"Да не будем, подобно некоторым из нерадивых христиан, отказываться от благословения Евхаристии"

Mar 20, 2014 17:40


Adrian Agachi. „Să fim binecuvântaţi cu binecuvântarea Euharistiei“. 20.03.2014.

Безразличное, даже вызывающее отношение некоторых христиан к причащению стало причиной того, что монашествующие и церковная иерархия стали проводить различные мероприятия в целях решения этой проблемы. Тем не менее, до сих пор можно встретить людей, которые считают, что причащаться следует крайне редко, так как в противном случае мы есть риск «привыкнуть» к Святым Тайнам и не относиться к ним с надлежащим благоговением. Однако первые монахи вовсе так не думали, притом что эти люди вели аскетический образ жизни и очень хорошо знали, что такое постоянно нападающие состояния безразличия или нерадения.

В ранее опубликованной статье мы в общих чертах обрисовали то, как монахи в древности поддерживали необходимость частого причащения. Мы не стали структурировать статью вокруг вопроса о редком причащении, чтобы ни у кого не сложилось ошибочного впечатления, будто мы выступаем за частое причащение в любых условиях, т. е. без благословения духовника и при наличии грехов, за которые положена епитимья. Однако следует безбоязненно напоминать и свидетельствовать о тех словах святых отцов, которые обращены к людям, полагающим, что причастие - это премия за собственные добродетели. Такие люди причащаются редко, чтобы тем самым подтвердить свою святость. В конце концов, мы проповедуем не самих себя, но с твердостью свидетельствуем об истине, заключенной в Священном Писании и Священном Предании, не добавляя при этом ничего от «ветра головы своея». Например, авва Феона, опытный аскет, чьи слова мы цитировали в предыдущих статьях, был твердо убежден в том, что причащение только раз в год из «благочестивых» соображений представляет собой не что иное, как явное доказательство высокомерия.«А иначе и один раз в год нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что полагают, будто принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они больше высказывают гордости, нежели смирения, как им кажется; потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их» (Двадцать третье собеседование аввы Феоны, глава 21 «Хотя знаем, что мы не без греха, однако не должны уклоняться от святого причащения»). Таким образом, частое или редкое причащение не является доказательством достоинства. То, что мы причащаемся раз в год, само по себе не делает нас достойными! Мы никогда не достойны принимать этот великий дар от Бога. Авва Феона далее говорит об удивительном парадоксе: «Гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, каждый день принимали их для врачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их» (там же). Авва Феона считает редкое причащение не добродетелью, но грехом, плодом гордости в нас. Христианин, полагающий, что святость заключается в редком причащении, вместо стяжания смирения начинает скрыто гордиться, считая себя выше других.

Свидетельство свт. Кирилла Александрийского

Несколько позднее, в начале V века, свт. Кирилл Александрийский также оставил нам несколько слов по этому поводу. Вот лишь один из примеров: «Если же это так, то крещенные и вкусившие Божественной благодати пусть уже знают, наконец, что, лениво и редко ходя в церкви, подолгу уклоняясь от благословения Христова) и измышляя вредное благочестие, состоящее в нежелании участвовать в таинственном общении со Христом, они тем самым удаляют себя от вечной жизни и отказываются от оживотворения. Отказ (от евхаристии) обращается в сеть и соблазн, хотя он и казался у них плодом благоговения (к таинству). Напротив, надлежит напрягать всю присущую им силу и рвение на то, чтобы являться скорыми на очищение греха, - более всего стараться об усвоении себе достойнейшего поведения и таким образом уже весьма бодро идти к получению жизни» (свт. Кирилл Александрийский, «Толкование на Иоанна», III, 6). Если внимательно прочитать процитированный текст, то можно увидеть, что христиане, отказывающиеся приступать к Чаше, отнесены к той же категории, что и те, кто предпочитает лишь время от времени присутствовать на литургии. Не будет ошибочным утверждение, что на протяжении первых четырех веков христиане воспринимали участие в литургии без причащения как нечто совершенно неправильное. К сожалению, эта традиция связывать участие в литургии с причащением Святых Таин с той поры начала постепенно исчезать, а христиане стали предпочитать только присутствие на литургии без приобщения Тела и Крови Господних. Со временем сложилось представление, что такой выбор душеполезен и даже освящает, однако святые отцы никогда его не поддерживали. И ни один христианин, который знает свою веру глубоко, а не поверхностно, не может утверждать, что редкое причащение - это доказательство «личного достоинства». Тот же свт. Кирилл Александрийский, комментируя одно из ключевых мест в Посланиях св. апостола Павла, пишет следующее: «Если мы любим вечную жизнь, если желаем иметь в себе Подателя бессмертия, то да не будем, подобно некоторым из нерадивых (христиан), отказываться от благословения (причастия, Евхаристии), дабы искусный в коварстве диавол не расставил нам сети и силки в вредном и ложном страхе (пред таинством). Но ведь написано же, говоришь ты, что «ядущий от хлеба и пьющий из чаши недостойно суд себе ест и пьет» (1Кор.11:27-29). А между тем я, испытав себя, вижу недостойным. Однако ж когда же ты будешь достоин - и от нас должен выслушать говорящий это, - когда представишь себя Христу? Ведь если ты всегда должен ужасаться своих грехопадений, а между тем не можешь перестать совершать грехопадения, ибо «кто уразумеет грехопадения?» (Пс.18:13), по слову святого Псалмопевца, то должен будешь оказаться совсем непричастным спасительной святыни» (там же, IV, 2). Возможно, наибольшим достижением лукавого в этой ситуации является привития отношения к Евхаристии как к «трофею» для достойных, святых и непорочных. Однако какой православный христианин когда-либо может считать себя святым, чистым или, что еще хуже, достойным всякий раз, когда он приступает к Чаше? Апостол Павел не хотел под «недостоинством» подразумевать те грехи, которые люди совершают довольно часто (например, осуждение ближнего, гордые помыслы или чревоугодие), поскольку в таком случае никто больше никогда бы не причащался. В первую очередь, апостол хотел заклеймить равнодушие и, во-вторых, те грехи, за которые полагается отлучать от причастия. Относятся ли к этой категории недостоинства, о которой здесь говорит апостол язычников, те, кто отказывается причащаться, считая себя святыми, или те, кто проявляет равнодушие? Будем искать ответ на этот вопрос.

диак. Адриан Агаки, Евхаристия, причащение, год Евхаристии, history, церковь, из переводов "в стол", литургия

Previous post Next post
Up