Нашла в своем архиве переводов "в стол" интервью с митрополитом Германским Серафимом (Жоантэ) "Духовное наследие православия - это шанс для будущего Европы" (2007 год, оригинал был опубликован на румынском языке на сайте светского издания "FORMULA AS").
***
С 1 января 2007 в Европейский Союз вошли четыре православных страны - Болгария, Кипр, Греция и Румыния, в которых в общей сложности насчитывается около 40 млн. верующих. В связи с этим невозможно не обратить внимание на то, что Православную церковь буквально приглашают произнести веское слово в обществе Западной Европы, становящегося все более секулярным. Духовному наследию христианства отведено всего лишь место «религиозного сектора» в мирском обществе, не знающем литургической жизни. Румынская Православная церковь - самая большая среди «равных сестер-церквей» - распространилась практически по всему европейскому континенту, «ступая» по следам и трех миллионов румын, которые проживают сейчас в ведущих с экономической точки зрения регионах ЕС. Появились десятки новых приходов, образовались многочисленные общины, духовные пастыри которых оказались перед необходимостью организовать новые епископии и даже две митрополии - с кафедрами в Париже и Нюрнберге. Благодаря этому, на «вызовы мира и истории» Православие способно дать ответ со властью и надеждами на будущее нашего народа в Европе. Об этом свидетельствует владыка Серафим (Жоантэ), митрополит Германии, Центральной и Северной Европы, который окормляет проживающих здесь православных румын.
«На Западе религия оттеснена в сферу частной жизни.
Царит дух погони за деньгами и удовольствиями»
- Владыка, Вы возглавляете «ковчег», на котором живут более полумиллиона румын в Германии, Австрии и северных странах. Как Вам удается хранить паству в правой вере в мире сем, охваченном страстью к потреблению и материалистическими ценностями?
- Действительно, Запад - это общество материальных благ и потребления. Религию вытеснили в сферу частной жизни. Царит дух погони за богатством и удовольствиями. На грани исчезновения традиционная семья. В наши дни большинство детей рождаются в «случайных» связях или в неполных семьях. Половые извращения демонстрируются везде, вплоть до школьных учебников, как нечто естественное. Все это сбивает людей с пути и делает их несчастными. Именно поэтому, в наши дни, в мире больше страданий, чем когда-либо. Конечно, румынская молодежь, которая живет здесь, с трудом может противостоять духу века сего. Многие погибают, сталкиваясь с чрезвычайно трагичными обстоятельствами жизни. Но всегда есть путь покаяния, возвращения. Здесь наступает время действовать Православной церкви. Спасительная благодать и свобода существуют только в Церкви. А румыны, в целом, связаны с Церковью и ищут ее, особенно в трудных ситуациях. В этом состоит божественная педагогика - через те беды, с которыми мы сталкиваемся по нашим грехам, Господь возвращает нас на благой путь.
- Владыка, Вы стоите на «передовой линии фронта». На Вас обращены взгляды не только румын, но и многих жителей Запада, кто еще связывает свою жизнь с Церковью и ищет Бога. Как Вы отвечаете на их ожидания?
- Духовное наследие Православия - это шанс для будущего Европы, возможно, единственный для того, чтобы она выжила. Потому что если Европейский Союз будет основан только на экономическом и политическом фундаменте, у него не будет шансов выжить без духовного основания. Западное христианство утратило многое из своего мистического наследия. Напротив, православие сохранило все богатство мистической жизни в то время, когда христианская Церковь была единой. Спасается тот, кто приобщается к традиции Православия и прилагает усилия, чтобы жить в Церкви, наставляемый духовником. В этом задача для нас, православных христиан объединенной Европы, - подлинно являть нашу веру и передавать ее дальше - примером нашей жизни, потому что только пример убедителен!
«Признание нас официальной церковью произошло благодаря поддержке католической и евангелистской церквей»
. Как местные традиционные церкви относились к появлению румынских православных общин в Германии?
- Прежде всего, стоит упомянуть о том, что национальное телевидение ZDF транслировало в прямом эфире для миллионов немцев две православные литургии в нашем соборе. Это беспрецедентный случай для Германии! Наше укрепление и признание официальной церковью баварского государства (“Korperschaft des offentlichen Rechtes”) произошло благодаря братской поддержке католической и евангелистской церквей. Они помогли нам выкупить митрополичью церковь в Нюрнберге и особенно оказали поддержку в наших первых шагах по немецкой земле. В этом смысле стоит сказать особо о докторе Альберте Раухе, крупном богослове, который уже более тридцати лет является другом румынской православной церкви. Он был рядом с нами на протяжении десяти лет этого чрезвычайно трудного пути к официальному признанию. Нас радует, что румынские храмы, число которых за последние годы удвоилось, наряду с греческими и болгарскими, являют собой тот ответ, который может дать восточное христианство современному человеку, обращенному вовне, испытывающему интеллектуальные перегрузки из-за беспрецедентного развития технологий, постоянно оказывающемуся в стрессовых ситуациях из-за напряженного ритма жизни и повседневных проблем. В то время, как многие церкви остаются пустыми или превращаются в выставочные залы, нам удалось с Божьей помощью, практически не имея никакого начального капитала, возвести настоящий собор, который привлекает внимание большого количества местных жителей. Они приходят посмотреть росписи, узнать о православии.
- Как жители Западной Европы относятся к православному богослужению?
- Людей впечатляет то, что молитве отводится особое место, особенно «умной» или «сердечной» молитве. Ведь именно через молитву мы достигаем мира в сердце, доброты, благости, любви - а значит, исполнения всех заповедей. Людей поражает православная мистика и та важная роль, которую мы отводим посту. Они понимают, что так постепенно они могут прийти к духовной свободе, т.е. к такому состоянию, когда все совершаешь самым естественным образом. Люди свидетельствуют о том, что молитва, пост, церковь, общение - все это становится радостью.
«Между культурой и церковью не существует никакого разделения»
- Говорилось о том, что после присоединения к ЕС нашим козырем для Европы является культура (искусство, литература, философия, архитектура, музыка, традиции). Однако здесь, по-видимому, на первое место можно поставить Православную церковь.
- Зачем отделять культуру от Церкви! Нельзя отделить культуру от Христа. Он - основание истинной культуры. Само слово «культура» происходит от понятия религиозного культа - первичного выражения любой человеческой культуры. Культура должна воспитывать человека, помогать ему в его стремлении к совершенству, которое Господь вложил в наше естество. Ничто не может воспитать человека в большей степени, чем Церковь. Христос Яннарас, выдающийся греческий философ современности, пишет о том, что «Православная Литургия и, в целом, наше богослужение- это высшее проявление человеческой культуры», того прекрасного, что человек мог создать для своего возрастания. Таким образом, религия - это очаг культуры, а в ее центре- Христос Богочеловек. Сейчас на Западе, как, впрочем, и у нас в Румынии, есть много вещей, которые считаются культурными, однако в своей глубине они ниже уровня культуры или вовсе ей противоположны, потому что они, вместо того, чтобы воспитывать человека, разрушают его, разжигая в нем страсти.
- Консервативно настроенная церковная иерархия выражает беспокойство по поводу соприкосновения православия с Западом, т.к. это может привести к десакрализации, к угашению духа нашей церкви. Есть ли такая опасность?
- Не думаю, что из-за контакта с западным миром православие что-то утратило, по крайней мере, в том, что касается ее учения о вере - точного и ясного. Из этого учения невозможно ничего выбросить, не рискуя при этом выйти за границы православия. С другой стороны, полагаю, что в реальности многие православные христиане - румыны, греки или болгары - переняли западный стиль жизни: они больше не соблюдают пост, не связывают свою жизнь с Церковью…
«Мы начали замечать первые признаки обращения в православие среди немцев»
- Румынский народ верит, что молитвы монахов защищают их от лукавого. Как обстоит дело с православным монашеством на Западе?
- Святой Кассиан, родом из Добруджи, основал в 415 г. первые два монастыря на Западе, в Марсилии. В настоящее время в ЕС существует множество православных монастырей, особенно во Франции, где православие очень живое, благодаря Свято-Сергиевскому институту и Православному Братству в Западной Европе. Нигде более в этой части Европы православие так не укоренено, как во Франции. И в этом смысле существование монастырей можно назвать свидетельством. Большинство монастырей во Франции находятся под юрисдикцией Константинопольской патриархии. Это франкоязычные монастыри. У нашей митрополии тоже есть 5-6 монастырей и скитов, однако с очень небольшим количеством насельников. В Англии, в Эссексе, находится самый известный православный монастырь на Западе, основанный о.Софронием. В Германии есть только пять православных монастырей, среди которых и монастырь святых мучеников Брынковяну в нашем епархиальном центре в Нюрнберге. К сожалению, у нас нет ни одного молодого румына, кто родился бы на Западе и стал бы монахом в одном из местных монастырей.
- В связи с ростом румынского населения в Европе возникла необходимость возведения новых храмов. Как это повлияло на «видимость» румын в «поле зрения» Германии и Северной Европы?
- Надеемся, что это оказало положительное влияние. Сейчас наблюдается и некоторое отсеивание среди румынского населения. Так выделяются те, которые относятся к вере серьезно, раскрывают ее в личностно и сознательно живут по ней со всей интенсивностью, становясь примером для других - и для румын, и для местных жителей. В некотором смысле, мы снова переживаем раннехристианские времена, когда вера передавалась больше через личный пример и жизнь общин - пусть немногочисленных по составу, но очень деятельных и пламенных, в которых царят любовь и открытость к ближним. У нас немало подобных общин среди румынских верующих, однако мы начали отмечать первые признаки обращения в православие среди местных жителей, преимущественно немцев. Они отнеслись к новой вере очень серьезно, оказавшись более церковными, чем наши верующие. Такое можно наблюдать в Вене, Штутгарте, Оффенбахе, Зальцгиттере, Тюбингене, Ландшуте и Мальмо, где были возведены или выкуплены новые храмы. Здесь к румынским общинам относятся с уважением за их веру, достойную хвалы. В будущем влияние румынской православной церкви распространится на Кельн, Берлин, Мюнхен и Мангейм, где мы уже заложили или собираемся заложить камни для фундамента новых храмов.
- Вы готовите настоящую экспансию православия!
- Это ни в коей мере не означает экспансию, т.к. дух прозелитизма совершенно чужд православию. Речь идет о смиренном свидетельстве о вере, которая для нас спасительна - не только в жизни будущего века, но и сейчас, в наши дни, со всеми проблемами и трудностями, которые мы можем разрешить только с помощью веры и победить. Церковь призвана быть там, где к ней взывают сыны народа, куда они пришли с своими жизненными нуждами и тяготами. Только вера их вдохновляет, освобождает, дает мужество и силу победить любую трудность. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», - так мы призваны непрестанно повторять вместе с апостолом Павлом.
«Быть одновременно и румынами, и европейцами это не утрата, а приобретение для нашей идентичности»
- Те, кто скептически относятся к Европе, говорят о том, что вступление в ЕС будет иметь пагубные последствия для румынской идентичности на европейской арене, если Православная церковь не будет усердно исполнять свое предназначение. Как Вы это можете прокомментировать?
- На этот вопрос, в основном, я ответил выше. Здесь можно уточнить: являясь членами ЕС, мы, православные румыны, как впрочем, и все православные христиане на Западе, стремимся построить нашу духовную и национальную жизнь в странах, где мы живем, в соответствии с их правилами и требованиями, не отказываясь при этом от своих традиций. Быть одновременно и румынами, и европейцами это не утрата, а приобретение для нашей идентичности. Мы с надеждой молимся о том, чтобы объединенная Европа стала страной, где царят мир и процветание для всех народов, которые ее населяют. Разумеется, с нашей точки зрения, это возможно только в том случае, если каждый народ будет возрождать свою христианскую веру.
Интервью Иона Лоджина Попеску
[1]Перевод с румынского. 2007 год.
[1] Интервью опубликовано на сайте светского румынского журнала FORMULA AS (
http://www.formula-as.ro/revista_761__8156__i.p.s.-dr.-serafim-joanta.html ).