Еще одно небольшое интервью с митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром), опубликованное на румынском еще в 2006 году в издании "Lumina de Duminică". Повторюсь, что перевод перевода - это всегда риск, особенно в богословии. Но все же осмелюсь поделиться этой находкой, вдохновившей меня сегодняшним утром.
IPS Kallistos Ware: „Dumnezeu vrea să ne ajute, dar şi noi trebuie să facem partea noastră”. Interviul, diac. Nicolae Hulpoi, 2006.
- Как бы Вы описали мир, в котором мы живем?
- Мир, в котором мы живем... Я вижу две тенденции, два направления. Первое - тенденция к секуляризации, особенно в Западной Европе и Северной Америке. Очень многие, как видится, теряют веру, а институциональная церковь, кажется, в состоянии упадка. Но если посмотреть внимательнее, то можно увидеть и другую тенденцию, которая противоречит тем, кто считает, что вера мертва. Более того, во многих частях света наблюдается феномен возрождения веры. Здесь не идет речь о мусульманском мире, где чувство веры очень сильно. Я имею в виду такие страны, как Румыния и другие бывшие коммунистические государства. Падение коммунизма совпало с «возрождением» Церкви: новые монастыри, новые приходы, рост числа практикующих верующих.
Не думаю, что современный мир бездуховен. Мой опыт в Великобритании мне показал мне, что многие молодые люди не особо восприимчивы к институциональной церкви, но в их сердцах живет глубокая тяга ко всему духовному.
Мне кажется, что тенденция к секуляризации - это нечто относительное и поверхностное, поскольку в глубине людских сердец сохраняется сильная жажда Бога.
- Где следует искать ответы на вопросы наших дней - внутри нас или извне?
- Окончательный ответ мы найдем внутри себя. Возьмем в качестве примера экологический кризис. То, что мы называем кризисом окружающей среды, на самом деле есть кризис в человеческом сердце. Если воздух становится все токсичнее, воды - все грязнее, а леса гибнут, то проблема - не в окружающей среде, а в самом человеке, потому что мы неверно распоряжаемся творением. Таким образом, решение находится внутри нас, в изменении нашего отношения к материальному миру. Нам следует считать себя не хозяевами, но служителями, не тиранами, а священниками творения, вместе с которым мы призваны вернуться к Богу, к первозданному совершенству.
Мы должны покаяться в своих ошибках. Речь идет о покаянии не только и не столько в смысле простого сожаления, сколько в смысле глубокого изменения в нашем мышлении и отношении.
- Что значит идти по православному пути?
- Сердце Православия - в Божественной литургии, центром которой является Евхаристия. Следование по православному пути предполагает все более частое причащение через возрастание в вере и любви. Конечно, есть много других аспектов, связанных с православной жизнью: Иисусова молитва, Добротолюбие, участие в социальном служении по борьбе с болезнями и бедностью. Тем не менее, источником и основанием всех наших действий является Божественная литургия. Евхаристия есть начало всего.
- Способно ли православное учение ответить на вызовы мира, в котором мы живем?
- Да! Несомненно, у Православия есть возможности ответить на вызовы мира сего. Чтобы дать полный ответ, следует подчеркнуть, что и мы как православные должны становиться лучше. Нам следует углубляться в тайны веры, лучше понимать, что значит быть православным христианином.
Таким образом, ответ есть, просто нам надо его искать. В книге Исайи пророк говорит Богу: "Воистину Ты Бог сокровенный!" (Ис 45:15). И это правда! Иногда Бог хочет, чтобы мы Его искали. Бог хочет помочь нам, но и мы должны приложить усилия. А наше дело заключается в том, чтобы мы искали и учились тому, что значит быть православным. До недавнего времени принадлежность к Православию совпадала с национальной идентичностью, с этническим происхождением. Если ты румын, грек или русский, то ты православный. Однако не название делает тебя православным. Нам следует учиться тому, что значит быть православным, испытывать свои сердца и воплощать Православие в своей жизни. Если в прошлом Православие было вопросом национальной идентичности, то сегодня это вопрос личных обязательств.
- Как надо проповедовать Православие на Западе, в обществе, которое некоторые считают "постхристианским"?
- Когда речь идет о проповеди Православия в том смысле, чтобы обращать в него людей, думаю, что, в первую очередь, надо обращать самих себя. Если мы хотим, чтобы Православие имело вес в обществе, нам надо воспринимать свою веру самым серьезным образом.
Необходимо множество публикаций православного содержания. Я принадлежу к тому поколению, которое читало книги. А сегодня люди узнают новые вещи через Интернет. Нам, православным, следовало бы научиться пользоваться современными средствами, превратить СМИ в орудия исповедания нашей веры.
Распространение и укрепление Православия в наши дни во многом зависит от прихода, от поместной православной общины. Если у нас будут приходы, которые являются не формальными единицами, а живыми евхаристическими общинами, тогда, даже без наших конкретных намерений, интерес окружающих к вере вырастет.
Важную роль могут играть и монастыри. Я рад, что в Румынии столько активных монастырей.
- Как Православной церкви следует обращаться к молодежи?
Современные молодые люди в Великобритании (не знаю, какова румынская молодежь, но не думаю, что разница существенна) абсолютно нечувствительны к авторитарному отношению. Если мы хотим повлиять на молодых людей, нам не следует говорить с ними агрессивно, ограничивать их жесткими правилами. Нам надо явить молодежи радушное, щедрое Православие - не всевозможные правила и ограничения, а кенотическую, жертвенную любовь. Если мы будем так говорить молодым людям, не спеша при этом ссылаться на правила, если мы будем делиться своим личным опытом, тогда мы будем услышаны.
Надо показывать молодежи примеры святых, которые жили не так давно, - например, св. Нектария Эгинского, - или тех людей, которые по-настоящему являли Православие своей жизнью - Паисия Святогорца или старца Клеопу из Румынии. О таких примерах надо говорить, свидетельствовать о тех людях, которые являли горячую и щедрую любви к другим, которые стремились не главенствовать, но служить.
Если нам удастся показать такое Православие нашей молодежи, то нас будут слушать.
фото: doxologia.ro