Старинный город Шуя официально почти ровесник Российского царства. Именно так стала называться наша страна в 1547 году после коронации Ивана Грозного. А первое упоминание о Шуе в летописи всего за несколько лет до этого - в 1539 году. Впрочем, город, конечно, возник задолго до той даты.
Что касается названия, то особых сомнений в его происхождении нет. Прибывая сюда, действительно нельзя на сходить «налево». Старинное слово «ошую» именно это и означает. «А ошую от великого князя сидел боярин Морозов» - это из тех домостроевских времен. В отличие от «десно» - справа. Кстати, «десница» - из этой же темы. «Налево» в названии города объясняется просто. В отличие от Владимира, она слева от главной реки региона - Клязьмы.
Князья Шуйские упоминаются еще с начала XV века. А самым известным среди них оказался Василий Иванович - последний правитель из рода Рюриковичей (на престоле с 1606 по 1610 год). Рассказывают, что он любил наведываться в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. За лисой, к примеру. А где лисы, там и зайцы.
Пруд в центре Шуи - часть древнего крепостного рва, окружавшего местный кремль
Так что посидеть за столом было с чем. Зайцы верченые, почки крученые - это еще и про кулинарное прошлое этого края. История не донесла до нас каких-то особых гастрономических пристрастий жителей города ушедшей эпохи. Однако, окрестности его продуктами были обеспечены. И даже в голодное «смутное время» после польской интервенции князю Ивану Давыдовичу Гундорову было высочайше велено собрать с Шуи «с посаду корм»: «120 четь муки ржаные, да 50 четь сухарей, 25 четей круп грешневых и овсяных, 25 четь толокна, 50 полос мяс свиных» (Акты подмосковных ополчений и Земского собора 1611-13 годов. М., 1911. С.118).
Собственно, и сегодня в местном Николо-Шартомском монастыре монахи выращивают примерно то же самое: рожь, гречку. Пекут свой хлеб. Содержат скот. Мясо, естественно, идет на продажу. И так же, как встарь, говядина здесь не сильно распространена. Местные рестораны, по крайней мере, жалуются на ее недостаток. Зато в изобилии «молочка». Женский монастырь славится своими творогом и сметаной.
Главная улица Шуи - Малахия Белова, фактически местный Арбат. Купеческие традиции до сих пор чувствуются
Рыбой эти места раньше были богаты. Река Лух, пересекает всю Ивановскую область, впадая далее уже во Владимирской области в Клязьму. Щука, окунь, линь, карась, язь - кого только здесь не ловят. «Хлебайте уху, а рыба в Луху» - такую пословицу приводит Андрей Титов, член Императорского общества истории и древностей российских в публикации 1887 года. И отмечает одновременно, что в переписке русских солдат сия пословица означает: хлебайте уху, а рыба дорога. Через саму Шую течет речка Теза. Но с рыбой тем не менее проблема. Во всех кафе и ресторанах, если и есть, то привозная, замороженная. Где-то в округе, говорят, начали разводить форель. Но это капля в море. Парадокс: исконный русский регион, столетиями славящийся своей рыбой, ныне может похвастаться лишь селедкой, да скумбрией. Столь же местными, как минтай.
Ресторанная и трактирная традиция в Шуе давняя. Еще при Алексее Михайловиче принимаются первые указы, регулирующие здесь кабацкое дело. «Описание города Шуи и его окрестностей» (изданное Владимиром Борисовым в конце XIX века) цитирует старинные источники. Согласно им, в местный кружечный (питейный) двор выбирались кружечные головы и целовальники. Обязанность их была собирать за проданные пития деньги и отсылать их в Москву - в казенный Большой приказ. Все кабаки и уездные кружечные дворы находились в заведывании городского кружечного двора. Кружечные головы распоряжались и находящимся в Шуе винокуренным заводом.
А в XIX веке трактиры здесь на каждом углу. Вот это реставрированное 2-этажное здание полностью повторяет архитектурный облик стоявшего на этом месте трактира Литвинова. Замечательная статистика была в то время в Шуе. Действовало 22 трактира и 20 храмов. Так что народ «окормлялся» и духовно, и материально.
Здание бывшего трактира Литвинова
Даже нынешний музей М.В.Фрунзе (бывший краеведческий) располагается в историческом здании, до революции принадлежавшем Антону Андреевичу Листраторву. В свое время он был городским головой. На втором этаже располагались помещения, где он жил с семьей. А внизу был самый крупный в городе магазин.
Музей им.М.В.Фрунзе, бывший винно-водочный магазин А.Листратова
Как говорили тогда, «в четыре раствора» - двери растворялись по фасаду и с боков. Он торговал местными и привозными винно-водочными изделиями.
Сегодня местные предприниматели пытаются найти параллели со славным прошлым. Тут вам и напитки, и легендарный главком:
Эта любовь к местным напиткам была характерна для всех жителей города. Константин Бальмонт, уезжая отсюда, частенько писал матери письма с просьбой переслать с кем-нибудь из знакомых наливок. Да уточек с рябчиками. Не спрашивайте меня, как это делалось в отсутствие холодильников.
Памятник Бальмонту у Краеведческого музея
Сегодня туристы активно едут в Шую. В ближайшее заработает туристический бренд «Сокровища земли Ивановской». Собственно, мы как эксперты и участвуем в разработке его каркаса. Он будет использован в различных вариациях маршрутов, сопутствующих товаров и услуг. Здесь ждут как самостоятельных, таки «организованных туристов. А остановиться в Шуе лучше всего в местном «Гранд-отеле». Там и комфортно, и кухня хорошая. Сами проверяли.