Богословие - это встреча человека с Богом и свидетельство об этой встрече

Nov 10, 2013 00:55


Viorel I. COMAN. "Teologia se învaţă pe dinlăuntru" ("Богословие познается изнутри") 31.10.2011. Перевод с сокращениями.

Повествование в начале первой книги Священного Писания ставит нас перед проблемой псевдобогословия - когда человек говорит о Боге, не принимая во внимание Его присутствие. Искушение наших прародителей лукавым в Эдеме несет в себе свойства богословия, оторванного от божественной реальности. Искуситель поддерживает диалог, излагая волю Божью («Правда, что Бог не разрешает вам есть никаких плодов в этом саду?» /Бытие 3:1/), но при этом не ища Бога. Плодом усвоения такого псевдобогословия («Но Бог знает, что когда вы съедите их, то прозреете и сами станете как боги - познаете добро и зло!» /Бытие 3:5/) является существование без Бога ("Они прозрели, увидели свою наготу..." /Бытие 3:7/). Искуситель богословствует о воле Божьей вне Его присутствия.

Богословие, которое не укоренено в опыте отношений с Творцом, является псевдобогословием, неким дискурсом о Боге, в котором Он Сам "выносится за скобки". "Ничего нет скуднее ума, когда он без Бога берется любомудрствовать о Боге", - говорил Блаженный Диадох Фотикийский. Беда такого богословия в том, что оно не отрицает Бога, не вычеркивает Его из уравнения, но описывает Его так, как заблагорассудится, придумывает вместо Него такого бога, который может оправдывать страсти, выгоды и нужды. Богословие без опыта божественной реальности, не основанное на опыте святых отцов, может говорить о Боге что угодно и как угодно, с претензией на обладание Им. Это мертвое богословие - богословие извне.

Истинное богословие рождается из отношений человека с Богом и возрастает внутри них. Богословие - это дар Бога человеку. Это встреча человека с Богом и свидетельство об этой встрече. Харизма богословия пребывает в человеке молящемся, на человеке, который духовно подготовлен к обитанию Бога в нем: "Богослов - это тот, кто молится, и кто молится, тот богослов". Быть богословом значит быть на пути с Богом, видеть и постигать мир, "стяжая ум Христов" (...). Это подчеркивает авва Евагрий Понтийский, сравнивая богослова с евангелистом Иоанном на Тайной Вечере: "Грудь Господня есть ведение Бога, и припадающий к ней станет богословом".

Если академическое или школьное богословие не зиждется на отношениях с Богом, в святоотеческом духе, то оно становится губительным. Академическое богословие в большей степени является образующим, нежели информативным. Оно должно быть обращено к человеку, прививая его к жизни во Христе. Академическое богословие не должно отделяться от аскетического измерения, от благодатного богословия. Если школьное богословие теряет связь с богословием благодатным, оно становится бездейственным и идолопоклонническим в своих собственных убеждениях и основаниях. Ты не можешь говорить о Боге, если прежде не позволяешь Ему говорить в тебе или не приклоняешь смиренно ухо и не обращаешь взор к тем, кто богословствовал из живой глубины своих отношений с Богом. Простого обладания истиной на уровне рассудка недостаточно. Истина должна воплощаться, переживаться на опыте, ее следует вкушать, к ней приобщаться, познавать ее изнутри. Кто не познает истину изнутри, не познает ее вовсе.

Пророк Моисей. Фрагмент иконы Преображения Господня. Источник: iconinstitute.org

Виорел Коман, мнение, заметки на полях, образование, церковь, богословие, из переводов "в стол", общение

Previous post Next post
Up