Тут бы самое время вспомнить конец Второй мировой войны. Великобритания, вступившая в неравную схватку с гитлеровской Германией в сентябре 1939 года, была, казалось, обречена. Символом упорства и бескомпромиссности стал Черчилль с улыбкой бульдога.
Он провел страну через невероятные испытания и привел к победе. А тут, как раз, и выборы подоспели. Национальный герой, спаситель отечества, ему прямая дорога в премьеры! Не тут-то было.
Избрали, причем громадным, как здесь говорят "лавинным", большинством тихого и незаметного Клемента Эттли, которого повсюду возила жена на маленьком семейном автомобиле (сам он, видимо, водить не умел).
Черчилль был взбешен, он позволил себе несколько саркастических высказываний, вроде: "К зданию парламента подошло пустое такси. Из него вышел Клемент Эттли".
Ведь еще совсем недавно представители ведущих держав - Рузвельт, Сталин и Черчилль - встречались в Ялте, и на следующей их встрече Сталин не увидел Рузвельта (тот умер), а приехавший на один день Черчилль сообщил, что проиграл выборы и вместо него приедет новый премьер-министр.
Советская делегация ничего не могла понять, поскольку в сталинское понятие о мироздании и роли личности в истории такое не вписывалось никак.
Британцы, насидевшись в окопах и бомбоубежищах, в совместных очередях, разборах завалов бомбежек, ощутили друг друга, преодолели воспитанную с детства сдержанность и шелуху приличий. Они захотели вместе строить новую жизнь. С бесплатным всеобщим обучением и здравоохранением, с пенсиями и пособиями по безработице. С социальным жильем и заботой о детях и стариках.
Эту мечту удалось построить. Она, конечно, кое-где обветшала, требует ремонта, денег на все не хватает. Приток новых людей в страну означает, что нагрузка на школы и больницы растет, что в очереди на квартиры преимущество отдают тем, кому нужнее.
То, что построили деды и отцы, под угрозой. Так, во всяком случае, кажется тем 17 миллионам, которые проголосовали за выход и за укрепление государственных границ.