По просьбе моей френдессы v_strannik восстанавливаю старые посты о садах, в которых пропали все картинки.
В Британии, кажется, что каждый сам себе ландшафтный дизайнер, настолько разнообразны садики перед домами. Но на самом деле каждый англичанин следует определенным канонам, создавая свой собственный сад. Если этот сад коттеджный, то его принципы следующие: произвольный дизайн, традиционные растения, плотная посадка и посадка вперемешку съедобных и декоративных культур и пряных трав. Кроме того, озеленение должно быть не только горизонтальным, но и вертикальным, а дом - вписываться в пейзаж (поэтому обычно дом стоит в глубине сада).
Коттеджный сад около Киддерминстера (30 км от Бирмингема).
По одной из теорий возникновение коттеджных садов произошло благодаря одной из самых страшных пандемий в истории человечества, так называемой, Черной смерти, чумы в 14 веке. Смерть огромного количества людей создала излишек земель и дала возможность выжившим окружить свои дома небольшими садами и огородами, чтобы обеспечить себя пропитанием. Это были участки, на которых стоял улей, колодец, бродили куры и свиньи, росли овощи, а травы выращивались для лекарственного использования.
В отличие от Средневековья, елизаветинские времена были более "тучными", на участках оставалось свободное место, и люди начали выращивать цветы. Хотя, часть цветов тоже выращивали с практичной целью: фиалки - для запаха и чтобы отгонять паразитов, а календулу и примулу употребляли в пищу. Но такие цветы, как диантус (гвоздика) и алцея (штокроза), выращивались исключительно, как декоративные. Именно елизаветинские времена дали толчок развитию коттеджных садов, и с 17 века садоводы и писатели начали популяризировать естественные сады с "любезной простотой неприкрашенной природы".
Одним из первых гуру коттеджного сада можно считать шотландца Джона Клодиуса Лаудона, садовода и кладбищенского дизайнера викторианской эпохи.
Его "Садовая энциклопедия" переиздавалась огромное количество раз и до сих пор считается одной из лучших книг по садоводству. Лаудон рекомендовал сажать деревья более редко, а не создавать плотные завесы, чтобы сады выглядели светлее. Лаудон считал, что сады не должны полностью имитировать природу, и основал свою теорию дизайна под названием Gardenesque, где предлагал вводить в сады экзотические растения или абстрактные композиции. Благодаря Лаудону термин "ландшафтная архитектура" стал применяться к профессии.
Деревушка Great Tew, Оксфордшир, где в усадьбе виконта Кэри работал садовником Джон Лаудон.
Сама усадьба не сохранилась, но сохранились деревья в долине, которые сажал Лаудон, и сады вокруг некоторых коттеджей сохраняют свою аутентичность еще со времен Лаудона. Фото из интернета.
Горячим приверженцем садоводческих идей Лаудона была его жена Джейн Лаудон (в девичестве Уэбб). Джейн была личностью неординарной.
Джейн Уэбб родилась в 1807 году в районе Эджбастона, Бирмингем, в семье Томаса Уэбба, эсквайра, богатого промышленника. После смерти матери, Джейн вместе с отцом путешествовала по Европе и изучала языки. Когда они вернулись домой, вследствии неудачных спекуляций, бизнес Томаса пошатнулся и в конце концов, рухнул. Томас продал дом в Эджбастоне, и они переехали в небольшой дом в другом, менее престижном районе. Когда Томас умер, Джейн было только 17 лет.
После смерти отца Джейн обнаружила, что она осталась без гроша. Ей было нужно срочно предпринимать какие-то действия, и Джейн начала писать роман под названием "Мумия! Или рассказ о двадцать втором веке". Сюжет этого романа навеян историей о Франкенштейне Мэри Шелли, только возрожденный Хеопс, в отличие от Франкенштейна, не несет ужас и смерть, а дает советы тем, кто с ним подружится. Кроме того, Джейн попыталась создать в своем романе мир будущего, наполнив его новыми технологиями, отношениями и новой модой. Ее придворные дамы носят брюки, хирурги работают паровыми автоматами, а Англия стала абсолютной монархией. В мире, придуманном Джейн, есть эспрессо-автоматы, кондиционирование и даже зачатки интернета. По сути этот роман - научная фантастика, хотя в то время даже термина такого не было. Роман был опубликован анонимно в трех небольших по объему томах. Джейн в то время было только 20 лет.
Роман Джейн привлек внимание Джона Лаудона, он написал благоприятный отзыв на него в журнале, который редактировал. Ему захотелось встретиться с автором. Выяснив, что автор - девушка, он попросил друга пригласить ее к нему на обед. Джейн произвела на Лаудона неизгладимое впечатление. Именно такую девушку с неординарным мышлением Лаудон мечтал видеть своей женой. Через семь месяцев Джейн стала миссис Лаудон. Джону в то время было 47 лет. У них родилась дочь Агнес, которая стала автором детских книг.
Позже Джейн написала и опубликовала еще один роман, а потом переключилась на садоводство, которым заразил ее муж. Но Джейн не просто работала под руководством мужа, она решила сделать садоводство привлекательным для молодых девушек и женщин. Джейн обратила внимание на то, что все книги по садоводству были предназначены для тех, кто уже был глубоко погружен в тему, а не для тех, кто не имел базовых знаний. Сама Джейн, по ее собственному признанию, в начале своего брака с Лаудоном была полным профаном в ботанике, но благодаря тому, что ее муж был увлеченным фанатом садоводства, она быстро усвоила азы. Ей захотелось увлечь выращиванием цветов молодых женщин так же, как увлеклась она сама. Из под ее пера вышли инструкция "Садоводствo для дам", "Цветочный сад для дам", "Леди-компаньон в Цветочному саду", "Ботаника для дам", "Британские дикие цветы" и еще несколько подобных книг и журналов. Свои книги Джейн иллюстрировала сама, научившись рисовать самоучкой.
Когда Джон Лаудон умер от рака легких, Джейн осталась с 10-летней дочерью на руках... и опять без денег, да еще с долгами. Перед смертью Лаудон был вовлечен в план создания дендрария, но закончить его не успел. Выплата долга легла на плечи его вдовы. Было нелегко. Джейн продолжала писать книги, позже она стала получать пенсию, которую ей назначили за заслуги мужа и ее собственные. Лаудоны считались ведущими садоводами своего времени, их круг друзей включал в себя Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея. Умерла Джейн Лаудон в возрасте пятидесяти лет. Можно сказать, что миссис Лаудон была в садоводстве тем же самым, кем была миссис Битон в кулинарии (или Елена Молоховец в России). Рисунки Джейн использовали для декупажа подносов, абажуров, столиков. Она научилась использовать хромолитографию, и тираж ее книг смог существенно повыситься. Для многих дам эти книги стали настоящей находкой, а садоводство превратилось в массовое хобби для дам.
Посуда с оттисками рисунков Джейн Лаудон до сих пор пользуется большой популярностью. Фото из интернета.
Большое влияние на развитие коттеджного сада оказали Уильям Робинсон и Гертруда Джекилл, фигуры, практически равные по значению.
Уильям Робинсон был ирландским садовником и журналистом. О его ранней жизни доподлинно известно только то, что он родился в Ирландии в графстве, ныне известном, как Лищ. Он никогда не рассказывал о своей семье, и это породило много слухов. Ходили слухи, что он был сыном крестьян, но исследователи выяснили, что отец Робинсона был земельным агентом. В любом случае Робинсону пришлось рано зарабатывать себе на жизнь и пробивать себе путь трудом. Характером он обладал строптивым и взрывным.
О работе Робинсона в Ballykilcavan Estate в графстве Лиш ходят легенды. Говорят, хозяин поместья был "сложным персонажем", и между ним и Робинсоном постоянно происходили стычки. В конце концов в середине зимы Робинсон решил, что с него хватит. Он открыл теплицы, отключил обогрев и ушел. На следующее утро все растения в теплицах были погублены морозом. После этого он уехал в Англию.
Спустя много лет местная пивоварня начала производить пиво, носящее имя Робинсона. Нынешний хозяин усадьбы говорит: "Я всегда говорю людям, что самым известным человеком, который когда-либо жил здесь, не был никто, живущий в доме, никто из предыдущих поколений, на самом деле это был садовник".
Уильям Робинсон
Но вспыльчивый ирландец не был дураком, уезжая в Англию, он взял с собой рекомендательное письмо от директора ботанического сада Королевского Дублинского общества Дэвида Мура, чья рекомендация имела большой вес. В 1862 году Королевское ботаническое общество в Лондоне назначило его заведующим "учебно-травяным" отделом в Риджентс-парке.
Уильям Робинсон выступал против стандартных розариев в саду, скульптур и садиков в псевдо-итальянском стиле и прочих красот в коттеджных садах, которые присущи садам и паркам дворцов и больших усадеб.
Он ввел в садовую практику плотную посадку растений, использование местных многолетних растений и почвопокровных растений и посадку альпийских растений в "садах камней". В книге The English Flower Garden Робинсон писал: "Один урок этих маленьких садов, которые так хороши, - это то, что можно получить хороший эффект от простых растений".
Сад писательницы Шарлотты Йонг, созданный Уильямом Робинсоном
Став известным, Уильям Робинсон в 1884 году купил усадьбу Gravetye Manor в графстве Суссекс. в которой прожил всю оставшуюся жизнь. Когда он начинал работу, большая часть поместья использовалась для выгула скота, а остальную часть занимал лес. Робинсон не только преобразил территорию вокруг усадьбы, но и воплотил в ландшафтном дизайне свои основные идеи. После смерти Робинсона хозяева не особо заботились поддержанием ландшафтного дизайна таким, каким он был при Робинсоне. Но в 2010 году новый хозяин нанял садовником Тома Коварда, который изучил дизайн Робинсона до мельчайших подробностей и вернул саду первоначальную красоту. Том не копирует полностью картинки из книжек Робинсона, не создает реконструкцию сада, он просто строго придерживается принципов Робинсона.
Фото из фейсбука Gravetye Manor.
Робинсон считается гением от садоводства, который смог объединить гармоничное сосуществование природы и человека, ирландцем, который научил англичан создавать английские сады.
Гертруда Джекилл родилась в 1843 году в Лондоне в семье капитана Эдварда Джозефа Хилла Джекилла и его жены Джулии Хаммерсли. Кроме нее в семье было еще шестеро детей. Ее младший брат Уолтер Джекилл (позже ставший англиканским священником) был другом Роберта Луиса Стивенсона, который позаимствовал его фамилию для своей новеллы "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда".
Когда Гертруде было пять лет, ее семья переехала из Лондона в имение Брэмли Парк в графстве Суррей. Детство Гертруды прошло на природе, что помогло раскрыться ее художественным способностям.
В 18 лет Гертруда переехала в Лондон и начала серьезно заниматься живописью. У мисс Джекилл был художественный талант. Она собиралась стать художником.
Кот в сапогах Гертруды Джекилл
Но встреча с Уильямом Моррисом, знаменитым пропагандистом движения Искусства и ремесел, подтолкнула ее связать свою жизнь с прикладным искусствам. Гертруда начала заниматься дизайном интерьеров, вышивкой, чеканкой, резьбой по дереву, изготовлением серебряных изделий. Живопись Гертруда тоже не бросала. В 20 с хвостиком лет она была уже художником с именем, у нее было много заказов. Гертруда хорошо зарабатывала и могла позволить себе путешествовать по всей Европе. Особенно она любила Италию и Испанию.
Но когда Гертруде исполнилось 33 года, умер ее отец, и уход за матерью лег на ее плечи. Беда, как говорится, не приходит одна. В это же время врачи сообщили ей, что ее близорукость прогрессирует быстрыми темпами, и она может полностью потерять зрение. Ей запретили заниматься ее любимым делом - живописью и вышивкой. Нужно было искать другое занятие.
Гертруда вместе с матерью и младшим братом решили вернуться в Суррей. Они купили небольшой дом с участком, а чуть позже Гертруда купила пустующий участок рядом. На этом участке, площадью 5 гектаров, Гертруда создала свой первый сад - Манстед Вуд (Munstead Wood). На этом участке она экспериментировала всю жизнь. Этот участок располагался на склоне. В верхней части была вырубка, там постоянно самосевом, как в лесу, вырастали деревья разных пород, а в средней части была посадка каштанов. Гертруда не хотела все вырубать под ноль, она старалась "следовать природе в ее развитии". Так она создала новый вид сада - "лесной сад" с тенелюбивыми растениями.
Занятие садоводством привело ее к знакомству с "удивительным обществом любителей", как говорила она сама. Так, Гертруда познакомилась с Уильямом Робинсоном, который издавал журнал The Garden. Сотрудничая с этим журналом и при поддержке Робинсона, Гертруда начала получать заказы на проектирование садов. Работала она, в основном, прямо на натуре, делая лишь схематичные наброски. Так она изобрела "живопись растениями".
Один из садов, созданных Гертрудой
Классический пример сада в стиле Гертруды Джекилл - это изобилие декоративных и дикорастущих растений. При этом учитывается природная совместимость и сочетание оттенков и цветов. Джекилл считала, что цветников в саду должно быть несколько - в соответствии с временами года, таким образом, сад практически всегда будет цветущим.
Сад Гертруды Джекилл. Хелен Аллингем.
Munstead Wood, участок Гертруды, развивался, и она задумала построить на нем дом. Гертруду познакомили с 20-летним архитектором Эдвином Лаченсом. Выбирая место для дома, Гертруда и Лаченс создали свою новую концепцию "дом для сада и сад для дома".
1921 год
Эта концепция легла в основу их совместной 20-летней работы. Лаченс был тогда молодым подающим надежды архитектором, который увлекался садами. Гертруда Джекилл была опытным садовником, стремящимся экспериментировать с эстетикой. Джекилл и Лаченс быстро подружились, их дружба переросла в успешное деловое партнерство. Они начали проектировать загородные коттеджи, соединенные с замысловатыми красочными садами. Вместе они создали десятки домов и садов, и "дом Лаченса с садом Джекилл" стали символом английского образа жизни.
Munstead Wood
В первозданном виде сохранилось немного садов Гертруды Джекилл, но в последнее время ее сады начали восстанавливать, благо, эскизы и заметки Гертруды сохранились.
Сад Munstead Wood стал широко известен благодаря описаниям и фотографиям Джекилл в ее книгах и журнальных публикациях. Описание с подробными фотографиями есть так же в известной книге Генри Типпинга "Английские сады". Поэтому сад был тщательно отреставрирован в частном порядке.
Арка в Летний сад
Летний сад
Кроме прекрасных садов, а она разработала их около 400, Гертруда много печаталась в журналах Garden и Country Life, кроме того она выпустила 8 книг, которые стали классикой ландшафтного искусства. Среди них "Цветочное оформление дома", "Цвет в цветочном саду", "Дети и сады", "Розы для садов Англии", "Лилии для садов Англии" и другие.
Гертруда Джекилл скончалась в 1932 году, дожив почти до 90 лет.
"Часто, когда мне приходилось иметь дело с чужими садами, они говорили: "Я купил много кустарников и растений, покажите мне, где их разместить, - на что я могу ответить только одно: "Это не тот способ, которым я могу вам помочь, покажи мне место для своего сада, и я скажу вам, какие растения для них купить". - Писала Гертруда Джекилл.
Забавная история произошла с рабочими ботинками Гертруды Джекилл. Когда ей было 40 лет, она купила пару мужских ботинок для работы в саду. В них ей оказалось настолько удобно работать, что она носила их до самой смерти. Ботинки прослужили ей почти полвека. Гертруда отказывалась их менять. Отдавала в починку и носила снова.
Реальные ботинки Гертруды Джекилл
В 1920 году художник Уильям Николсон нарисовал эти ботинки с натуры в доме Гертруды. Позже художник подарил картину Лаченсу, а после смерти Лаченса, его вдова подарила картину галерее Тейт.
"Ботинки Гертруды Джекилл". Уильям Николсон
Знаменитый английский селекционер роз Дэвид Остин создал розу Gertrude Jekyll. Это один из лучших и самых популярных сортов Дэвида Остина. У Gertrude Jekyll великолепные, крупные цветки сочного розового цвета в стиле старых роз. Аромат очень сильный, из ее лепестков делают эфирное масло для духов, в этом ее можно сравнить только с Evelyn.
Уильям Робинсон и Гертруда Джекилл, создавая свои ландшафтные работы, находились под влиянием взглядов Уильяма Морриса. Уильям Моррис был не только неофициальным лидером Движения искусств и ремесел, но и поэтом и одним из самых ярких художников-прерафаэлитов.
Но и Моррис оказался под влиянием работ своих учеников. Моррис начал строить дом для своей семьи, так называемый, Красный дом (Red House) в Бексли-Хис, над оформлением интерьеров которого работали Берн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой. А вот сад вокруг дома Моррис заложил, исходя из идей Робинсона и особенно, Джекилл. Когда Красный дом и сад были закончены, "старомодный сад" стал неожиданно последним писком моды.
Очень английский сад