О безлюдье среди людей

Oct 18, 2013 15:24



Слово преосвященного Серафима (Чичагова), епископа Кишиневского и Хотинского, опубликованное в Кишиневских епархиальных ведомостях за 1911 год (№12, с. 482 - 492).

«Наблюдайте, чтобы кто не лишился (из вас) благодати Божией» (Евр 12:15), - писал св. апостол Павел христианским общинам.

Наблюдайте! Следовательно, это не только обязанность каждого христианина, по отношению к себе, но всех членов христианских общин, всего христианского общества, друг к другу. Духовная взаимопомощь была всегда основой этих христианских обществ, объединенных церковной жизнью и общими молитвами. Но вопрос о благодатности, об одухотворенности каждого члена христианской семьи, при сознании, что без благодати Божией нельзя никому спастись, настолько важен по своему первостепенному значению, что о нем надлежит особенно заботиться, а поэтому св. апостол подтверждает христианам о необходимости наблюдать каждому за собою и друг за другом, дабы кто не лишился столь великого и спасительного дара Божия.

Безблагодатность - это такое состояние ума, сердца и духа человеческого, которое совершенно недопустимо ныне в просвещенном христианском обществе, а потому и нетерпимо; это бедствие - как для самого человека, так и для общества, церкви и государства. Православному христианину должно быть совершенно ясно, к чему приводит безблагодатность. Она имеет не только внутренние, но и внешние признаки, которые видимы простым глазом, запечатлевают на всем облике человека, выражаются в глазах, во взгляде, в освещении лица и резко выдают себя в разговорах, в суждениях и стремлениях таких людей. До пришествия Христа, когда человечество было под законом, такие избранники Божии, как пророки, первосвященники и другие, несомненно, освященные и просвещенные благодатью, казались остальным людям неестественными, странными, подозрительными и непонятными; точно так же, как теперь безблагодатные члены христианского общества не могут не поражать и не удивлять живущих под благодатью, по заслугам Иисуса Христа, потому что в этой среде они выделяются особыми недостатками, ограниченными знаниями и кругозором, непросвещенностью, страстностью, привязанностью к миру, плотскими стремлениями, пустотою духа, своею неудовлетворенностью и отсутствием воли. Они несчастные люди, иногда вредные, а чаще бесполезные и никому не нужные.


Однако таких мирян, дошедших вследствие потери христианских преимуществ до языческого состояния, настолько много теперь, что неудивительно вообще беззаботное пребывание безблагодатных в обществе. Зло это как бы не замечается и не чувствуется. Часто безблагодатные люди занимают ответственные места, которые требуют от них руководства другими и выбора людей на всякие должности. Поэтому слышатся осуждения и упреки, что они не имеют таланта или дара выбирать людей, познавать даровитых и способных от бездарных и вредных. Но если они не видят самого зла, которому подверглись с потерею благодати, то как же они могут различать то же зло в других? Наконец, преданные миру, безблагодатные люди всегда бывают одержимы самомнением, чрезмерным самолюбием, вследствие их неприступной гордыни.

Итак, безблагодатность есть величайшее бедствие, и оно приводит человека к нравственному развращению и к бездарности. Безблагодатные люди, как говорит св. апостол, есть «исполнители нечестия и похотей» (1 Ин 2:16). Кто не так живет, тот уже не в мире, но в благодати, в Боге, и пользуется своей свободной волей во благо, ибо она есть движущая сила всякой жизни. Мирской же человек, в полном значении этого слова, не может иметь иных желаний, кроме своего удовольствия, всего чувственного, житейского и низкого. Прежде всего, он желает владеть тем, что он видит; его стремление - быть выше других. Это и есть плотоугодие, корыстолюбие и честолюбие. Такой человек не может, не умеет никого любить. Бесчувственное, равнодушное и бессодержательное сердце его не в состоянии ощущать расположение и влечение к другому, подобному себе. Нет, безблагодатный человек никого не любит, ни Бога, ни мира, ни людей, ни даже самого себя. Разве это себялюбие, когда люди доводят себя до пороков, зла, раздражения, отчаяния и гибели? Они иногда только могут чувствовать расположение к тем, которые им нужны и действительно преданы им по любви.

Столь же великое бедствие - человеческая бездарность. Бездарные люди, лишенные способностей, всю жизнь остаются не только бесполезными, никому не нужными, бессодержательными, но часто неимущими, нуждающимися в средствах, в постоянной помощи людей, как умственной, так и нравственной. В виду своей непросвещенности они становятся завистливыми, тоскливыми, скорбными и страждущими от множества недостатков. Они всегда стараются лицемерием и услужливостью приобрести расположение, доверие и часто прикрывают свою ничтожность горделивым самомнением. Эти люди - истинное несчастие для общества и государства, так как они замучивают своих сотрудников, тормозят всякое дело, углубляются в пустые мелочи, часто придирчивы и педантичны, лишают покоя и доброго настроения духа нуждающихся в них, распространяют невежество и безнамеренное зло, покровительствуют всякой бездарности, отличающейся молчаливостью, угодливостью и смиренным видом, гораздо больше возятся около всякого вопроса, чем разрешают его, и доводят до раздражения, ропота и озлобления одаренных разумом и способностями. Последние позорят виновников избрания подобных бездарных тружеников и держащих их в долгой неприкосновенности на местах.

Физические причины бездарности встречаются так редко, что они, при передаче таковых по наследству, не могли бы составить народного бедствия. Нет, это есть последствие лишения людей благодати Божией, в виду их отпадения от веры и церкви. Рожденные в христианских семьях, просвещенные и одухотворенные св. крещением, - не ценя своих духовных преимуществ, полученного дара, а главное - забывая, что они приобретены Кровию Единородного Сына Божия, Иисуса Христа, - предаются миру, в руки христианского врага и тем отрекаются от своего рождения, просвещения и заслуг Христа-Искупителя. Разве это не самое ужасное предательство, не повторение грехопадения первого человека, которое повергло весь мир в проклятие и смерть?!

Ужасно еще то, что люди теперь потеряли истинное представление о действительной причине развившейся в миру бездарности, того безлюдья среди людей, на которое указывают все в один голос, начиная от поставленных у власти и кончая владельцами недвижимых имуществ. Если бы причина такого общественного бедствия была ясна большинству людей, то путь к возрождению общества и средства к исцелению от столь убийственного духовного недуга стали бы совершенно ясны.

И неужели мы, архипастыри и пастыри, дожили до такого времени, что должны снова проповедывать современным людям христианство сначала и доказывать, что премудрость - есть первый дар Св. Духа, сходящий свыше, даруемый св. Таинствами церкви; что второй дар - есть дар разума, или разумения тайн и воли Божией; что третий дар - совета, содействующий спасению человеческой души и согласующийся с истиною; что четвертый дар - есть крепость, ввиду того, что люди подвергаются различным искушениям; что пятый дар - есть ведение к познанию воли и закона Божия; что шестой дар - благочестия; что седьмой дар - есть страх Божий, подобный тому, какой имеют дети к своим родителям. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, крепость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5:22-23). Истинное понятие обо всем духовном, до различения добра от зла, правды от лжи и ухищрений врага спасения, - может иметь только тот, который приял Господа внутрь себя и сподобился благодати Св. Духа. Кто же не принял в себя Царствия Божия, тот все злое принимает за доброе и соделывается, непонятным для себя образом, последователем диавола, его орудием. Стяжавший внутрь себя Царствие Божие имеет руководителем Св. Духа, Который наставляет всякой истине (Ин 16:13) и не допускает его быть обманутым ложью.

Неужели такая истина не испытана большинством православных христиан совершенно ощутительно, ясно и вразумительно сперва для сердца, а потом для ума? Бездарность есть величайшее бедствие еще потому, что этот недуг, развившийся в обществе, свидетельствует о постигшем нас гневе Божием. При рассмотрении современного состояния общества, при размышлении о совершившемся и о происходящем, при оценке всего того, что говорят и пишут, нетрудно убедиться в появлении теперь поразительной бездарности, граничащей с болезненностью. Народ приметил, что когда Бог хочет кого наказать, то отнимает ум, но это не точно и неправильное определение. Господь лишает Своей благодати, даров Духа Святого, которые отнимают у ума и сердца - истинное представление о правде, о добре, о святости, чистоте и честности. Человек остается с одними свойствами и понятиями человеческими, несовершенными, добытыми человеческими науками, весьма ограниченными, с мучительною для них совестью и бессильною волею. В таком состоянии человеку более чем естественно ощутить, что значит потерять Бога и что это неизбежно только для того, который сперва потерял себя и отпал от животворящей благодати Божией. Но разве потерявшие веру не могут ее вновь приобрести, при сознании и покаянии?

Истинное знание и просвещение исчезло, а потому отсутствует и опытность. Как же быть? Чем вернуть все потерянное? Христос говорит: «не может человек ничего принимать не себя, если не будет дано ему с неба»! (Ин 3:27). Св. Апостол совершенно определенно пишет: «Кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор 8:3). Значительно раньше еще Премудрый начертал: «Господь дает знание и разум» (Пр 2:6). Сколько же людей испытало это откровение на себе и поведало миру о своем опыте письменно! Следовательно, в жизни далеко не все, что имеет вид премудрости - есть действительно премудрость: люди весьма часто лжемудрствуют, и только «Христос есть Божия премудрость» (1 Кор 1:24), как говорит ученейший из св. апостолов - Павел. Истинная премудрость никогда не станет выискивать сомнения против уже доказанного, а тем более против божественных истин, ибо это было бы самообманом и тщеславием. Если у человека просвещенный ум, то его светлость должна отражаться и на всей жизни. Итак, в наше время отсутствует истинное просвещение, знание и опытность в людях, лишь потому, что неверием Богу и отречением от Христа они лишились света истинного, просвещающего всякого человека, приходящего в мир (Ин 1:9). Все это даруется только Духом Святым (1 Кор 12:8).

Слово Божие еще указывает, что Господь дарует благодать и славу только смиренным (Пс 83:12, Иак 4:6, 1 Пет 5:5), т.е. тем, которые достойны явления благодати Божией, спасительной для всех человеков (Тит 2:11). Вот почему еще пророки говорили, что дары Божии делают слепых зрячими (Исх 23:8), а мудрым - ослепляют глаза (Втор 16:19). Духовные, высшие знания верующих, несомненно, превращают мудрых земным разумом - в невежд истины. Потому, горе тем духовным невеждам, которые проповедывают ныне людям, отпавшим от святой Церкви, и переучивают современный мир, ибо на них вина того безблагодатного состояния, в котором находится множество людей.

Возлюбленные! Бог поругаем не бывает. Он говорит: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками!» (Быт 6:3). Слышите ли? Он свидетельствует нам о Духе Святом. Грех против Св. Духа - есть тягчайший и непростительный. Виновные должны понести наказание, и гнев Божий постигнет народ, совершенно так же, как и отдельных людей. «Открывается гнев Божий с неба, на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим 1:18), пишет св. апостол. Люди, освященные и спасенные Кровию Иисуса Христа (Евр 13:12) - отвратились от св. Таинства причащения.

«Остались без Христа, - пишет св. апостол Павел, - отпали от благодати!» (Гал 5:4). Вот причина и основание современных испытаний и бедствий! Благодать отошла от множества людей, и они сделались безнравственными и бездарными. Поэтому-то мы испытываем также безлюдье - среди людей. Аминь.

Фото: www.missia.od.ua

свидетельство, persona, миряне, Бессарабия, социум, поиск веры, history, Кишиневские епархиальные ведомости, церковь, христианство, свщмч. Серафим (Чичагов)

Previous post Next post
Up