Религия в киберпространстве

Oct 31, 2013 10:06


Pr. Nicolae Dascălu. Religia în cyberspaţiu. "Teologie şi Viaţă", 2012, nr. 9, pp. 461 - 464.

Религия, не подчинившись просвещенческим и позитивистским прогнозам о своем необратимом упадке, сохранила свое место в сознании современного человека, присутствует в общественном пространстве и нередко участвует в поиске выходов из кризисов современности. В диалоге с поздней современностью, которая аксиоматически изъявляет притязания на научно-технический прогресс, религиозные представления и верования систематически возвращаются - либо в архаических, фундаменталистских и консервативных формах, либо проявляя неожиданную приспособляемость к эволюции современного общества. Философия ХХ века с удивлением обнаруживает, что в сегодняшнем мире технологий европейское христианство без комплексов подходит к обсуждению актуальных тем, которые последовательно рассматривает через призму логики двухтысячелетнего опыта. "Религия переступила пороги эволюции, предполагаемые современной мыслью, и стремится понять и одержать победу над условиями поздней современности, вместо того, чтобы позволить им себя уничтожить" [1].

Эту жизнеспособность современного религиозного феномена нетрудно увидеть, проникнув в компьютерную сферу - вселенную "ученика чародея" нашего времени. При подключении к Интернету простой поиск слов на религиозную тематику (религия, христианский, ислам, синто, и т.д.) в считанные доли секунды высветит на экране десятки тысяч, если не миллионы ссылок. Так, статистические данные экспертов показывают, что в виртуальном мире, построенном планетарной компьютерной сетью, религия, как ни странно, занимает важное место. Таким образом, в этой статье-размышлении мы остановимся на ряде ключевых аспектов присутствия религии в пространстве, созданном современными коммуникационными средами, в частности Интернетом.

1. Киберпространство или онлайн-цивилизация

Созданный как совокупность числовых данных, образуя информационную вселенную и представляя собой средство связи, киберпространство напрямую связано с всемирной компьютерной сетью. Английский эквивалент cyberspace появился в 1980-х годах в научно-фантастических романах Уильяма Гибсона, который дает этому понятию такое определение: "Согласованная галлюцинация, cоздаваемая и поддерживаемая день ото дня миллиардами операторов всех наций... Логическое представление сведений, содержащихся в памяти и на магнитных носителях всех компьютеров всего разумного человечества" [2].

Если в 1980 году киберпространство было, скорее, темой для футуристической литературы, то спустя всего два десятилетия оно превратилось в предмет повседневных забот, который в наши дни не может игнорировать ни один житель цивилизованного мира. Все пошло от сети, состоящей из четырех компьютеров, которые использовались в 1968-1972 гг. для связи между университетами. Затем исследование выполняло задачи, поставленные научными и военными кругами. К настоящему времени образовалась паутина из более миллиарда персональных компьютеров и, по меньшей мере, такого же количества пользователей. Совершенствование информационных технологий и доступность цен для широких категорий пользователей открыли пространство для беспрецедентного расширения глобальной сети. На сегодняшний день в Интернете насчитывается более 600 млрд. веб-страниц учреждений или отдельных лиц. Не вызывает сомнения тот факт, что Интернет перестал быть исключительно техническим достижением и превратился уже в глобальный социальный феномен как следствие экономической глобализации в сфере коммуникаций. Повсюду в мире, но особенно в странах, развитых с точки зрения технологий, можно увидеть перенос интересов из реальности в виртуальность, сплетенную из многочисленных «волокон» киберпространства: в Сети быстро осуществляются экономические и финансовые операции, европейские и американские биржи связаны с биржами в Юго-Восточной Азии, правительства и парламенты мира сообщаются в режиме онлайн, культура человечества хранится в электронных мега-библиотеках, люди по всему миру быстро и эффективно общаются друг с другом с помощью имеющихся в их распоряжении услуг Интернета (электронная почта, чат, блог и т.д.).

Киберпространство, хотя и является преимущественно виртуальным, все больше подчеркивает собственную "реальность". Точками соприкосновения с реальностью являются сетевые компьютеры, мыслящие машины и множество человеческих личностей, которые ими пользуются.

Первой характеристикой киберпространства является ее сверхдинамизм, тенденция к распространению на все сферы общественной жизни и проникновению в сокровенный мир человеческих личностей.

В связи с этим было отмечено, что киберпространство дает новые определения трем основополагающим категориям познания - пространству, времени и индивиду или человеческой личности [3]. Если достижения в транспортной индустрии все больше сокращают продолжительность перемещения, то телепортация или одновременного одновременное присутствие в разных местах остается - по крайней мере, пока - объектом научной фантастики. Вместо этого, виртуальный мир сделал возможным общение где угодно и когда угодно. Двое или более человек могут вступить в общение через подключение к сети, независимо от расстояния между ними. Таким образом, релятивизируется пространство, возникает ощущение вездесущести (…).

Что касается времени, киберпространство поддерживает идею мгновенности, устраняя задержки и синхронизируя общение. Кроме того, возможно возобновление сеанса связи, так как эти данные могут храниться где-либо в Сети или у пользователя.

У пользователя есть возможность делиться личными данными, его индивидуальный профиль доступен в Сети. Но за этим выкладыванием данных стоит риск «улетучивания» (volatilizare), что может отразиться на личности. Анонимность и построение многочисленных личностей при помощи клонов и аватар представляют собой другие искушения, которые могут негативно отразиться на человеческих взаимоотношениях в киберпространстве.

[1] Andrei Marga, Modernitate, religie, cultură, în „Biserica în era globalizării”, Reîn¬tregirea, Alba Iulia, 2003, p. 33.
[2] Гибсон Уильям. Нейромантик / Перевод с англ. - Б.Кадников, О.Колесников, Москва, 1994-1996, 2006.
[3] www.wikipedia.org, art. Cyberspace.

(Продолжение следует)

2. От человека технологического к человеку цифровому.
3. Общение в виртуальном мире - преимущества и вызовы.
4. Церкви и религии в сети Интернет.
5. Вместо выводов.

Об авторе: свящ. Николае Даскэлу - советник патриарха, директор радио "Trinitas", настоятель храма во имя свв. мчч. Киприана и Иустины в Бухаресте.

Religion in cyberspaceRev. Nicolae Dascalu in his theological research “Religion in cyberspace ” analyses the main aspects of the presence of religion on the Internet, with all its consequences and the major changes of mentality into the societies of today concerning faith and religion. Described as online civilisation the Internet media realises the passage from the technological man to the digital man. The space, time and human identity are changed in their perception and this goes to a shift into the religious behaviour too. The digital human being can benefit from this immense treasure of information - that is the Internet - but at the same time, there are obvious and definite threats and challenges in this media world. The author speaks of the Internet Churches and religious movements created online as digital communities.

киберпространство, research, социум, христианство, свящ. Николае Даскэлу, из переводов "в стол", общение, религия, социология

Previous post Next post
Up