Сердце официантки

Mar 12, 2014 16:01


Помимо очевидных литературных талантов писатель Юрий Олеша прославился очень точным и вошедшим в историю наблюдением. Именно ему принадлежит описание колбасы, как символа советского благополучия. Вышедший в 1927 году роман «Зависть» весь и построен на конфликте мечтательного интеллигента Кавалерова и его более удачливого современника колбасника Бабичева. Пару лет спустя Олеша даже написал пьесу по мотивам этого романа.



Собственно многие страницы творчества этого автора пронизаны всякой «съедобной» темой. Каждый из нас в детстве, наверное, удивлялся, зачем трем толстякам столько еды в их дворце. А ведь, эта казалось бы очень уместная в послереволюционных условиях сказка, была весьма холодно принята официальной советской критикой. «Призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут». Видимо, уже тогда в ней ощущалось некоторое «второе дно». Которое по мере взросления социализма и становления стиля советского руководства все более и более выпирало из невинного сюжета.

Может быть, поэтому судьба Олеши сложилась весьма непросто. В конце 1930-х «исчезли» многие его друзья - В.Мейерхольд, И.Бабель, Д.Святополк-Мирский. А сам он, чудом оставшись на свободе, испытывал совсем не восторженные чувства к окружающей действительности. С 1936 по 1956 год существовал негласный запрет на публикацию его произведений.



В общем, Олеша напивался по-настоящему. Многими авторами описана сцена, когда спустившись по лестнице московского ресторана «Националь», он увидел человека с галунами. И говорит:

- Такси, пожалуйста!

- Я не швейцар, я адмирал, - отвечают ему.

- А-а-а. Ну, тогда - катер!



Гостиница "Националь" (1960-е годы)

Неожиданное продолжение (а вернее сказать, окончание) всей этой истории рассказал нам питерский художник Анатолий Белкин:

- Олеша, и правда, был противный Известно, что он приставал к Эллочке Коробовой - хорошенькой жене Толи Наймана. Эллочка утверждает, что не дала.. Но это - так, смех. А вообще-то Юрий Олеша очень тяжело переживал то, что происходит вокруг. Почти не писал. Он был умный и злой старик. Один из крупнейших русских писателей.

Он считал себя незаслуженно забытым, особенно на фоне Катаева. Но, тем не менее, не известно на что, но каждый день он ходил в свой любимый «Националь». Каждый день!



Когда Олеша умер, оказалось, что он должен заведению огромную сумму. И тут произошел невероятный в ресторанной истории случай. Все официантки скинулись и погасили этот долг! ВСЕ официантки - вот эти циничные и все понимающие, прожженные женщины - молча скинулись и заплатили из своих чаевых за этого старика. Который порой бывал не всегда галантен в общении с ними.

Ресторан "Националь", Анатолий Белкин, Юрий Олеша, История советской кухни

Previous post Next post
Up