О библиотеке-читальне Христо-Рождественского братства в Кишиневе

Oct 22, 2013 10:20


«Открытие в г. Кишиневе библиотеки-читальни Христо-Рождественского Братства»

(Пархомович И. М. // Кишиневские епархиальные ведомости, 1910, № 5, с. 151-155)

В воскресенье, 17 января тек. года, в 2 ½ часа пополудни, в г. Кишиневе, в Пушкинской аудитории, состоялось открытие библиотеки-читальни Кишиневского православного епархиального Христо-Рождественского Братства. Открытию предшествовало совершение чина водосвятия. Он совершен был соборно протоиереями: о. М. Чакиром, о. Феодором Петика и о. Ф. Воловеем, в присутствии Преосвященного Никодима, членов Совета Братства, членов союза русского народа, ректора семинарии, архимандрита о. Зиновия, секретаря Консистории А. А. Богоявленского, благочинного градских церквей, протоиерея о. Г. Дынги, городского духовенства, монашествующих крестовой церкви и значительного числа лиц разных классов городского православного населения. В заключение чина водосвятия провозглашено установленное многолетие, а также многолетие благотворителям, устроителям и посетителям читальни. После этого члена Совета Братства И. М. Пархомович обратился к присутствующим со следующей речью: «Видную и светлую страницу займет в истории местного Христо-Рождественского братства событие нынешнее - открытие братской библиотеки-читальни. Событие это давно желанное для Братства, и к осуществлению его проекты неоднократно принимаемы были. В пояснение этого коснемся некоторых исторических данных из прошлой жизни Братства.


Кишиневское Православное Христо-Рождественское Братство, открытое 28 декабря 1899 года бывшим Кишиневским Преосвященным Иаковом (ныне архиепископ Симбирский и Сызранский) и имеющее целью своею содействовать религиозно-нравственному просвещению бессарабской паствы в духе православной Церкви, а также заботиться об ослаблении и искоренении духовными мерами раскола и сектантства, в ряду средств к достижению этих целей на первом месте в уставе своем поставило «учреждение библиотек с читальнями при них», а также издание книг, брошюр и листков религиозно-нравственного и полемического содержания. Второе из этих средств начало осуществляться, можно сказать, с первых же дней существования Братства, а спустя год, Совет Братства приступил к осуществлению и третьего средства - изданию листков религиозно-нравственного содержания на русском и молдавском языках. Что же касается первого средства, то им пользовалось Братство только наполовину, а именно: Братство образовало библиотеку, а читальни по разным причинам оно не могло открыть, несмотря на то, что открытие ее являлось делом давно уже назревшим в Совете Братства. Так, еще около шести лет тому назад, в 1904 году, в Совете возбужден был вопрос об устройстве в Кишиневе на средства Братства здания, в котором предположено было устроить читальню для народа и залу для публичных чтений. Для детальной разработки этого вопроса образована была комиссия. Она избрала для устройства предположенного здания усадьбу, принадлежащую Феодоро-Тироновской церкви, где помещается церковно-приходская школа, на что последовало согласие и причта этой церкви. Но этот проект не был осуществлен. Между тем, при бывшем Кишиневском преосвященном Владимире (ныне архиепископ Донской и Новочеркасский), поднят был вопрос об устройстве епархиального дома на архиерейской усадьбе. Здесь предположено было устроить и помещение для библиотеки-читальни Братства. Но так как для осуществления этого проекта потребна была значительная сумма денег, какою не располагала епархия, то дело о постройке епархиального дома отложено.



Епископ Кишиневский и Хотинский Иаков (Пятницкий)
Новый Кишиневский Владыка, Преосвященный Серафим, по прибытии своем в Кишинев, сейчас же обратил свое внимание на отсутствие при Братстве читальни. Когда представлялись Преосвященному члены Совета Братства, первый его вопрос к ним был: «А имеет ли Братство свою читальню?» Получив отрицательный ответ, Владыка тогда же высказал, что Братство должно позаботиться об устройстве читальни. Совет не мог осуществить этого предложения Преосвященного Серафима, так как нельзя было в центральной части города найти подходящее для читальни помещение. Между тем, вопрос о постройке епархиального дома снова возбужден был и вступил в новый фазис своего развития. Владыка Серафим предложил составить проект этого дела и вошел с ходатайством в Святейший Синод об отпуске из суммы имений в Бессарабии, принадлежащих заграничным монастырям, частию заимообразно, а частию безвозвратно. По этому новому проекту также предположено было устроить библиотеку и читальню Братства при епархиальном доме. Когда осуществится проект - это дело будущего.

В виду этого Преосвященный Епископ Серафим, 18 декабря 1909 года, в собрании членов Совета Братства предложил им занять в Пушкинской аудитории помещение для библиотеки-читальни и поспешить с открытием ее. При этом владыка Серафим объявил, что он передаст Братству и свою библиотеку вместе с книжными шкапами.



Архиепископ Серафим (за пианино) и Сергиевский Ю.В. (за фисгармонией). Кишинёв. 1913 г.
Дело сразу и быстро подвинулось вперед. Братская библиотека, помещавшаяся в здании епархиальной типографии, и книги, подаренные Преосвященным Серафимом, перевезены в аудиторию, приведены в порядок, помещение библиотеки-читальни меблировано. Она располагает теперь книгами, брошюрами и листками богословского и религиозно-нравственного содержания в количестве не менее 1500 экземпляров; получает все духовные журналы - как ежемесячные так и еженедельные, - и ежедневные газеты: «Колокол», «Московские Ведомости», «Киевлянин», «Русское Знамя», «Вече», «Друг».

С настоящего дня, ежедневно, не исключая воскресных и праздничных дней, с 10 до 12 часов пополуночи и с 2 до 7 часов пополудни братская библиотека-читальня широко открывает двери свои для всех классов православного населения г. Кишинева. Надеемся, что они охотно будут приходить сюда. Ведь это дом русского народа. Он привык стекаться сюда. Нетрудно зайти ему и в читальню. Здесь в этих двух, довольно просторных, теплых и светлых комнатах приходящие найдут для себя назидательное чтение по всем вопросам, часто волнующим мятущийся дух человеческий. В предлагаемых здесь книгах найдут они для себя освежение, ободрение и укрепление среди скорбей и печалей житейских.

Благостнейший наш архипастырь, Преосвященнейший Серафим, и Совет Братства, желая устройством библиотеки-читальни удовлетворять высшим запросам человеческого духа, не забыли в то же время и мирских запросов людей, не забыли потребности человека знать, что совершается в Божьем мире, знать, что составляет злобу дня, какими вопросами государственными, общественными и частными живет в данное время человечество, как у нас, на Руси святой, так и далеко, далеко за пределами ее. Но все это будут предлагать здесь не из мутных ручьев, число которых в настоящее время, к крайнему сожалению, так велико, и которые отравляют даже крепкую, здоровую жизнь, а из чистого источника, укрепляющего и бодрящего человека на его тяжелом жизненном пути.

Испрошенное сейчас благословение Божье на новое братское учреждение да послужит залогом доброделания читальни Братства, - этого нового светоча в здешнем крае».



Епископ Аккерманский Никодим (Кротков)После речи Преосвященний Никодим объявил читальню открытой, пригласил всех присутствовавших посещать ее и просил городское духовенство передать это приглашение своим прихожанам. Некоторые из присутствовавших рассматривали книги, помещенные в четырех больших и одном малом шкапах, а также вновь полученные периодические издания и газеты, разложенные на столах читальни.

Тут же в читальне преосвященный председатель и члены Совета Братства выразили желание послать Преосвященному Серафиму телеграмму в г. Москву, куда Его Преосвященство отбыл для совершения хиротонии (17 января) ректора Вифанской семинарии, архимандрита Гавриила, в епископа Измаильского, второго викария Кишиневской епархии.

Телеграмма была послана следующего содержания: «Москва. Чудов монастырь. Преосвященному Серафиму, Епископу Кишиневскому».

«В настоящий день открытия библиотеки-читальни Христо-Рождественского Братства, Совет Братства приносит Вашему Преосвященству глубокое благодарение за щедрый книжный дар братской библиотеке и за осуществление давнишнего желания Братства иметь свою читальню. Епископ Никодим».

На следующий день, 18 января, от Преосвященного Серафима была получена на имя Преосвященного Никодима следующая ответная телеграмма: «Радуюсь открытию братской читальни и библиотеки. Сердечно благодарю потрудившихся. Выезжаю в Петербург. Епископ Серафим».

Помещение для братской библиотеки-читальни снято на один год за 500 рублей с отоплением и освещением. Общее наблюдение за ведением дела по библиотеке-читальне поручено члену Совета Братства И. М. Пархомовичу. Библиотекарем назначен состоящий в отставке кандидат богословия Петербургской академии Гр. Петр. Бахталовский с жалованьем 300 рублей в год.

С открытием в Пушкинской аудитории братской библиотеки-читальни с удобством могут быть устраиваемы здесь и публичные чтения о предметах веры и нравственности христианской.

И. П. (И. Пархомович)

***Библиотека Христо-Рождественского братства // Кишиневские епархиальные ведомости, 1910, № 13, с. 527 - 529.
"Открытая заботами Преосвященного Серафима библиотека-читальня Христо-Рождественского братства действует уже второй месяц.

За месяц февраль сего года библиотеку посетило 681 лиц, а за все время, т.е. с 19 января - 816, в том числе 680 м. п. + 136 ж. п. (около 17%). Библиотека, помещаясь в Пушкинской Аудитории, открыта ежедневно: с 10 до 12 и с 2 до 7 часов; и хотя она удалена от центра города, но тяготение к Аудитории, а также к помещающемуся рядом с библиотекой русскому кредитному товариществу, дает посетителей и для библиотеки. Конечно, время и место имеют решительное влияние на количество и состав более-менее постоянных посетителей: до обеда и в будние дни - посетителей меньше, после обеда и в праздничные дни - больше; в те дни, когда бывают чтения А. М. Пархомовича о св. земле, число посетителей значительно возрастает; улицы города, более близкие к Аудитории, дают и наибольшее число посетителей библиотеки, хотя случаются посетители с местности возле вокзала и с Рышкановки, т.е. весьма отдаленных от Аудитории.

В среднем на каждый день приходится 20 посетителей. Общий состав посетителей распределяется на следующие группы: священников 7, семинаристов 58, учен. псалом. класса 6, гимназистов и прочих учащихся 278, учениц 52, военных 12, студентов 8, чиновников 41, чиновниц 13, граждан 41, чиновниц 13, граждан 42, гражданок 14, мещан и крестьян 230, мещанок и крестьянок 55.

В этих числах превалирует число учащихся.

Значительная часть посетителей, после просмотра той или иной газеты, читали: «Русский Паломник», «Кормчий», «Голос истины», «Современную летопись».

Священники требовали книги общебогословского содержания, а также по расколо-и-сектоведению; семинаристы просили дать им книги, необходимые для составления заданных сочинений; студент университета читает соч. Оригена «Против Цельса», в переводе проф. Писарева. Ученики и ученицы прочих учебных заведений читали: жития святых, книжки народной библиотеки, изданные «Кормчим», прекрасные брошюры Павла Никольского, потом книжки, приложенные к «Божьей Ниве» под общим заглавием «Зернышки Божьей Нивы». Главное достоинство всех поименованных книжек то, что они содержат в себе краткие, но весьма назидательные рассказы из бытовой, семейной, религиозно-церковной или исторической жизни; а книжки Никольского заключают в себе объяснение десяти заповедей и семи таинств, при чем наполнены такими жизненными примерами, что требование каждой заповеди и значение того или иного таинства делаются доступны не только холодному сознанию, заставляя думать, но и возбуждают ряд чувств, преклоняющих волю на сторону добра, правды и долга. Того же автора брошюра «Промысл Божий» отличается общедоступным изложением, ясностью и убедительностью. Вообще указанные брошюры заслуживают большого распространения среди учащихся в народных, приходских и городских школах, а также в среде грамотеев из простого народа. Остались без удовлетворения заявления посетителей о выдаче нижеследующих книг, за отсутствием таковых в библиотеке: 1) соч. Байрона (Чайльд-Гарольд), 2) русские классики (Пушкин, Гоголь), 3) книга по гражданской истории (средние века), а равно по истории церковной, 4) соч. еп. Хрисанфа «Религии древнего мира», 5) Г. Властова «Священная летопись первых времен мира и человечества».

Кроме того, учащиеся в народных школах просили дать им сказки с картинками и книжку про Робинзона. Для учащихся полезны картины по истории В. и Н. З., по русской истории, по естествознанию, а также изображения святых с краткими жизнеописаниями. На требование учащихся детей нельзя не обратить внимания: душа их - мягкий воск. От окружающих зависит, чтобы из этого воска образовался светоч, пламенеющий живою верой в Распятого.

Дети - шумливый народ, но будущее принадлежит им".

***Епархиальная хроника // Кишиневские епархиальные ведомости 1910, № 15, с. 613 - 614.

"В истекшем м. марте всех посетителей было 1567: м. п. 1066+501 ж. п.
В среднем на день приходится свыше 50 посетителей.
В январе на день приходилось 10 посетителей, а в феврале 24. Откуда явствует, что число посетителей братской библиотеки возрастает с каждым месяцем. В общем числе посетителей учащиеся составляют 80 %".

***
Пархомович, Иосиф Михайлович. Род. 19 марта 1846 г., в м. Хомутце, Миргородского уезда, сын священника. По окончании Кишиневской семинарии, был послан в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1871 г. кандидатом богословия. В этом же году занял должность преподавателя греческого языка в Кишиневском духовном училище, а с декабря того же года - преподавателя церковной истории и раскола в Кишиневской духовной семинарии. Преподавал Закон Божий в Кишиневском женском епархиальном училище (1872-1896 г.), где был и инспектором (1872-1881 г.) Вышел в отставку 9 декабря 1906 г. Помимо службы, занимал не мало должностей, так был членом комитета по введению религиозно-нравственных чтений, членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров, был редактором "Кишиневских Епарх. Ведомостей" (1905-1908 г.) и много др. Его труды: 1) 10 бесед православного со старообрядцем о перстосложении для крестного знамения и благословения. 190 стр. По отзыву проф. И. Ф. Нильского, - эта работа есть вклад в противораскольническую литературу (Христ. Чтение, 1877. ч. I, 172 стр.) 2) Сборник статей церковно-исторического характера. 3) Очерк деятельности архиепископа Павла в Бессарабии. В Кишиневских Епархиальн. Ведомостях: 4) Последние дни пребывания в Кишиневе архиепископа Павла - 1882 № 16. 5) Важнейшие события из истории священства после митрополита Амвросия - 1884. № 13. 14. 6) "В тихой обители" воспоминание об Анастасии Дм. Ризо и "памятник на могиле Ризо". 1907. 39, 1910. 24. 7) Чествование сп. Аркадия, б. аккерманского 1909. 1-2. 7. 8) Краткий очерк противо-раскольнической миссии в Кишиневской епархии с 1813-1910 - отд. кн. 129 стр. 9) Архипастыри Кишиневской епархии - 1909. № 48. 10) Краткий очерк жизни и деятельности митрополита Гавриила Банулеско Бодени и дополнение к очерку - 1910. № 11. 12. 14. 15. 11) Страничка из жизни Кишиневских духовно-учебных заведений с 1855-1868 1911. № 10. 11 12) Деятельность архиепископа Иринарха в период управления им Кишиневской епархией - 1911 г. Помимо этого, П. помещал не мало заметок, некрологов в тех же Ведомостях, а также в "Трудах Бессарабского церковно-археологического общества". О его деятельности см. брошюру свящ. А. Парфенова - По поводу 25-я служебной деятельности И. М. Пархомовича, а также брошюру (64 стр.) Курдиновского - "краткий очерк служебной деятельности И. М. Пархомовича и о чествовании его, Кишинев. Епарх. Вед. 1907. 9. [см. "Первое дополнение к Словарю" - Т.Б.] (Краткий биографический словарь ученых и писателей Полтавской губернии с половины XVIII века, с.148-150)

Для справки: В 1900 году в самом начале улицы Пушкина в Кишиневе было построено здание Пушкинской аудитории - там находились один из городских театров («Пушкинский театр») и организация «Союз Русского Народа» (это строение не сохранилось до нашего времени).

свидетельство, библиотека, Бессарабия, братство, Кишинев, history, Кишиневские епархиальные ведомости, свщмч. Серафим (Чичагов)

Previous post Next post
Up