вышла замуж за механика, но долго с ним не прожила. Когда Лиззи умерла, Фанни стала экономкой Россетти, их отношения продолжались до самой смерти Россетти. Попутно у Россетти был роман с Джейн Моррис, но эти отношения приходилось скрывать, а отношения с Фанни Россетти не скрывал.




Еще одна муза - цыганка Кеоми Грей, которая была натурщицей Фредерика Сэндиса. Сэндис женился на Кеоми, но прожил с ней только три года, хотя развод не оформил. Остаток жизни он прожил с актрисой Мэри Джонс, которая родила ему десятерых детей. Известным художником Сэндис не стал, поскольку большую часть творчества посвящал иллюстрациям, которые сейчас очень ценятся коллекционерами.




"Медея" - слева. Фредерик Сэндис. 1868 год.

Художник отправил картину на летнюю выставку Королевской академии художеств 1868 года, но ее не допустили к показу, скорее по политическим причинам и личной зависти. На следующий год картина, все-таки, попала на выставку и получила много хвалебных откликов. В 1911 году картина отправилась на Международную выставку искусств в Италии как одно из лучших произведений искусства Великобритании.




Один из виднейших представителей прерафаэлитизма был Форд Мэдокс Браун. Хотя он никогда не входил в само Братство прерафаэлитов, он был близким другом Габриэля Россетти и Уильяма Морриса, вместе с которым занимался дизайном витражей.
Одна из самых известных картин Брауна, с которой обязательно знакомят школьников, когда водят их в галерею, - "Прощание с Англией".




"Прощание с Англией". Мэдокс Браун. 1852 год.

Картина была написана в связи с отъездом в Австралию близкого друга Брауна, скульптора-прерафаэлита, Томаса Вулнера. Браун сам подумывал об эмиграции, но картину сразу же купили за хорошие деньги, и художник оставил мысли о переезде.
Картина написана в стиле тондо, характерном для живописи итальянского Ренессанса (тондо - изображение, вписанное в круг). Благодаря этому формату взгляд зрителя фокусируется на двух главных персонажах картины, и лишь потом переключается на остальных пассажиров (семью "честного зеленщик"» и "подонка", грозящего кулаком "с проклятиями земле его рождения, как будто она была ответственна за его неудачи", как писал сам художник).




Браун учился в Академии художеств в Брюгге, затем в Генте и Антверпене. Изучал технику фресковой росписи, живопись маслом, акварель, пастель, различные виды гравюры. В Париже изучал творчество художников-романтиков, а в Риме сблизился с назареями (художники-романтики, стремившиеся возродить стиль художников Средневековья), а затем познакомился с Россетти и стал приверженцем прерафаэлитизма.
В музее есть картина "Милые ягнята", написанная Брауном на пленэре в модной тогда концепции с использованием ограниченной палитры зеленого, синего и белого цветов с несколькими красными бликами.




"Милые ягнята" Брауна - слева.

На картине изображена модель и любовница художника Эмма Хилл (позже он на ней женился) и их маленькая дочь Кэтрин Мэдокс Браун, одетые в одежду 18 века. Когда Брауна спросили о концепции этой его картины, он сказал, что в ней нет никакого скрытого смысла, это просто "женщина, ребенок, два ягненка, служанка и немного травы".




На фото из трех картин в центре находится картина "Валентин спасает Сильвию от Протея" Уильяма Холмана Ханта, одного из основателей Братства прерафаэлитов. Его картины отличались большим вниманием к деталям, яркими цветами и продуманной символикой.
На картине, написанной в 1851 году, изображена сцена из пьесы Уильяма Шекспира "Два веронца". Бирмингемский музей выкупил картину в 1887 году у ливерпульской академии.




Третья картина - "Слепая девочка" написана сэром Джоном Эвереттом Милле, одним из основателей и главных представителей Братства прерафаэлитов. На картине изображена пасторальная сцена со слепой девушкой, сидящей на переднем плане. На коленях у нее лежит небольшой аккордеон. Она держит за руку другую девушку, которая любуется двумя радугами на небе на заднем плане.




Художник Артур Хьюз официально не входил в Братство прерафаэлитов, но его лучшие картины отражают дух и стиль прерафаэлизма. Картина "Долгая помолвка" была написана между 1854 и 1859 годами.




На картине изображены священник и его невеста. Картина довольно грустная. Девушка смотрит на свое имя (Эми), вырезанное на стволе дерева ее возлюбленным, которое уже почти закрыто плющом. Этот символизм отражает суровые реалии викторианской Англии, когда родители девушки, помолвленной с низко оплачиваемым священником, обычно не разрешали брак до тех пор, пока он не займет более высокооплачиваемое положение в церковной иерархии.




Рядом с "Затянувшейся помолвкой", слева от нее, находится маленькая картина художника-прерафаэлита Генри Уоллиса "Смерть Чаттертона". Большая версия этой картины находится в лондонской галерее Тейт.




Сюжетом для картины послужила история смерти 17-летнего английского романтического поэта Томаса Чаттертона, отравившегося мышьяком в 1770 году, поскольку издатели его стихи отвергли, а он не хотел нищенствовать. Во времена Уоллиса он пользовался в среде молодых и бунтующих художников славой романтического героя. Натурщиком для "Смерти Чаттертона" послужил молодой Джордж Мередит, английский писатель и поэт викторианской эпохи.




Еще одна картина, написанная в двух экземплярах Генри Пейном, художником движения "Искусства и ремесла", - "Выбор красных и белых роз в саду Храма". Эта аллегория на Войну роз была написана маслом и гуашью. В Бирмингемском музее выставлена картина, написанная гуашью. На ней изображена вымышленная сцена Шекспира из его пьесы "Генрих VI, часть 1", в которой Эдмунд Бофорт, 2-й герцог Сомерсетский, бросает вызов Ричарду Йоркскому, 3-му герцогу Йоркскому, чтобы он выбрал между Белой розой Йорка и Красной розой Ланкастера.




Картина, написанная маслом, была заказана в 1908 году для украшения Вестминстерского дворца, в коллекции которого она и остается.




Новым для меня оказалось имя художницы Кейт Элизабет Банс, которая не входила в избранный круг прерафаэлитов, но была под влиянием Бёрн-Джонса, Россетти и других прерафаэлитов. На баннере, рекламирующем выставку, изображена картина Musica (Melody) Кейт Банс, которая находится в музее.
Кейт была дочерью Джона Текрея Банса - покровителя Бирмингемского музея и художественной галереи и редактора газеты Birmingham Post, и участвовала в движении Arts and Crafts (Искусства и ремесла). Кейт всю жизнь прожила в Эджюастоне (район Бирмингема), никогда не была замужем и посвятила себя религиозной живописи, расписывая храмы Великобритании и Канады.




Musica (Melody). !895-1897.

На картине изображена молодая женщина в обрамлении яблоневого цвета, которая играет на лютне. Яблоневый цвет символизирует свежесть, чистоту, нежность и любовь. Ее золотое ожерелье с жемчугом тоже является символом чистоты.




Музыкальный сюжет и некоторые художественные приемы "Музыки" Кейт Банс перекликаются с женскими иконами Россетти, особенно с "Голубой беседкой".  
Но если молодая женщина на картине Кейт Банс олицетворяет чистоту и девичью любовь, то женщина на картине Россетти олицетворяет страсть и любовь. Медальон в виде сердца указывает на это, страстоцвет и вьюнок трактуются как символы страсти и любовных уз. Слово bower (беседка) в английском языке обозначало укромное место или жилище, где в Средневековье и более поздние времена проходили встречи влюбленных. Васильки (cornflowers) ассоциируются с фамилией натурщицы Корнфорт.




Картина "Голубая беседка" Россетти находится в университетском Институте искусств Барбера в Бирмингеме.

P.S. Прерафаэлиты (Pre-Raphaelites) - направление в английской живописи, которое было создано как протест против чопорных традиций викторианской эпохи и подражания классическим образцам. Название течения указывает на родство с флорентийскими художниками раннего Возрождения, творившим до Рафаэля: Перуджино, Беллини, Фра Анжелико.

искусство, Англия

Previous post Next post
Up