Pr. prof. dr. Vasile Gordon ”
Introducere în catehetica ortodoxă” (București, 2003, pp. 141-152). Перевод с румынского.
Начало главы.
В учительной беседе после богослужения не всегда возможен плодотворный диалог. Поэтому необходимо хотя бы раз в неделю проводить особую встречу, заранее запланированную для этих целей.
Поскольку такой диалог происходит в храме, было бы хорошо, чтобы ему предшествовала служба, продолжительностью не более часа. В нашей практике мы поступали следующим образом. Каждую среду мы собирались в половине седьмого. За час до встречи мы совершали службы в следующем порядке: малое водосвятие - в первую среду месяца, две кратких вечерни - в остальные среды (кроме последней), освящение икон - в последнюю среду месяца. По окончании службы прихожане подходят на елеопомазание, а затем с теми, кт, то с теми, кто изъявил желание остаться, мы садимся за стол и беседуем. Однако встреча должна занимать не больше часа! Это крайне важно: участники знают, что после службы они задержатся всего на один час, не более, после чего они смогут спокойно уйти. Такое условие имеет особое психологическое значение, особенно для тех, кто живет далеко. В конце совершается краткая молитва (как правило, «Достойно есть»). С желающими задать дополнительные вопросы можно остаться на столько, сколько потребуется.
Конечно, сам диалог может проходить без определенной темы. Можно предоставить присутствующим возможность задавать те вопросы, которые их волнуют, а священник будет на них по очереди отвечать. Однако из нашего опыта можем констатировать, что такая встреча намного плодотворнее, если есть заранее установленная тема. Вот как, например, можно это организовать.
Систематическое чтение Священного Писания. В этом отношении целесообразно начинать с Нового Завета. Почему? Дело в том, что Ветхий Завет труднее воспринимается начинающими. В нем есть много мест, которые могут создать трудности и стать камнем преткновения. И тогда менее терпеливые читатели легко могут быть обескуражены и даже бросить чтение. Поэтому мы будем начинать с чтения и изучения Нового Завета, после чего, укрепленные учением Христа и апостолов, сможем успешнее освоить страницы Ветхого Завета. В нашей практике мы предлагаем к каждой следующей встрече читать по десять глав. Причем, участникам встреч следует читать дома внимательно, "с карандашом в руке". На следующей встрече комментируется прочитанное. Верующие задают вопросы, на которые отвечает священник. Он может также предложить им ответить на вопросы по библейскому тексту. Со временем ответы и разъяснения могут исходить и от самих участников, особенно от тех, кто проявляет больше усердия. После этого в качестве «домашнего задания» берутся следующие десять глав и т.д. После нескольких встреч священник может предложить, чтобы кто-нибудь из присутствующих вызвался на следующий раз представить обобщение по пройденному материалу, с краткими комментариями в случае необходимости. А священник в таком случае будет выступать в роли "модератора", который будет вмешиваться только при необходимости. На самом деле, надо стремиться как раз к тому, чтобы участники встреч могли самостоятельно толковать библейские тексты с точки зрения православного учения, чтобы в возможной дискуссии с инославными не поставить неполноценности.
В рамках каждой встречи также предполагается чтение катехизиса - желательно более полного (например, с вопросами и ответами), чтобы верующие могли ознакомиться с основными положениями православного вероучения. Из катехизиса также можно давать «домашние задания», хотя бы небольшому количеству участников (разумеется, тем, у кого есть в домашней библиотеке эта книга). Идея заключается в том, что верующие были включены в процесс катехизации, чтобы выполняли «домашние задания» и излагали их, чтобы самостоятельно пытались ответить хотя бы на самые простые вопросы, и т.д.
На следующем этапе можно перейти к чтению учебника по догматике, для начала - среднего уровня сложности, чтобы углубить и закрепить знания из катехизиса.
В рамках этого диалога также рекомендуется касаться отдельных глав из истории Церкви для контекстуализации библейских и догматических знаний, литургических тем, с пояснением символизма основных служб; миссионерских тем, с разбором тех пунктов, по которым возникают споры с инославными (эти вопросы можно разбирать параллельно с догматическими "уроками"). Также можно затрагивать темы религиозного, культурного, социального, даже экономического и политического плана - в той мере, в которой они связаны с духовно-нравственным и гражданским воспитанием.
Во избежание скуки, рассеивания внимания и пресыщения, час "библейского диалога" можно структурировать следующим образом: 1) молитва (например, «Царю Небесный», «Отче наш»), после чего все присутствующие рассаживаются; 2) священник говорит вводное слово примерно на пять минут, напоминая собравшимся, чем шла речь в прошлый раз, или кратко комментируя основные религиозные события этой недели в стране или за границей; 3) заранее назначенный участник встречи говорит вступительное слово по теме примерно на пятнадцать минут; 4) присутствующие задают вопросы, на которые отвечает выступавший, затем остальные, а священник помогает в случае возникновения затруднений; 5) последние пятнадцать минут встречи хорошо отвести для общих вопросов на религиозные темы, не исключая, однако, небольших дискуссий на культурные, социальные, экономические и даже политические темы (если они пересекаются с религиозными вопросами); 6) в оставшиеся две-три минуты следует назначить тему и выступающего на следующий раз; 7) заключительная молитва или песнопение.
Может случаться, что участники настолько поглощены обсуждением каких-либо вопросов, что могут незаметно перешагнуть рекомендуемые временные рамки (один час). Однако пусть это будет исключением. Хорошо, чтобы правило соблюдалось, и за этим должен следить священник. Повторим, это чрезвычайно важно с психологической точки зрения. Время от времени хорошо на такие диалоги приглашать кого-либо извне прихода (преподавателя богословия, опытного священника или даже мирянина, специалиста в тем или иным вопросам, которые интересуют прихожан). Тогда можно будет показать, что в диалоге есть открытость к опыту других. Некоторые темы, обсуждавшиеся в рамках этого диалога, могут быть опубликованы в обобщенном виде на страницах приходского листка, о котором будет сказано ниже.
(Продолжение следует)