«Содружество проповедников живым словом»

Mar 22, 2014 12:37



Из Кишиневских епархиальных ведомостей, 1906, №43, с. 1391 - 1393.

"Такое «Содружество», по мысли и заботам Преосвященного Серафима*, епископа Орловского, имеет быть открыто в г. Орле при Петропавловском Братстве.

«Заботясь об организации при Петропавловском Братстве «Содружества проповедников живым словом» и ожидая заявлений от братьев-пастырей о желании их записаться в сотрудники, Преосвященный Серафим предписал через Консисторию сельским и монастырским благочинным донести ему - в каких деревнях, селах и монастырях в продолжение года бывают храмовые и другие праздники, ярмарки и собрания, на которые собираются православные в наибольшем количестве для молитв и крестных ходов («Орлов. Еп. Вед.», №43 с. г., ч. оффиц. стр. 448 - 449).


Суждения Преосвященного Серафима, плодом которых явилось у него намерение организовать такое «Содружество», подробно изложены в докладе Его Преосвященства, прочитанном на заседании Петропавловского Братства 8 окт. с. г. В этом докладе Владыка, между прочим, заявляет: «Не следует забывать, что задача наша не только вразумлять отпадших от истинной веры, что особенно трудно, но и укреплять готовых поддаться совращению, а также предохранить верующих от заблуждения, подобно тому, как медицина не только лечит опасные и трудные болезни, что ей удается только изредка, но усиливается предохранить здоровых от заболевания» («Орлов. Еп. Вед.», №42 с. г., стр. 1139 неоффиц. ч.). Сказав дальше о том, что, - «чтобы определить, какие нужны нам средства для борьбы, где, как и против кого и чего следует действовать и что можем мы сделать, - необходимо прежде всего распознать причину бедствия, основу этой ужасной, современной и заразительной болезни» (стр. 1139) и доказав, что главная причина бедствия нашего заключается «в неудержимом стремлении» массы людей, живущих в России, «к свободе, без малейшего представления об истинной свободе», Владыка делает вывод, что «на нас лежит прежде всего долг выяснить нашим пасомым: что такое истинная свобода» (стр. 1140). «Не мало написано об этом», говорит дальше Владыка, «брошюр и книг, а если нет, то братству нашему (Петропавловскому) надо немедленно напечатать листки о подлинной свободе, для раздачи в большом количестве народу». Но, «еще важнее установить проповедь живым словом» (стр. 1142).

Выясняя последнее, Преосвященнейший говорит: «Можно засвидетельствовать, что никогда еще русский народ не жаждал и не требовал так живой проповеди, как в переживаемое нами бедственное время»… «Гибнут тысячи людей, тысячи душ, вверенных Богом пастырям; казалось бы - не только возгласы и слова наши должны раздаваться в поле и на улицах, но крики, мольбы отчаяния, призывы ко спасению! Ведь нас тоже не десятки, не сотни, а тысячи пастырей, и время ли теперь писать или заучивать проповеди»… "Давно уже не только в городах, но и в селах народ раздражается при виде тетрадок. лежащих перед проповедниками; молящиеся с неудовольствием спешат покинуть храмы до конца обедни, как только после заамвонной молитвы становится аналой для проповедника. Народ в негодовании говорит: «прочесть мы сами можем, а хотим слышать простое, ясное слово»" (стр. 1143)…

«Если не все из нас одарены способностью проповедовать живым словом», присоединяет к этому Владыка, «то получившие от Бога дар не имеют права скрывать его под спудом, обязаны помочь неспособным, молодым и посещать другие храмы, являться в монастырь для проповеди, совершать поездки туда, где собрался народ для молитвы… Мы не представители политической свободы, а евангельской истинной свободы» (стр. 1144)…

"Нужны организация, содружество и душевное общение между пастырями для того, чтобы выйти нам из безмолвного и оскорбительного положения".

В заключение переданного нами вкратце доклада, Преосвященнейший Серафим призвал присутствовавших, отцов и братий, к немедленному учреждению при Братстве «Содружества проповедников живым словом». Правила этой организации Владыка обещал выработать вскоре в комиссии под его председательством; средства потребуются только для разъездов проповедников в ближайших районах местожительства их и по монастырям.

«И так живые словом, духом и любовью, бодрые силами, сознанием святого долга пред Богом и родиной и крепкие верою и знанием Св. Писания, молю Вас, соединитесь со мною в одну дружину для оказания помощи братьям-пастырям, для самоотверженной службы правде и истинной Христовой свободе. Верьте и убеждайтесь, что благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа», такими словами заканчивается доклад Преосвященнейшего Орловского Серафима (ibid стр. 1144)".

* С 6 февраля 1906 года по 16 сентября 1908 года правящим архиереем Орловской епархии был епископ Серафим (Чичагов), после чего он был назначен в Кишиневскую епархию.

ХХ век, проповедь, заметки на полях, history, церковь, Кишиневские епархиальные ведомости, общение, свщмч. Серафим (Чичагов)

Previous post Next post
Up