"Неопалимая купина" - община монахов и мирян в послевоенном Бухаресте

Jun 08, 2015 17:15

Община «Неопалимая Купина», собиравшаяся в стенах монастыря во имя св. Анфима Иверского в Бухаресте в 1940-1950-е годы, была уникальным для того времени пространством встречи и общения между церковью и интеллигенцией. Объединенные жаждой общей жизни по вере и радением о судьбе Румынской православной церкви в годы богоборческого коммунистического режима, в «Неопалимую купину» входили монахи и богословы, университетские преподаватели и студенты, ученые и писатели, врачи и деятели искусства.



Община «Неопалимая купина» начала постепенно складываться с 1945 года. У ее истоков стояли поэт и журналист Александру Теодореску, известный под литературным псевдонимом Санду Тудор, и иером. Иоанн (Кулыгин) родом из России, по прозвищу Иван Странник.

Получив в 1946 году благословение патриарха Никодима (Мунтяну), община открыто собиралась в Анфимском монастыре до 1948 года. Ее ядро составляли монахи и миряне из интеллигенции - богословы, преподаватели, и студенты. Все они радели о сохранении живой веры в Румынской православной церкви во времена коммунистического атеизма, осознавая, что действенное духовное сопротивление режиму насилия возможно только через общую молитву и веру, воплощаемую в жизни.

Встречи в Анфимском монастыре проходили по четвергам в библиотеке или в притворе храма, под председательством тогдашнего настоятеля архим. Василе (Василаке). Участники встреч читали Священное Писание, святоотеческие и философские тексты, литературные произведения, а также обсуждали различные вопросы из культурной и общественно-экономической жизни послевоенной Румынии.



С особым интересом члены общины «Неопалимая купина» обсуждали опыт исихазма и умной молитвы, догматические вопросы о Христе как воплощенном Логосе, экзегезу евангельского эпизода с бесплодной смоковницей и многое другое.

После установления в Румынии коммунистического режима братство попадает под пристальное внимание органов госбезопасности за помощь русским беженцам в целом и за покровительство иером. Иоанну (Кулыгину) в частности. Кроме того, власти видели для себя угрозу в сближении между церковью и интеллигенцией. Первым был арестован иером. Иоанн и в 1947 году отправлен в СССР, где позднее был приговорен к 25 годам лагерей. Перед отбытием в СССР он передал попечение об общине Санду Тудору.

В условиях гонений встречи «Неопалимой купины» продолжались до середины 1948 года, после чего распоряжением патриарха Юстиниана (Марина), прекратились на долгие годы. Большинство насельников Анфимского монастыря были переведены в другие места, в основном в духовную семинарию при Нямецком монастыре. В 1950 году был арестован и Санду Тудор. Его приговорили к пяти годам лагерей. После освобождения он ушел в монастырь Рарэу, где стал иеромонахом Даниилом.

Настоящие гонения на общину «Неопалимая купина» начались после 1956 года, когда по Румынии, по примеру репрессий в СССР, прокатилась очередная волна арестов. 25 февраля 1958 года был арестован иером. Адриан (Фэджецяну), которого обвинили в причастности к легионерскому движению и под пытками заставили подписать признание о том, что Санду Тудор был в прошлом легионером. Так «Неопалимая купина» была объявлена "подрывной и контрреволюционной организацией", "проводившей конспиративные встречи с привлечением реакционных элементов из числа студентов и подстрекавшая их к контрреволюционным действиям против демократического государственного строя".

Более того, тогдашний министр внутренних дел Александру Дрэгич утверждал, что внутри Румынской православной церкви существует заговор легионеров, который необходимо немедленно разоблачить и ликвидировать. В результате, последовал целый ряд арестов. 14 июня 1958 года были задержаны большинство «подозреваемых»: Санду Тудор, Роман Брага, Софиан Богиу, свящ. Думитру Станилоае, Вартоломей (Анания) и многие другие. Большинство подсудимых были обвинены в «заговоре против общественного порядка и преступной деятельности рабочего класса и революционного движения» и приговорены к тюремному заключению от пяти до двадцати пяти лет. Наибольший срок - четверть века за решеткой - получил Санду Тудор. Его отправили в Аюд, где он умер в заключении 17 ноября 1962 года. Поэт Василе Войкулеску был приговорен к пяти годам тюрьмы, однако по состоянию здоровья, подорванного в заключении, был амнистирован 28 апреля 1962 года и спустя год умер.

В 1964 году члены «Неопалимой купины» были освобождены вместе со многими другими политзаключенными в рамках амнистии, проводимой государством в целях расширения связей с Западом.

В последние годы предпринимаются попытки возродить общину "Неопалимую купина" в изменившихся исторических условиях. В частности, был основан одноименный Православный миссионерский центр в составе Ассоциации "Ortopraxia". Одной из своих главных задач центр видит проведение различных просветительских мероприятий.

По материалам сайтов ziarullumina.ro и crestinortodox.ro.

Интервью со свящ. Николаем Бордашиу,
одним из членов общины, выжившим после гонений

(опубликовано в периодическом Интернет-издании "Адевэрул" 21 декабря 2014 года, перевод с румынского с сокращениями)
«Адевэрул»: Прошло почти семьдесят лет с тех пор, как в Анфимском монастыре стали собираться первые встречи монахов и интеллигенции, благодаря которым позднее родилось движение «Неопалимая купина». Расскажите, пожалуйста, что именно побудило тех верующих встать на этот путь?

Свящ. Николае Бордашиу: Движение «Неопалимая купина» не ставило перед собой задачи разворачивать крупномасштабную социальную деятельность. Все началось с группы людей, которым хотелось вместе молиться, читать духовную литературу и обмениваться личными переживаниями на этом пути. Они стремились стать общиной, способной жить в христианском духе. Идея о создании такой общины родилась несколько задолго до того, как в Анфимском монастыре начались эти встречи. Еще в 1943 году Санду Тудор, отец Бенедикт Гиуш, профессор Александу Миронеску и еще несколько богословов и мирян поехали в Черновцы к митрополиту Буковинскому Титу (Симедря), где провели целую неделю, вместе совершая Иисусову молитву и обсуждая вопросы духовной жизни.



Черновцы, 1943. Митрополит Буковинский Тит (Симедря) организовал неделю встреч о христианской мистике.
В числе участников: Санду Тудор (четвертый слева) и Александру Миронеску (пятый слева),
двое из инициаторов движения «Неопалимая купина».
Фото из личного архива Мариуса Василяну.
Что было потом?

Те, кто был тогда у митрополита Тита, потом разъехались по свету, но все же спустя время часть из них снова собрались в Анфимском монастыре, чтобы продолжать вместе молиться.

Кто были эти люди?

Отец Бенедикт Гиуш, блестяще образованный и одновременно с этим духовно одаренный человек, писатель Санду Тудор, который на тот момент еще был мирянином, и еще несколько их друзей - поэт Василе Войкулеску, профессор Александру Миронеску и настоятель Анфимского монастыря архим. Василе (Василаке). Все они стремились к духовной жизни через совместную Иисусову молитву. Кроме того, они проводили встречи на разные религиозные темы.

Много ли человек принимали участие в этих встречах?

В группе не было четко установленного членства. Собирались по четвергам около пятнадцати-двадцати человек - монахи, врачи, писатели, преподаватели, военнослужащие. Среди них был и генерал Траян Тетрат, который занимался сбором средств на реставрацию Анфимского монастыря. Об этом радел и Санду Тудор, пожертвовавший значительную часть своего имущества на ремонт обители. Известно, что он жил затворником в колокольне монастыря. Это поистине была отшельническая жизнь в самом сердце обуреваемого города.

Как проходили встречи группы?

Старшие общины проходили по четвергам, во второй половине дня, в Анфимском монастыре или же дома у кого-либо из членов «Неопалимой купины», чаще всего, у профессора Миронеску или поэта Василе Войкулеску. Члены общины считали, что молитвенная жизнь должна быть совместной, чтобы вся духовная семья жила в такой молитвенной атмосфере. Помимо этих встреч, особое значение приобрели собрания по воскресеньям после обеда, когда по благословению настоятеля архим. Василе (Василаке), в библиотеке Анфимского монастыря проводились открытые лекции. На самом деле, по духовному содержанию это было намного больше, чем просто лекции. На этих встречах мы вместе молились, пели псалмы, делились свидетельствами о своих духовных переживаниях. Собиралось по нескольку десятков людей, так что мы не всегда помещались в монастырской библиотеке.

(Продолжение следует)

Некоторые из членов общины "Неопалимая купина"


Иером. Адриан (Александру Фэджецяну) (1912 - 2011)



Арсение Папачок (1914 - 2011), настоятель монастыря Кея-Прахова, исповедник веры



Свящ. Софиан Богиу (1912 - 2002), иконописец.



Паул Константинеску (1909 - 1963),
композитор, член-корреспондент Румынской академии наук,
преподаватель Бухарестской консерватории им. Чиприана Порумбеску



Василе Войкулеску (1884 - 1963),
поэт, прозаик, драматург



Владимир Стреину (1902 - 1970),
писатель, литературный критик, депутат, историк, педагог



М. Вероника (Василика Гурэу) (1922 - 2005),
основательница и настоятельница монастыря Владимирешть, писательница


Ольга Гречану (1890 - 1970), писательница, художница

свящ. Думитру Станилоае, свидетельство, ХХ век, свящ. Николае Бордашиу, "Неопалимая купина", Санду Тудор, история Церкви, церковь, Румыния, память

Previous post Next post
Up