Это одно из двух сохранившихся писем моего прадеда
Павла Романовича Патракова к младшему брату Александру, написанное примерно за полтора года до гибели. Далее приводятся два письма Александра Романовича к брату Михаилу Романовичу Патракову, написанные спустя сорок лет (из сборника "
Факт - это еще не все").
13 января 1928 г.
Добрый день.
Получил от тебя письмо, которому был очень рад, т.к. я писал родителям, чтобы они мне сообщили о тебе, но они пока что ничего не писали. Я им описал, как живу, в свою очередь спрашивал их, как они живут. Ну об них я кончу писать.
Ты спрашиваешь меня, что кого из себя представляет моя жена. Так вот, я готов тебе ответить: НИНА - дочь одного старого партийца, который помер в 1922 году. Она жила с матерью, с сестрами, с двумя братьями. Старшая сестра служила в ОКРФО [окружном финансовом отделе - прим. сост.], а Нина нигде не служила. Познакомились мы, с год первое время гуляли.
Теперь живу, обучаю молодых бойцов. Работы много, но я привык работать, и мне не страшна никакая работа. ШКОЛА [Тверская кавалерийская школа - прим. сост.] меня научила, а опыт у меня был еще во время гражданской войны.
Александр, напиши, как дается учеба, не трудно ли учиться. Будь стойким партийцем.
Менькова я хорошо знаю, мы с ним вместе ехали сюда. Передай ему от меня привет и успехи в обучении бойцов. Пускай пишет. Скажи, что здесь вместе со мной Тахтасьев, Мосин и Левин. Мы с Тахтасьевым находимся во Владивостоке, они уехали дальше. Левин пишет Тахтасьеву, что страшно скучно.
Ну ты напиши о той жизни, как живут дома девчата и кто из старых моих знакомых еще гуляет и как. Ведь я порядком не был дома.
Напиши про партработу нашей старой деревни, про крестьянскую самодеятельность. Как участвуют наши женщины в общественной и политической жизни деревни.
БРАТ, мой совет: учись кавалерийскому делу и будь джигитом, рубакой, ездоком и политически грамотным, тогда сможешь охранять границу.
Пока всего хорошего. Жду ответ.
г. Владивосток. Твой брат.
13 января 1928 года
<Приписка карандашом>: Получено 25/I-28г.
Вот что, брат! Нина просила передать привет тебе, она очень желает видеть тебя. Но ты сам знаешь, что условий благоприятных нет. Я сомневаюсь, во всю службу будут ли. Разве вот дома возможно будет. Твой брат Павел.
***
Из письма Александра Романовича Патракова брату Михаилу Романовичу Патракову.
18 ноября 1966 г.
...Писем от Димитрия [один из пяти братьев Патраковых - прим. сост.] пока нет. Что случилось с ним, почему не пишет, не знаю. Советую побывать у него. Если поедете к нему, то надо узнать, может быть, у него сохранилась переписка родителей с Павлом. Павел учился в Тверской Кавалерийской школе комсостава, часто писал домой. Писал, не ленился, и ему я отвечал, а адрес подробный сейчас не помню.
Кав<алерийскую> школу он окончил, наверное, в 1923 или 1926 г. После окончания школы был дома, и я его возил на ст. Мишкино. Там с ним расстались. Он был в шинели, фуражке. Возил на телеге, а лошадь какая была, забыл. Кажется, Воронка.
До школы он служил в армии Буденного. По архивам, может быть, найдут.
***
Письмо Александра Романовича Патракова брату Михаилу Романовичу Патракову.
18 марта 1969 г.
Добрый день, Михаил Романович и Анна Дмитриевна! Привет всей Вашей семье.
В отношении дополнительных данных по вопросу героической гибели брата Павла едва ли что мы сможем добавить. Думаю, что надо написать им, что все, что знал, выслал ранее. Кто из очевидцев происшествия был, нам неизвестно. За исключением некоторых подозрений, что кто-то из вышестоящих над Павлом начальников были с ним и его в борьбе против налетчиков из-за трусости не поддержали. И это, вероятно, был его начальник заставы, поэтому и у них не сохранилось данных о происшествии.
Почему я это высказываю?
Во-первых, я слышал от жены Павла Нины Ильиничны, что был кто-то из начальников.
Во-вторых, я слышал от сослуживца Павла Кости Чусовитина, с которым я служил в Шадринском охротделе ОГПУ. Он 1904 года рождения. Кажется, Багарянский. Жив ли он и где сейчас, не знаю.
В-третьих, перебирая личный архив, я обнаружил два письма от Павла, хранящиеся у меня. Кроме писем нашел сообщение отряда на мой запрос, датированное 12 июля 1929 года. Это незадолго перед гибелью Павла. В сообщении говорилось, что мой брат Патраков П.Р. служит пом<ощником> нач<альника> заставы. А мы ведь до сих пор считали Павла начальником заставы, а сообщение это опровергает.
Зачем мне тогда потребовалось запрашивать о Павле, не помню. Вероятно, из любопытства или долго не было писем от него. Я в то время служил тоже на Дальнем Востоке в гор. Благовещенске в 56 (?) кав<алерийском> погранотряде.
При гибели Павла, кажется, я был бы должен вызван - приглашен на похороны, а мне не сообщили даже. Также не сообщили и Анатолию Романовичу. Он в это время работал в приемной М.И. Калинина, являлся чл<еном> ЦИК РСФСР и ВЦИК СССР.
Если сейчас в отряде серьезно интересуются по существу дела, пускай поручат изучать историю следопытам-учащимся, а то странные вопросы задают:
«Как близко от заставы встретился брат с бандой?» Вот это здорово. Они же сообщали тебе, что местечко, где погиб брат, названо именем брата, а сколь далеко оно от заставы, оказывается, не знают. Какая нелепость.
Так что считаю, сообщить надо, что нового тебе ничего не известно, разве то, что он в партии большевиков с 1920 года. Но во время гражданской войны утерял документ и вновь стал чл<еном> ВКПб с 1923 г. Об этом он сам пишет в письме, хранящемся у меня.
Сообщи им, что в 50-летие ВЛКСМ была статья, посвященная Павлу.
Возможно, какие-либо письма сохранились у семьи А.Р. и Дмитрия, ведь все письма были у матери.
В Красноуральск Нину Анатольевну о письмах жены Павла я запросил. Ты запроси Дмитрия, не сохранилось ли у него из переписки родителей что-либо.
Адреса Нины Ивановны [ошибка: Ильиничны - прим. сост.] у меня нет. Возможно, найдет у А<натолия> Р<омановича>. Он переписывался до 1950 г.
Высылаю одно из писем, печатанных на машинке с припиской брата Павла. Кто ему печатал, не знаю. В письме он меня вдохновляет на подвиги
Ну вот пока все.
Не знаю, все ли понятно я написал. Хорошо бы, если ты приехал во время отпуска на несколько дней к нам в гости.
Ехать до гор. Мелекесса просто через Челябинск. Поезда идут ежедневно, так то ничего сложного нет.
До свидания. Крепко жму твою руку.
Брат Александр.