Причина духовного кризиса заключается в отсутствии религиозного просвещения

Feb 20, 2014 17:06


Silviu DASCĂLU. Lipsa educaţiei religioase, cauză a crizei duhovniceşti. 23.01.2011.

После декабрьских событий 1989 года румынское общество совершенно отличается от прежнего. В наши дни люди кардинальным образом изменились практически во всех отношениях. У них новый менталитет, новые системы ценностных координат, другие условия жизни. Но наибольшие изменения произошли в духовной плоскости, где все больше ощущается нарастающий духовный кризис.

Лавина перемен за минувшие два десятилетия оказала мощное воздействие на современного человека, превратив личность в индивида, человека в простого потребителя или производителя благ, в элемент некого финансового уравнения, в котором никогда не вспоминается о духовной стороне. Вольно или невольно, современный человек впал в состояние глубокого духовного хаоса, из которого, как кажется, крайне трудно выйти.


Мы стали богатыми в материальном плане, но в духовной стороне жизни обеднели. Свобода, за которую в 1989 году проливалась кровь, превратилась в свободу отвержения Бога, в свободу, которая несет духовную смерть.

Повествования о жизни в Духе и Истине, о жизни во Христе и через Христа стали для большинства простыми рассказами из патерика или других книг. Подлинная православная духовность и по-настоящему христианская жизнь стали практически чуждыми современному человеку.

Начало этого духовного упадка было положено в коммунистический период, когда людям различными способами препятствовали ходить в храм, а священникам запрещалось заниматься катехизацией. Усиливавшийся контроль над религиозной жизнью со стороны карательных органов превратил человека в духовно необразованного индивида. «Существует большая разница между нашими верующими до 1989 года и нынешними, пережившими революцию. Во-первых, тогда люди ходили в церковь в знак своего рода бунта, потому что храм был единственным местом, где можно было найти хотя бы каплю свободы. Люди были пресыщены той напряженной обстановкой, в которой они пребывали ежедневно, всем тем окружением, одними и теми же телепередачами. Они приходили в храм в знак своеобразного протеста и там находили покой и удовлетворение, в которых так нуждались», - говорит свящ. Николае Некула, преподаватель на богословском факультете имени патриарха Юстиниана Бухарестского университета.

Но именно эти гонения, которым подвергались люди, по всей видимости, помогали им быть ближе к Богу. Тот факт, что за людьми следили и запрещали им ходить в храм, заставляло их еще больше ощущать потребность быть ближе к Богу.

Однако в этот же период начался духовный упадок, который мы переживаем по сей день. Тогда были заложены основы нынешней непросвещенности и духовного кризиса, который так обострился в наши дни.

Священники с богатым пастырским опытом говорят, что самая серьезная проблема верующих заключается в отсутствии религиозного просвещения, и в этом состоит основная причина духовного упадка. Интенсивность религиозного чувства неуклонно снижается именно потому, что люди ходят в храм по инерции, не осознавая при этом значение литургического акта.

«Интенсивность религиозной жизни современных верующих не обязательно отличается по интенсивности от времен до 1989 года. Люди приходят в храм на крестины, венчания и отпевания, но о чем-то большем они практически не знают. Раньше за людьми следили, и многие боялись ходить в церковь. А сейчас свобода, народ ходит в храмы, однако уровень богословской, культура и духовности так и не вырос. Несмотря на то, что у нас много духовной литературы, много книг, которые можно читать, люди остаются верующими по традиции, но не по просвещенности. И это видно по исповеди. Объясняешь им, что такое исповедь, как она совершается, какие грехи бывают. Однако когда люди приходят исповедоваться, то они - сущие ангелы, которые ничего не сделали. Но если начать их спрашивать, то оказывается, что они натворили кучу грехов», - добавляет свящ. Николае Некула.

Эта же проблема наблюдается и на престольных праздниках или во время паломничеств к святым мощам, продолжает свящ. Николае Некула. Люди приходят, не зная при этом, есть ли у них особое благоговение к этому святому, чья память совершается в соответствующий день или чьи мощи выставлены для поклонения в храме, или действительно ли они пришли послушать наставление епископа. Отсутствие религиозного просвещения превратило современного человека в того, кто все делает механически, не осознавая присутствие Божье на каждой литургии и в повседневной жизни в целом.

Если раньше сельская местность считалась идиллическим пространством, недосягаемым для глобализации и секуляризации, то теперь все обстоит иначе. Хотя в городской среде духовная и нравственная деградация ощущаются намного острее, подобные проблемы существуют и в сельской местности.

Так происходит, в том числе, и потому, что сложилась определенная «мода» объявлять себя атеистом. Или же по причине того, что многие стали жертвами формализма. Тем «примерам», которые появляются на экранах телевизоров и заявляют о своей нерелигиозности, остальные следуют слишком легкомысленно, в то время, как примеры, достойные подражания, зачастую опорочиваются и поднимаются на смех.

Решение проблемы - интенсивная катехизация

Что касается решения проблемы с просвещением верующих, первым шагом из духовного тупика, по мнению свящ. Николае Некула, является как можно более интенсивная и устойчивая программа катехизации. Если каждый священник будет проводить огласительные программы, в рамках которых будет регулярно объяснять верующим основы веры, значение богослужений и литургических действий, прививать им богословскую культуру, то людям будет легче понимать смысл богослужений и их важность в христианской жизни.

«Мы страдаем от очень серьезной болезни. За полвека коммунизма нас, священников, научили быть удобными. Во время коммунистического периода катехизации не было, а если какой-нибудь священник обладал даром слова и произносил хорошие проповеди, то ему немедленно «советовали» «быть полегче на поворотах». Патриарх Даниил распорядился о том, чтобы каждую субботу и накануне праздников наряду с богослужениями проводились огласительные беседы», - пояснил свящ. Николае Некула. По его словам, у нас есть большое преимущество в том, что детям в школах преподают Закон Божий. При этом дело дошло до того, что теперь ребенок знает больше родителей и учит их.
Фото: ziarullumina.ro

мнение, свидетельство, свящ. Николае Некула, Сильвиу Даскэлу, социум, церковь, христианство, из переводов "в стол", катехизация

Previous post Next post
Up