Из школьных уроков географии я помню, что Исландия находится в северной части Атлантического океана у Полярного круга между Норвегией и Гренландией. А еще я теперь знаю, что Рейкьявик расположен не на берегу Атлантического океана, а на берегу залива Фахсафлоуи (Faxaflói). Залив Фахсафлоуи был и остается источником выживания и процветания исландской нации. Рыба, птицы, киты, которые водятся здесь в большом количестве, помогли переселенцам не только выжить, но и построить цивилизованное государство на этой планете земле огня и льда.
Знаковое место в Рейкьявике, которое видно через залив Фахсафлоуи, - гора Эсья, а если внимательно присмотреться, можно увидеть и конус ледника Снайфедльсйёкюдль. Помните "Путешествие к центру Земли" Жюля Верна?
- Следуй за мной по западному берегу Исландии. Смотри! Вот главный город Рейкьявик! Видишь? Отлично. Поднимись по бесчисленным фьордам этих изрезанных морских берегов и остановись несколько ниже шестидесяти пяти градусов широты. Что ты видишь там?
- Нечто вроде полуострова, похожего на обглоданную кость.
- Сравнение правильное, мой мальчик; теперь, разве ты ничего не замечаешь на этом полуострове?
- Да, вижу гору, которая кажется выросшей из моря.
- Хорошо! Это и есть Снайфедльс.
- Снайфедльс?
- Он самый; гора высотою в пять тысяч футов, одна из самых замечательных на острове и, несомненно, одна из самых знаменитых во всем мире, ведь ее кратер образует ход к центру земного шара!
Эх, как жаль, что это всего лишь фантастика. Я бы с удовольствием прогулялась к центру Земли. Но и без этого Снайфедльсйёкюдль считается одним из самых мощных духовных энергетических центров на Земле. Даже если вы его не увидели, он все равно воздействовал на вас если вы, конечно, в это верите.
Эсья видна практически в любое время, она находится всего лишь в 10 км от Рейкьявика. Это любимое место для пешеходных прогулок местных и туристов. Иногда на горе устраивают концерты. Артистов доставляют на вертолете, а зрители преодолевают 914 метров пешком. Эсья - это часть горного хребта, окружающего район Кьяларнес. Ее называют жемчужиной в тиаре Рейкьявика.
Когда с Атлантики не дует сильный ветер и не идет дождь, можно взять бутерброды и термос с кофе и посидеть за столиком, наблюдая, как по заливу Фахсафлоуи идут корабли на фоне горы Эсья.
Пейзажи залива с лодками, кораблями и яхтами очень красивы. Прогуливаясь вдоль залива, получаешь подлинное наслаждение.
Одиночный крестообразный кнехт выкрашен веселенькой желтой краской. Это так мило.
Природа предоставила Рейкьявику прекрасную гавань. Острова, соединенные с материком перешейком, защищают гавань от волн открытого моря. Неудивительно, что первый поселенец Исландии Ингольфур Арнарсон решил поселиться здесь и основать первое поселение. Постепенно вокруг гавани вырос город и в начале 20 века стал одним из крупных центров рыболовства. Сейчас Старая гавань все больше становится туристической, хотя здесь еще проводится небольшой ремонт, очистка и покраска некоторых судов.
На фото судно Polarfront. Судно было построено в 1976 году и до 2010 года служило норвежской метеостанцией. В 2019 году корабль был отремонтирован и переоборудован, и начал вторую жизнь в качестве круизного судна для арктических экспедиций.
Из порта Рейкьявика отправляются туристические суда по наблюдению за китами или северным сиянием (агентства не обещают, что киты и северное сияние будут непременно во время экскурсии, поэтому мы решили оставить эти приключения на следующий раз).
Фауна Исландии, в отличие от флоры, богата и разнообразна. Здесь водится несколько видов китов: малый полосатик, горбатый кит, горбатый кит, синий кит, гренландские киты, кашалот и белуха (едят в Исландии полосатиков). Водятся в Исландии и дельфины. Самый интересный вид птиц, наблюдать за которыми приезжают любители со всего мира, - тупики (в Исландии их тоже едят).
Причина, почему животный мир Исландии процветает в таких экстремальных условиях, довольно проста. Холодные и теплые течения смешиваются в фьордах, создавая подходящую среду для роста зоопланктона и водорослей и сытой жизни рыб различных видов. Китам здесь тоже нравится, здесь много пищи для питания и огромное количество изолированных вод для размножения. Большое количество рыбы привлекает и большое количество водоплавающих птиц.
Фото тупика из интернета.
Пейзажи на побережье Атлантического океана в Исландии в любую погоду прекрасны.
Но, все-таки, сильный, пронизывающий ветер заставляет вернуться в порт. В порту можно ходить где угодно и фотографировать все, что угодно. Сейчас здесь вместо складов улочки магазинчиков и ресторанов.
Здесь оказывают услуги каршеринга и туристические услуги (естественно, это не единственное такого рода место в городе).
В Старой гавани находится Морской музей. Музей посвящен истории освоения исландцами морских просторов, добыче рыбы и ее переработке.
Но сначала стоит посмотреть самые большие экспонаты, которые не помещаются в здании музея - старый рыболовный траулер Gullborg RE 38, буксир Magni, стоящий на приколе, но вполне работоспособный, и судно береговой охраны Ódinn.
Старое рыболовное судно Gullborg RE 38 изготовлено датской судостроительной компанией на верфи Нюборг из дуба в 1946 году. Знаменитый исландский капитан Бинни из Грёф и его семья владели судном с 1955 по 2000 год. Руководство городом купило судно в 2008 году для Морского музея.
Бенони Фридрикссон, позже известный, как Бинни из Грёф, родился в 1904 году (умер в 1972). Его отец, Фридрик Бенониссон, был капитаном и председателем коммуны в Вестманнаэйяре (городок на вулканическом архипелаге с одноименным названием к югу от Исландии), а еще он работал ветеринаром (удивительное сочетание профессий - капитан-ветеринар). В 15-летнем возрасте его сын Бинни уже ловил рыбу на гребной лодке в команде из четырех человек. Постепенно Бинни стал не просто хорошим и удачливым рыбаком, а профессионалом высочайшего уровня. Он сменил несколько судов, и наконец, в 1954 году купил Gullborg, на котором до 1970 года был капитаном. Это был его счастливый корабль, на нем он приобрел мировую известность. На судне Gullborg Бинни стал "Королем рыбаков" шесть лет подряд, в общей сложности он получал этот титул семь раз. О Бинни ходили легенды и слагались байки. Как капитан Бинни не терпел опозданий и несогласованности в работе, зато очень любил поэзию. В свободное время играл в футбол (был одним из учредителей футбольного клуба "Тыр"), занимался гимнастикой и охотился на тупиков.
Magni - был первым стальным кораблем, построенным в Исландии. Год постройки - 1954. 35 лет он исправно нес свою службу, одно время будучи единственным буксиром в порту Рейкьявика. Magni был многоцелевой безотказной лошадкой. Его использовали не только как буксир, но и как ледокол, пожарное судно и судно-водовоз (Magni мог перевозить до 40 тонн пресной воды для доставки кораблям, стоящим на якоре во внешней гавани).
Примерно в 1990 году у главного двигателя произошел катастрофический отказ, и Магни списали на сушу. Неприкаянный, он валялся в гавани Рейкьявика.
В начале 2017 года двое энтузиастов обратились в Морской музей, которому отдали этот металлолом, но у которого не было средств на его восстановление, с предложением создать фонд и начать ремонт.
Интересная деталь - возраст энтузиастов. Одному был 21 год, и он был выпускником Морской академии Исландии. Второму было 80 лет, и он был бывшим боцманом на пенсии. Их объединял общий интерес к старым кораблям и их истории. Они оба собирали предметы со старых кораблей. Затем к ним присоединился инженер и преподаватель Школы инженеров. (На смену ветерану Magni пришел высокоманевренный, высокопроизводительный, экологически чистый буксир современного дизайна с тем же названием).
За буксиром Magni стоит судно береговой охраны Óðinn. Оно было построено в Дании в 1959 году. Его носовая часть и корпус усилены для плавания во льду. Óðinn был идеальным спасательным судном и принимал участие во всех трех Тресковых войнах.
Тресковые войны - это конфликт между Великобританией и Исландией за территорию ловли рыбы в результате поэтапного расширения Исландией своей экономической зоны с 4 до 200 морских миль вокруг острова.
Британские рыбаки еще с 14 века ловили треску в этих водах (поэтому конфликт назвали "тресковой войной"). Хотя в этой войне никто не погиб, "война" была ни на шутку: срезали сети, таранили друг друга, дело дошло до разрыва дипломатических отношений. В конце концов Великобритания признала 200-мильную зону Исландии и установила такую же у себя (этим оказались недовольны французы, но это уже другая история)). Конфликт был урегулирован, и дипломатические отношения вернулись.
Еще один музейный экспонат - маленький маневровый паровозик. В Исландии нет железных дорог, а этот (и еще один) паровозик бегал по рельсам в порту. Сейчас в нем нет необходимости, и его отдали в музей.
На стенде фотография паровоза Minór (второй назывался Pioner) во время запуска портовой железной дороги в 1913 году.
На двух других стендах рассказывается о двух особо сложных спасательных операциях у берегов Исландии, когда судна сели на мель.
Спасательная операция по вызволению моряков с потерпевшего крушение в 1987 году судна Barðinn GK 475. Всю команду из 9 человек спас экипаж вертолета. Это была первая спасательная операция вертолетом в Исландии. Само судно затонуло.
Спасательная операция британского судна Ross Kenilworth GY 2, которое потерпело крушение в 20 милях от юго-западного побережья Исландии. Во время ураганного ветра насосы вышли из строя, и судно начало тонуть. На призывы о помощи отозвались судно Ross Rodney, которое находилось неподалеку, и канонерская лодка Thor. Канонерская лодка поддерживала судно своими насосами на плаву, пока экипаж Ross Rodney занимался спасением людей. Все 16 моряков были спасены. Судно затонуло.
В гавани на здании таможни находится эта мозаичная фреска, созданная исландской художницей и скульптором Гердур Хельгадоттир в 1973 году. На фреске изображена исландская судоходная отрасль.
Конечно же в Старой гавани есть памятник рыбакам. Памятник стоит напротив Арт-музея Рейкьявика. Скульптура называется "Лицом к морю" (Horft til hafs), и была создана Инги Т. Гисласон в 1997 году. Памятник создан в честь погибших рыбаков и напоминает жителям Рейкьявика, что именно рыбаки стояли у истоков процветания страны.
Грустная песня женщины, которая смотрит на море и просит вернуть ей троих сыновей и мужа, которые теперь спят на дне океана.
Click to view