Pr. Conf. Univ. Dr. Constantin Necula.
Catehizarea adulţilor. O necesitate pastorală (
INTER, 2007, nr. 1-2, pp. 181-192, перевод с румынского).
Начало статьи.
"Одной из необходимостей современной огласительной практики является катехизация взрослых. В этом исследовании было бы излишне возвращаться к тому, что всем давно известно. Но было бы неплохо вспомнить, что само по себе оглашение взрослых родилось одновременно с Церковью, как неотъемлемая часть миссионерского плана, ядром которого был Иерусалим. Задачи этого миссионерского плана до сих пор стоят перед нами. Ведь Христос оставил нам не книги, а послал людей - Своих апостолов"
Кризис современного мира, который "катится в небытие", не может оставить Церковь как общину христиан равнодушной к миссии.
Перейдем к более близким нам реалиям, к миссии Румынской церкви. Нельзя не признать, что уже предпринимались попытки проанализировать эти проблемы. Однако каждый раз эти попытки отличались непоследовательностью в исследовании, отрывочностью и размытостью, что не лучшим образом отразилось как на анализе пастырской практики в целом, так и более узких вопросов, связанных с катехизацией. Уточнить "диагноз" помогли миряне, ставшие партнерами не только в диалоге, но и в пастырско-миссионерском служении духовенства. Таким узловым моментом стала конференция "Религия в гражданском обществе" (“Religia în societatea civilă”) и издание сборника ее материалов. На сегодняшний день это один из наиболее четких "радиографических снимков" данного явления.
На страницах настоящего альманаха, статья Мирчи Флонта под названием "Что значит быть хорошим христианином? Критический взгляд на религиозный менталитет в современной Румынии" (Ce înseamnă să fii un bun creştin? O privire critică asupra mentalităţii religioase în România de azi, în (coord.) M. Flonta, H.-K. Keul, J. Rüssen, Religia şi societatea civilă, Piteşti, Editura Paralela 45, pp. 176-200.) призывает к переосмыслению, в котором не должно быть никакой искусственности. Не следует форсировать миссионерские проекты только ради того, чтобы пойти на поводу у конъюнктуры и односторонних возможностей. Церковь не вправе попадаться на удочку ошибочных проекций, которые предлагаются в качестве готового рецепта из опыта других пастырских практик. Так, например, в Румынии, при реформировании различных сфер жизни были бездумно заимствованы зарубежные формы и содержание.
Вернемся к вопросу Мирчи Флонта "Что значит быть хорошим христианином?". На мой взгляд, такая постановка вопроса является определяющей и для выбранного мной субъекта огласительной пастырской практики - взрослых.
В других работах я пытался объяснить по мере сил то, как Церковь может действовать и выполнять свою пастырско-просветительскую миссию по отношению к молодежи в школах или детям, пострадавшим от распада семьи. Я упоминал о необходимости структурированной помощи в зависимости от потребностей возраста и конечной цели последовательной программы в противовес распространенному обычаю помогать точечно и бессистемно, по мере средств и возможностей (как правило, ограниченных) приходского священника.
В связи с тем, что уже было сказано выше, на основании других исследований (как кабинетных, так и «полевых»), я пришел к выводу, что одной из необходимостей современной огласительной практики является катехизация взрослых. В этом исследовании было бы излишне возвращаться к тому, что всем давно известно. Но было бы неплохо вспомнить, что само по себе оглашение взрослых родилось одновременно с Церковью, как неотъемлемая часть миссионерского плана, ядром которого был Иерусалим. Задачи этого миссионерского плана до сих пор стоят перед нами. Ведь Христос оставил нам не книги, а послал людей - Своих апостолов, служение которых будут продолжать епископы до самой парусии. Христос возложил на апостолов ответственность за обновление Его спасительного служения во времени и пространстве, через проповедь и таинства. Возвещая об этом спасении, христиане являют его здесь и сейчас, чтобы другие люди, уверовав, могли спастись. В совершении таинств они актуализируют это дело спасения, чтобы люди, всем своим существом, душой и телом, могли приобщиться к смерти и Воскресению Христа и реально в них соучаствовать. Таким образом, Слово и Таинство неразделимы, неся в себе Дух Святой.
Невозможно, чтобы в этот процесс духовного «заваривания» не были вовлечены взрослые, несмотря на все вытекающие отсюда трудности в методологическом и практическом плане.
Православная Румыния еще не проанализировала и не составила возможный план катехизации взрослых (так же, как и других возрастных категорий). Так, в отношении детей и подростков катехизация начинается с уроков религии (которые сами по себе являются зачатками просвещения во Христе, но также могут и искушать...) и продолжается участием детей (слишком часто под давлением школьной системы) в литургической жизни Церкви.
Что же касается взрослых, тут дело обстоит сложнее. Нам всегда приходится помнить, что на протяжении полувека они подвергались давлению порочной диалектически-материалистической идеологии. Однако с тех пор прошло почти столько же времени, которое, в свою очередь, было полно взлетов и падений в том, что касается христианского свидетельства. В практическом плане пока не удалось снова научить взрослых людей тому, что христианство - это дар, образ жизни во Христе. И чем отчетливее образ Христов возрождается в человеке, тем больше такой христианин становится источником вдохновения в деле пастырского окормления взрослых.
Так, с разных ракурсов мы попытались очертить широкий контекст пастырского служения в этом направлении, хотя едва ли возможно перечислить все вызовы, которые бросает Церкви постмодернистская (порой даже постхристианская) современность.
(продолжение следует)