Церковная аскетика или индивидуальная добродетель?

Feb 21, 2014 19:35


Adrian AGACHI. Asceză eclesială sau virtute individuală? 27.03.2011.

Аскетика - это всегда средство для достижения нашей подлинной цели - стяжания Духа Святого. Когда аскетика превращается в самоцель, в нашей внутренней жизни происходит разлад, и тогда трудности, вызываемые страстями, становятся неразрешимыми. Духовное делание никогда не может иметь основание в самом себе. Оно всегда совершается ради единения с Богом. В противном случае аскетическое усилие всего лишь подпитывает страсть гордыни. Греческий богослов Христос Яннарас рассуждает на эту тему в своей книге «Свобода морали» (”The Freedom of Morality” в переводе с новогреческого Elizabeth Briere).

Аскетика - это любовь к красоте

В своем труде «Свобода морали» Христос Яннарас поставил перед собой задачу переосмыслить некоторые темы, посвященные христианской морали, под другим углом зрения, отличным от схоластического взгляда. К сожалению, на протяжении долгого времени труды по православной нравственности испытывали на себе влияние преимущественно рационалистического духа, который превращает духовную жизнь в закрытую систему. Из этой удачной книги я выбрал только одну главу, посвященную аскетике, название которой говорит само за себя: «Церковная аскетика и индивидуальная добродетель». В начале этой главы Христос Яннарас утверждает: «Христианская аскетика - это, прежде всего, церковное, а не индивидуальное явление. Это превращение индивидуального способа природного бытия в личностное событие общения и взаимоотношения: это динамическое вхождение в жизненное общение организма Церкви. Аскетика направлена на преображение естественных безличных желаний и потребностей, делая их проявлениями свободной личностной воли, которая созидает подлинную жизнь в любви». Аскетика помогает нам стать открытыми к общению с другими. Если она замыкает нас на себе и заставляет смотреть на окружающих со страхом и отвращением, то это означает, что у такой аскетики ошибочная цель. Аскетика помогает нам войти в атмосферу Церкви, быть настоящими клетками Тела Христова. По сути, аскетическое делание направлено на отвержение себя, на отказ от эгоизма и индивидуализма, которые отделяют нас от других христиан. Кроме того, с помощью аскетических усилий мы направляем наши страсти в благотворное русло. Голод, жажда, половое влечение необходимо преображать, чтобы эти потребности больше не удовлетворялись под действием страстных импульсов. Поэтому Христос Яннарас называет аскетику «добротолюбием», потому что она побуждает нас искать красоту в добродетелях, увенчивающих человеческую личность и дарующих ее Церкви. «Обладая таким содержанием, аскетика не ущемляет и не обедняет жизнь, не враждует с плотью, не презирает материю, как в случае с манихеями и пуританами. В предании Церкви аскетика - это «добротолюбие», любовь к красоте «недосягаемого совершенства», которое является целью человеческой личности, это восстановление бледного, еле различимого образа Божьего в человеке, восстановление личности в ее первозданной красоте». Соблюдая пост или совершая молитвы, нам не следует доходить до того, чтобы считать свою плоть врагом или материальный мир злом. При помощи этих усилий нам необходимо все больше прозревать красоту мира и жизни, радость и мир, которые Бог вложил в наши сердца и которые грех заволакивает подобно густой туче.


Аскетика и манерность

Для некоторых христиан аскетика сводится к простому участию в богослужениях или к социальному поведению. Они считают, что целью их подвигов является выработка определенных манер, которые конкретным образом являют их статус в качестве христиан. Христос Яннарас справедливо критикует такое превращение аскетики в кодекс хороших манер. «Все больше складывается впечатление, что христианская жизнь сводится к "образу поведения", к "кодексу хороших манер". Все более христианство отчуждается от самого себя, принимая социальный характер, приспособленный к мерам конформизма, бесплодной консервации, душевной мелочности и отсутствия мужества, бессмысленного морализма, который пытается приукрасить трусость и стремление себя обезопасить, прикрываясь мертвой мишурой социальных приличий. Те, кто по-настоящему испытывает жажду жизни, те, кто изо дня в день находится в состоянии неустойчивого равновесия на веревке, натянутой над бездной всевозможных смертельных угроз, те, кто отчаянно борется за то, чтобы хоть как-то разглядеть проблески света в непостижимой тайне человеческого существования, - иными словами, все те, кому, в первую очередь, адресовано Евангелие спасения - все они неизбежно оказываются за пределами рационально организованного, условного общественного устроения жизни, за рамками стабильного христианства». Несомненно, правильная аскетика введет нас в живоносное общение в Церкви, но в то же время навлечет на нас ненависть тех, кто не способен это понять. Нередко случается так, что наименее понятливыми в этом отношении оказываются наши родственники или друзья. Об этом нас предупредил Сам Спаситель: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ведь Я пришел: "разделить человека - с отцом его, и дочь - с матерью ее, и невестку - со свекровью ее; и враги человеку - домочадцы его"» (Мф 10:34-36). Аскетика иногда становится камнем преткновения для тех, кто отвергает учение Церкви. Нам не следует бояться, что из-за соблюдения поста или молитвы мы утратим уважение окружающих. Даже если это происходит, это нормально. Однако не нормально то, когда мы соблюдаем пост или молимся ради того, чтобы всем людям бросалась в глаза наша святость.

На наш взгляд, Христос Яннарас точно подметил те грубые ошибки, которые мы можем допустить в своих аскетических усилиях. Нам не остается ничего другого, как в качестве заключения привести обобщающую цитату, в надежде на то, что каждый христианин сможет достичь той меры, которая соответствует правильной аскезе. «Аскетика как личностное и любовное явление придает христианскому благочестию характер того опыта непосредственности и восприимчивости, который свойственен непорочной жизни. Такая аскетика радикальным, принципиальным образом отличает подобный непосредственный опыт от условного характера «подвига» индивидуальной добродетели. Верующий эмпирическим образом отказывается в своей повседневной жизни от автономии и независимости естественного выживания как самоцели. Этот отказ совершается ради того, чтобы через Божью любовь принять харизму жизни - той самой жизни, которая есть личностное и любовное общение с Ним. Таким образом, аскеза плоти ощутимым и конкретным образом определяет евхаристический характер церковной нравственности, и тогда Евхаристия как Божественное общение находит свое продолжение в повседневной жизни».

P. S. В этой статье приводятся цитаты из книги Христоса Яннараса в двойном переводе. К сожалению, пока нет возможности переводить с языка подлинника, поэтому мысли, которые хотел передать автор, постигались "как бы сквозь тусклое стекло, гадательно". Осознавая ограниченность своих возможностей, все же не удержалась от того, чтобы не поделиться этой статьей, которая мне показалась важной.

диак. Адриан Агаки, аскетика, церковь, Христос Яннарас, богословие, христианство, из переводов "в стол", общение

Previous post Next post
Up