Михаил Игнатьев. Он стоял у истоков создания системы ветеринарного контроля в России. Написал выдающийся учебник «Мясоведение», переживший множество дореволюционных изданий. Они всегда стояли вместе -
Михаил и Пелагея. И в жизни, и на книжной полке. Ведь работа Игнатьева была частью книги «Практические основы кулинарного искусства», написанной его супругой.
Продолжу выкладывать старые уникальные материалы об этой семье. Последние фото этих людей. Они не вошли даже в наши с Ольгой Сюткиной книги. Сегодня эти документы публикуются впервые.
Вчера мы говорили о сборнике, посвященный 25-летнему юбилею трудовой деятельности М.Игнатьева. Он был выпущен в Санкт-Петербурге в 1907 году. Торжества действительно удались на славу. Кто-только не выступал с поздравлениями! Санкт-Петербургский городской голова Н.А.Резцов, члены городской Управы, редакторы газет и журналов, представители университетов и кафедр, коллеги-ученые.
Именно к этому торжеству власти приняли решение установить у Мясного музея памятную доску с именем его создателя:
В конце же, как и положено со словами благодарности выступил сам Игнатьев. Было много добрых фраз в адрес коллег и чиновников. Но в конце - самое искреннее обращение - своей жене Пелагее и ее коллегам.
В последующие годы настоящий успех пришел в семью. Через год Михаил Игнатьев удостоен звания действительный статский советник и, соответственно, получил потомственное дворянство.
Пелагея Павловна выпускает одно за другим переиздания своих книг. Которые, надо признать, приносят неплохие деньги. Вот, к примеру, по договору с книжным магазином «Новое время» за четвертое издание «Практических основ кулинарного искусства» с курсом «Мясоведения» (ее мужа) она получает 7514 рублей.
Впрочем, счастье продолжалась лишь до революции. У нас нет сведений о том, как жила семья в первые послереволюционные годы. Вряд ли они благоденствовали. И хотя сам Михаил Александрович принял революцию, ему - царскому генералу и дворянину - вероятно выпадало немало неприятных минут с новыми властями. Вот последняя еще дореволюционная его фотография:
Михаил Александрович Игнатьев на даче в Ах-Ярве (1916 год)
26 сентября 1919 года Михаил Александрович скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.
А у Пелагеи Павловны начала другая жизнь. Она сохранила верность профессии и преподавала на кулинарных курсах. Была хранительницей Музея мясоведения до 1939 года.
А потом превратилась в мать врага народа. Была забыта всеми коллегами. И провела последние годы в семье сына Михаила. Весь рассказ о ее судьбе вошел в наши с Ольгой Сюткиной книги. А в этом журнале он
здесь. Я привожу сейчас лишь новые, еще не публиковавшиеся, документы и фотографии.
Умерла Пелагея Павловна в 1953 году от последствий перелома шейки бедра. Вон она - за год до смерти в поселке Песочный под Ленинградом (рядом ее сын Михаил Михайлович):
Впрочем, нет- не так! Не этим надо закончить. Вот они, Михаил и Пелагея. Пусть такими останутся.