Роберт Кайм

Oct 10, 2023 10:00

На прошлой неделе на аукционе Dreweatts в Беркшире случился переполох. Появились неожиданные покупатели - Уильям и Кэтрин Уэльские. Посетители рассказывали, что принц и принцесса Уэльские "азартно разглядывали экспонаты", "выглядели очень заинтересованно" и "все были от них в восторге". Начались гадания, что парочка присмотрела и для каких целей.
Этот аукцион уникальный. Он называется Robert Kime: The Personal Collection. Любителям антиквариата и артефактов представилась возможность приобрести экспонаты из личной коллекции Кайма, которую он собирал на протяжении всей своей жизни, путешествуя по Великобритании, Европе, Ближнему Востоку. Не удивительно, что Уэльские не упустили такую возможность. Что они купили, скорее всего, останется тайной.




Кайм в гостиной своего дома в Провансе за столом Arts and Crafts, слева от него - марокканский пуфик, а за диваном - картина 19 века, изображающая деревню Саймондс Ят в долине Уай в английском графстве Херефордшир.


Мне интересно не то, что купили Уэльские, и сами мы не собирались ничего покупать, интересно посмотреть интерьеры Кайма и экспонаты его коллекции.
Председатель музея Виктории и Альберта, сэр Николас Кольридж, считает, что Роберт Кайм в своем ремесле является тем же, чем Александр Маккуин был для моды, а сэр Сесил Битон и Тим Уокер для фотографии. Кайму не понравились бы слова, которыми его сейчас описывают: "законодатель вкуса", "титан дизайна". Сам Кайм не любил даже, когда его называли дизайнером, он говорил, что он assembler (сборщик), и "просто размещал красивые предметы в правильном порядке, в счастливом сочетании друг с другом".
Кайм был энциклопедически знающим человеком, но невероятно скромным. Он почти всегда сам сидел за столом своего антикварного магазина, кивал знакомым посетителям и никогда не вступал в разговор, пока его о чем-то не спросят. Он никогда, ничего и никому не рекламировал, не навязывал и не уговаривал.




Клиентами Кайма были нынешний король Чарльз III, Дафна Гиннесс, герцог Бофорт, Эндрю Ллойд Уэббер, Гилберт и Элфи Ллойд, лорд Паттнэм (член парламента, кинопродюсер и педагог). Пожалуй, наиболее известно то, что он работал над обстановкой Хайгроув и Кларенс-Хаус для Его Величества короля Карла III, тогдашнего принца Уэльского.
Вскоре после того, как Роберт Кайм отремонтировал Кларенс-хаус, который долгое время был лондонским домом королевы Елизаветы, королевы-матери, для принца Чарльза, один из друзей, пришедший посмотреть на его работу, воскликнул: "Не понимаю, из-за чего такой шум! Ничего не изменилось вообще".
Друг упустил из виду новые цветовые решения и обивки, новый ассортимент старинных ковров, гобеленов и старинной мебели, найденных в недрах Королевской коллекции.
Большинству декораторов интерьеров слова друга могли бы показаться обидными, но для Кайма изменение формы при сохранении сути было не провалом, а целью дизайна. Для него эти слова звучали похвалой. Кайм всю жизнь придерживался вкусов "старой гвардии" и пройдя путь от подростка-старьевщика до одного из лучших британских декораторов, как никто другой понимал желание аристократов, владеющих фамильными домами многовековой давности, создать новый интерьер, сохраняя старый.
Чарльз писал об интерьерах Кайма: "Способность мистера Кайма сделать пространство гостеприимным, интересным и, прежде всего, комфортным было гениальным процессом... Я всегда думаю, что окончательная проверка комнаты или пространства, будь то внутри или снаружи, заключается в том, вызывают ли они желание оставаться там и трудно ли утащить себя оттуда".




Кларенс-Хаус работы Роберта Кайма.

"Та часть, которая видна публике, должна была быть слегка монументальной, потому что это официальная резиденция", - объяснил Кайм свое видение интерьера Кларенс-Хауса, - "но я также хотел создать атмосферу, в которой можно было бы вести обычный разговор с принцем, не чувствуя себя напряженно. Садовнику должно было быть так же удобно сесть и поговорить с ним, как и королеве Испании".




Фото Кларенс-хауса работы Роберта Кайма из книги "Роберт Кайм". Фото Эдди Малхолланд.

Теперь полистаем каталог аукциона, в котором сфотографированы не только сами лоты коллекции Кайма, но комнаты его двух домов - в Лондоне и в Провансе.
Использование неожиданных вещей из необычных источников была одной из фишек стиля Кайма. Он объединял повседневное и эклектичное с элегантным, и не обязательно дорогим. Как всегда, лучше всего это выразил сам Кайм: "Если вы покупаете только в шикарных антикварных магазинах, ваш дом будет выглядеть как шикарный антикварный магазин. Если вы повесите большой гобелен над столом в деревенском доме, на котором стоит ваза с первоцветами, вы, вероятно, первыми увидите первоцветы. Глаз не знает, насколько дорог гобелен".

Дом Роберта Кайма на Уорик-сквер в Лондоне.













Удивительно, как мастерски Кайм сочетал цвета. Нет ни одного элемента, который бы выбивался из общей картины или резал глаз, и в тоже время палитра цветов необычайно богата.



Даже краски на картинах сочетаются с общим фоном обстановки.




Уильям Джозеф Юлиус Цезарь Бонд. 19 век. Художник родился в Ливерпуле и основными темами его картин были прибрежные сцены, корабли и рыбацкие лодки.
Слева маленький рисунок тюльпана принадлежит кисти голландского художника Питера Класа, жившего в конце 16-начале 17 веков.

В коллекции Роберта Кайма большая подборка замечательных картин, в основном английских художников.




Английская школа. 17 век




Джордж Фредерик Уоттс, викторианский художник-символист, известный своими портретами и дружбой с прерафаэлитами. 19 век.




Эрик Равелиус, забытый и вновь открытый художник 20 века. О нем я писала тут.

Со многими картинами и предметами в доме связаны сентиментальные воспоминания семьи. Дочь художника, Ханна, рассказывает: "Я помню Рождество, когда эту картину отец подарил моей матери. Оно было завернута, по обыкновению, в пылезащитную пленку, и когда она сняла ее, никто не мог говорить, мы мгновенно погрузились в трогательное удивление маленького мальчика".




Кристофер Ричард Винн Невинсон (1889-1946). "Глядя на снег".

Коллекция Кайма невероятно обширна - от топоров каменного века и классических артефактов Греции и Египта до китайского фарфора и турецких ковров.
Предметы коллекции расставлены по дому не только по цвету, фактуре, назначению или эпохе, а создавая определенные сценки. Коллекционеры - это ведь взрослые дети, которые любят играть со своими игрушками экспонатами.



Египетская погребальная лодка с экипажем 2133-1707 года до н.э. на фоне картины "Пирамида Хеопса". Северо-Американская школа. 19 век

Интерес коллекционеров вызывали ковры из коллекции Кайма. "Начните с ковра... Коврики придают огромное значение тому, что происходит в комнате", - говорил Роберт Кайм.




Наиболее желанными для британской элиты являлись и являются турецкие ковры-медальоны из города Ушак (ценятся только антикварные ковры, современный Ушак уже не представляет интереса).



Медальон-Ушак начала 17 века.

Коврами Ушак принято называть ковры с определенным комплектом рисунков (медальоны или звезды), которые использовались в городе Ушак. Первоначально ушаки входили в группу анатолийских ковров, но сейчас специалисты выделили их в особую группу.  
Ковры Ушак обычно имеют красное или синее поле с яйцевидными или лопастными медальонами или  медальонами в виде звезд.
Самое известное изображение ушака можно увидеть на картине Вермеера "Сводница" 1656 года.




Ковер-ушак виден и на картине Вермеера "Девушка, читающая письмо у открытого окна".




В Британии наиболее известное изображение ковра-ушака - портрет Генриха VIII Ганса Гольбейна (эти ковры часто называют "коврами Гольбейна" или "коврами Лото" в честь художников, которые изображали их на своих картинах в мельчайших подробностях).




Ни один из уважающих себя великих домов и поместий страны не считался законченным без мебели знаменитого лондонского производителя Howard & Sons. Королевский ордер компания получила в 1901 году. До сих пор в королевских дворцах присутствует мебель Howard & Sons. Это была лучшая мебель, на которой элита могла расслабиться во время вечеринок и приемов. Ее главное достоинство - удобство, поэтому эта мебель востребована и сейчас. Считается, что приобретение кресла или стула Howard - это обряд посвящения в любой традиционный английский интерьер. У коллекционеров особенно ценится мебель с оригинальной обивкой даже, если она потертая.



Меня, как обычно, на аукционах интересует керамика и фарфор. В коллекции есть изникская керамика начала 17-го века из Турции



и прекрасный сине-белый китайский фарфор 14-18 веков.



На коллаже слева крайняя большая банка династии Мин 1368-1644 годов, справа банки династии Мин 1573-1620 годов.



16-17 век

Совершенно очаровательный белый фарфоровый комплект миниатюрных китайских вазочек 18 века. Кроме совершенной формы вазочки имеют удивительную историю - они пережили кораблекрушение. По словам дочери Кайма, когда вазочки привезли к ним в дом, на некоторых их них еще были ракушки.



Дом в Провансе, известный, как La Gonette.

Этот дом был другим, чем лондонский дом. " В Ла Гонетт много слоев волшебства", -  рассказывала Ханна Кайм, дочь Роберта и Хелен Кайм. - "Это очень гостеприимный и щедрый дом». Каждый раз, когда вы входите, он обнимает вас самым возвышенным и прекрасным образом. Я думаю, что обоим моим родителям нравилось создавать дом, то место, где вы чувствовали себя в безопасности, комфортно и спокойно. И они были очень счастливы в этом доме"-



La Gonette (Спящая принцесса) расположен в горной деревушке Прованса среди лавандовых полей и ферм по производству козьего сыра. Простота дома задает тон простоте помещений, каменная консольная лестница ведет на второй этаж к пяти комфортабельным спальням и ванным комнатам. "Французский" дизайн Кайма создан руками местных мастеров по старинным местным традициям.
Роберт Кайм наполнил дом картинами, коврами, лампами и мебелью Востока и Ближнего Востока. Библиотека забита книгами, а шторы из шелкового бархата восемнадцатого века висят рядом с дорожками и коврами, все в стиле Кайма.




На стене фрагмент ковра "Кавказский дракон". Вероятно, Карабах, 17 век.




Столик эпохи Георга II (1727-1760).




На стене вышивка Карла II. Конец 17 века.




Французский комод 18 века На стене работа Пьера Умберта (1929-2016) в стиле абстрактного экспрессионизма.

Один из редких артефактов - зеркало королевы Анны. 17 век.




Камины в доме кажутся оригинальными, но они все установлены Каймом (какой английский дом без камина, даже если он французский?).




Кухня просторная и светлая и тоже хорошо вписалась в интерьер дома.




Среди коллекции тарелок, есть неплохая коллекция кузнецовских тарелок 19-20 веков.




Оба дома Роберта Кайма были настоящим музеем прикладного искусства. Жаль, что потомки Кайма не захотели или не смогли сделать из дома отца дом-музей. Когда все вещи, мебель и произведения искусства рассеются по всему миру, на один уголок старой доброй Англии останется меньше.

искусство, дизайнер, Англия

Previous post Next post
Up