История - это не что-то давнее. Она близка - только руку протяни. Мы убеждались в этом не раз. Начиная, скажем, с рассказов о семье классика нашей кулинарии Пелагеи Александровой-Игнатьевой. Мы с Ольгой Сюткиной гордимся, что были теми людьми, что раскопали прошлое этой удивительной женщины. Встретились с ее дальними родственниками, нашли ее могилу в Санкт-Петербурге,
обнародовали множество материалов о ее трагической судьбе. Теперь - продолжение уникальных материалов.
Рассказ о жизни Пелагии Павловны нашел свое место в нашей книге «
Русская кухня в лицах», где одна из самых важных глав посвящена этой женщине. Или в этом блоге, где мы публикуем "
Михаил и Пелагея: Кулинарный роман". Мы подходили к этой теме и в своей первой книге - «Кухня, любовь и революция» - так называлась
глава в ней. Кстати, каждое слово в этом названии важно. С «кухней» понятно - Пелагея Павловна отдала ей всю свою жизнь. В своих лекциях и выступлениях я всегда привожу простой пример. Вот аттестат от 1897 года. Там - преподаватель П.Александрова (еще не Игнатьева):
А вот - справка от 1927 года. Завидное постоянство. Обратите еще внимание и на подпись руководителя. Да-да, та самая Вера Гунст спустя 30 лет подписывает ту же самую справку. Вот, что значит верность профессии.
Любовь… Она искренне любила своего мужа Михаила Игнатьева. Дети от этой любви были ее счастьем и трагедией. Она также воспитывала его сыновей от первого брака. Один из которых был большевистским боевиком, позднее - постпредом в Финляндии, таинственным образом умершим в кремлевской больнице. А другой сын - был без затей расстрелян в 1937 году. Мать так никогда не узнала об этом. Справку ФСБ о судьбе этого человека семья получила лишь много лет спустя.
Но сегодня о другом. О жизни мужа Пелагеи Павловны - Михаила Александровича Игнатьева. Он родился в простой крестьянской семье. Какая типичная фраза, неправда ли? Только не надо забывать, что это был 1850-й год. И был он обычным крепостным мальчишкой, которого ждала привычная судьба. Но посчастливилось - попал в гимназию в Воронеже. Уже тогда проявил недюжинные способности - сохранилась даже пара похвальных листов. «Дан сей похвальный лист ученику IV класса Воронежской губернской гимназии Игнатьеву Михаилу за благонравие и показанные в продолжение истекшего учебного года и при частных испытаниях отличные успехи».
На основании § 50 Высочайше утвержденного 19 ноября 1864 года Устава гимназии и прогимназии
дан сей похвальный лист ученику IV класса Воронежской губернской гимназии
Игнатьеву Михаилу за благонравие и оказанные в продолжение истекшего
учебного года и при частных испытаниях отличные успехи ноября дня 1899 года.
После гимназии приезжает в Санкт-Петербург, где поступает в Медико-хирургическую академию. Оканчивает ее с отличием. Многие прочили ему прекрасную научную карьеру в области химии, к которой он проявлял подлинный интерес.
Вспыхнувшая русско-турецкая война резко изменила его, казалось бы, размеренную жизнь. Врач кавалерийского полка, он уже в 1877 году, урывая минуты от отдыха, написал свои первые научные статьи, получившие высокую оценку коллег. Впрочем, отличается и в чисто практических делах.
Дело в том, что тогда артиллерийские орудия перемешались гужевым транспортом. Но в условиях пересеченной местности, а то и гор (Шипкинский перевал) лошади просто сбивали в кровь копыта. Многие из них не могли продолжать движение - ноги болели, нагноились. Животные и стоять-то не всегда могли, не то, что орудия и обозы тянуть вверх. Игнатьев предложил простое и эффективное средство. Освободив от поклажи, всех лошадей загнали в быструю горную реку, так чтобы лишь слегка прикрыть водой копыта. Решение оказалось удачным - раны и потертости были промыты и начали постепенно заживать. Лошадей выгоняли на берег, они грелись, - потом процедура повторялась вновь и вновь. И войска шли дальше…
Приведу уникальный исторический документ. Я получил его от правнучки Михаила Александровича. Это сборник, посвященный 25-летнему юбилею трудовой деятельности М.Игнатьева. Он был выпущен в Санкт-Петербурге в 1907 году. В нем - множество речей и поздравлений от государственных структур и частных лиц. Мы же возьмем оттуда самое важное- жизнеописание Михаила Александровича.
В общем, читаем:
Магистр ветеринарных наук Михаил Александрович Игнатьев, двадцатипятилетие службы которого Санкт-Петербургскому городскому общественному самоуправлению мы сегодня торжественно празднуем, уроженец Валуйского уезда Воронежской губернии. Среднее образование получил в Воронежской классической гимназии, а высшее в Императорской медико-хирургической академии, куда он поступил в 1873 году на ветеринарное отделение. Здесь за студенческое сочинение на тему «Опыт исследования глинобитных полов и подпольных почв конюшен в Петербурге» получил золотую медаль и в 1877 году окончил курс со степенью ветеринара с отличием (cum eximia laude). 15-го февраля того же 1977 года был назначен ветеринарным врачом в 21-й донской казачий полк, действовавший в то время против турок, и в продолжение Русско-Турецкой войны удостоен Высочайших наград: Станислава 3-й степени с мечами, Анны 3-й степени с мечами, румынского креста и светло-бронзовой медали в память войны.
По окончании войны, в октябре месяце 1878 года был прикомандирован к Императорской медико-хирургической академии для научно-практического усовершенствования на два года и 12-го мая 1880 года защитил диссертацию на степень магистра ветеринарных наук под заглавием «О способах уничтожения трупов заразного скота для утилизации в промышленности». На летнее время того же 1880-го года медицинским департаментов МВД был командирован в г.Новую Ладогу для принятия мер к прекращению сибирской язвы на тяговых лошадях, а 3-го октября того же года поступил на службу СПб городское общественное самоуправление ветеринарным врачом городских скотобоен, провел и организовал на прочных основаниях два новых в России учреждения: первую в России станцию микроскопического исследования свиного мяса и городской мясной патологический музей.
Кустанай, 1893. Сидят: слева направо - капитан в отставке, сопровождающий
экспедицию. Начальник Кустанайских конюшен. Справа - М.А.Игнатьев.
В 1885 году медицинским департаментом МВД был командирован в Харьковскую губернию для принятия мер к превращению чумной эпизоотии и применения закона 3-го июня 1879 года.
В 1898 году 15-го августа Высочайшим приказом Михаил Александрович назначен чиновником особых поручений 5-го класса при собственной Его Величества канцелярии при учреждениях Императрицы Марии, и ему поручена организация преподавания мясоведения и кулинарного искусства в женских институтах.
В 1904 году 10-го мая Высочайшим приказом назначен членом ветеринарного комитета МВД.
В октябре 1905 года в заседании Российского ветеринарного общества единогласно избран почетным членом этого общества.
Михаил Александрович Игнатьев был в числе инициаторов и первым секретарем журнала «Вестник общественной ветеринарии», в учреждении и издании которого на первых порах принимал деятельное участие. Затем, с целью популяризации здорового мясного питания начал издавать и редактировать свой иллюстрированный журнал «Наша пища». А с 1889 года организовал при городском мясном музее курсы популярных лекций мясоведения для народа и для слушательниц СПб кулинарной школы. Параллельно с этим Михаил Александрович читал лекции мясоведения в разное время различным учреждениям и корпорациям, как-то:
1. Торгово-санитарным врачам СПб общественного самоуправления.
2. Морским врачам Петербургского и Кронштадского порта.
3. Воспитанникам военно-фельдшерской школы.
4. Офицерам всех полков Петербургского гарнизона и флотским экипажам.
5. Офицерам офицерской кавалерийской школы.
6. Юнкерам Николаевского кавалерийского училища.
7. Слушательницам биологических курсов проф.Лесгафта.
8. Чинам полицейского резерва
9. А с 1900 года ветеринарным врачам, прикомандированным к ветеринарной лаборатории МВД, научный курс мясоведения и убойного дела по утвержденной ветеринарным управлением программе.
За педагогическую деятельность удостоен Высочайших наград: Св.Станислава 2-й степени, Св.Анны 2-й степени, Св.Владимира 4-й степени. Высочайшим приказом от 15 апреля 1907 гола за отличие произведен в чин Действительного Статского Советника.
1905 год. Семья Игнатьевых с детьми.
Михаил Александрович, Пелагея Павловна (слева) с детьми.
Плюс две гувернантки
Я дополнил этот материал старыми фотографиями. Их нет нигде более. Поскольку они получены нами с Ольгой Сюткиной от родственников Михаила Александровича. Это та самая история, которая должна быть с нами.
Завтра - новые уникальные материалы.