Не знаю, как у вас, но в семье моих родителей микроволновая печь появилась году так в 1986. И называлась она, естественно, «Электроника». Но даже в те годы в Москве она была скорее экзотикой.
Не знаю, как у вас, но в семье моих родителей микроволновая печь появилась году так в 1986. И называлась она, естественно, «Электроника». Но даже в те годы в Москве она была скорее экзотикой.
Между тем микроволновая печь появилась в продаже еще 50 лет назад в США. Журналисты «Огонька"
вспоминают, как это было. И пытаются разобраться, есть ли сегодня перспективы у этого полезного гаджета.
Как у любого открытия, перевернувшего мир, у микроволновой печи много тайн. Ну, например, само открытие произошло по случайности: во время испытаний прибора, генерирующего микроволны, у американского инженера Перси Спенсера в кармане расплавилась шоколадка, однако в русскоязычных источниках иногда встречается и версия с забытым бутербродом - легенда уже живет своей жизнью. Заинтригованный Спенсер и его коллеги решили продолжить эксперименты и, говорят, даже с риском для жизни: как-то раз нагретое яйцо взорвалось прямо перед лицом одного из экспериментаторов. Так выяснилось: технология эффективная, но и осторожность не помешает. Это, кстати, еще одна интрига, связанная с микроволновками: периодически пишут, что они вредны для здоровья, однако однозначных доказательств этому до сих пор нет.
А вот, пожалуй, главная тайна самого известного бытового прибора: когда именно справлять его день рождения? 50 лет назад в Америке в продажу поступила первая бытовая микроволновка, стоившая 495 долларов (в пересчете на сегодняшний курс это примерно 4 тысячи долларов). Но есть и другая круглая дата: самая первая коммерческая СВЧ-печь вообще-то была выпущена 70 лет назад, но на обыкновенную кухню вряд ли бы влезла: при весе в 340 кг ее высота составляла 1,8 метра, а предназначалась она для военных. Впрочем, как это нередко случается, армейская новинка пришлась по душе гражданским и завоевала весь мир, изменив не только наши кулинарные привычки, но и в каком-то смысле наше общество.
82-летний Роберт Шиффманн, пожалуй, один из самых известных заокеанских специалистов по микроволновым печам, считает, что революция, совершенная этими устройствами, заключается в двух словах - быстрота и удобство.
- Они позволяют очень быстро разогреть все что угодно, от чашки кофе до готовой еды или недоеденного блюда,- объясняет "Огоньку" сам Роберт Шиффманн.- Типичная американская семья - это родители и один, а то и несколько детей. Так вот зачастую необходимо приготовить еду или какой-то перекус для каждого члена семьи в разное время - сегодня сделать это стало легче благодаря микроволновке.
Дело, впрочем, не только в застолье и наших кулинарных привычках, микроволновки породили целые коммерческие индустрии! Ну, например, их появление спровоцировало распространение готовой еды, которая производится в замороженном виде, продается в супермаркетах и предназначена для разогревания в микроволновках, напоминает эксперт. Еще об одной индустрии напомним и мы: именно микроволновки в конечном счете стали причиной настоящего попкорн-бума в Америке, сегодня среднестатистический американец съедает 52 кварты (или 57 литров) этих популярных кукурузных зерен в год.
Скромность здесь неуместна: микроволновые печи, наряду с телевизорами, стали символом общества потребления. Недаром американский кантри-певец Мерл Хаггард пел о старых добрых временах до микроволновок, когда "девушки еще умели готовить", а в фильме ужасов "Микроволновая резня" главный герой и вовсе убил свою жену за то, что она перешла на полуфабрикаты из СВЧ-печи... Да что там Америка - микроволновки были вожделенной мечтой и в нашей части света. В интернете до сих пор можно встретить газетную утку о том, что их запретили в Советском Союзе в 1970-х: мол, сразу раскусили, насколько они опасны для здоровья. Так вот вы удивитесь, но, на самом деле, микроволновки выпускали на заводах по всей большой советской стране, а затем и в новой России. Какие только поэтические названия не предлагались для этого прозаического прибора - "Берегиня", "Днепрянка" и даже "Фея", ну а эпоха всеобщего дефицита сделала их, по сути, культовыми.
СВЧ-печь «Электроника» выпускалась в СССР с 1983 года.
Вот такая у нас на кухне и стояла
Казалось бы, микроволновки обречены на стабильную популярность... И вдруг несколько лет назад в СМИ появились тревожные новости: они "умирают"! По данным интернет-издания Quartz, продажи этих приборов в США начали неуклонно снижаться: с 2000 года - на 25 процентов, а с 2004-го - на все 40. Журналисты кинулись выяснять причины: кивали, в частности, на озабоченность людей тем, что они едят, обвиняли интерес американцев к готовке из свежих продуктов, ставший едва ли не новым национальным феноменом... Досталось и конкурентам: на дворе новая технологическая революция, а место на кухнях отвоевывает для себя мелкая бытовая техника - тиховарки, хлебопечки и совсем уж футуристические приборы, вроде "умных печей". Такие печи сами жарят или варят в соответствии с программой, а блюда для них присылают вам поставщики: достаточно просто считать штрих-код, загрузить блюдо в печь и заняться своими делами. Запомните эти термины - "невидимая кухня" (подсказывающая вам в процессе готовки) или "цифровая кулинария" (когда можно контролировать все параметры еды, готовящейся с помощью небольшой пищевой фабрики), скоро они станут такими же привычными, как "тостер" или "микроволновка".
- Новые технологии и интернет вещей действительно помогают сегодня в производстве продуктов и приготовлении еды на всех этапах,- говорит директор Российского центра по исследованию интернета вещей Вадим Чеклецов.- Это касается и сельского хозяйства, когда специальные датчики, допустим, мониторят состояние плодовых деревьев, и логистики, когда отслеживается вся цепочка поставок продуктов и самой доставки еды конечному потребителю: достаточно кликнуть на приложение, и тебе привезут продукты в соответствии с личными предпочтениями. Ну и, конечно, речь о том, как мы сегодня готовим: приборы могут "переговариваться" друг с другом, например, холодильник мониторит испорченные продукты и сам заказывает новые, а микроволновка собирает данные о том, что вы едите, выдавая рекомендации о диете. Перспективный тренд - это 3D-печать еды, а главное - все это достаточно простые и в целом недорогие решения.
Что же получается, дни микроволновок сочтены? Эксперты разводят руками: на первый взгляд так и есть. Ну, например, французы все чаще едят вне дома, а сервисы доставки готовой еды во Франции становятся все популярнее, и это при повальной моде на кулинарные программы! Хитрость в том, что даже если микроволновки исчезнут из наших домов, они не пропадут вовсе, а могут, например, окончательно переместиться в рестораны... Но главный аргумент в пользу микроволновок одновременно и самый парадоксальный: их сегодня так много, что ни за день, ни за два не выкинуть. Встретимся на кухне?
В сухом остатке
С бытовой точки зрения микроволновая печь универсальна и удобна. Но скажу сразу: сам я не пользуюсь микроволновкой, у меня нет ее во многих ресторанах, нет дома, более того, в некоторых своих телевизионных проектах я демонстративно выбрасываю микроволновки из кухни. Это связано с профессией: если на кухне повара - бестолочи, они начинают размораживать в микроволновке продукты или доводить их до готовности. И это неправильно! Вот, например, мясо: они его недожарили и засовывают в микроволновую печь, чтобы быстро доготовить...
У микроволновки есть большой минус: она вытягивает влагу из продуктов. Если мы разогреваем суп, это еще ничего, но, если хочется доготовить или приготовить блюдо, оно просто потеряет во вкусе. Поэтому использовать микроволновую печь нужно так: взять тарелку, налить туда немного воды, затем положить, допустим, кусок рыбы и закрыть его пищевой пленкой. И только после этого ставить в микроволновку.
Конечно, это устройство в каком-то смысле перевернуло сознание людей: многие переходят на быстрое питание, разогревают там что-то, готовят попкорн... Люди думают, что микроволновка упростила им жизнь, и тут можно лишь развести руками: у каждой квартиры свои командиры. Что касается готовой еды, то сам я ничего такого, кроме "Доширака", не пробовал и все эти готовые котлеты, бефстроганов с пюре за 120 рублей в микроволновке не разогревал, хотя в магазине их вижу, в большом количестве и разнообразии. Раз это есть, значит, кому-то надо.
Жизнь меняется, а вместе с ней меняется и ресторанная индустрия, и индустрия питания. С одной стороны, люди стали относиться к еде как к топливу - им нужно побыстрее и подешевле. С другой - путешествуя, они привыкают к каким-то изыскам, открывают новые вкусы, растет доверие к поварам, их статус. Люди требуют большего, мы всю жизнь превращаем в театр, постоянно хотим новых открытий, поэтому придумываются новые гаджеты, 3D-еда... И тут, мне кажется, скрывается парадокс: многие просто хотят меньше думать - взял гаджет, нажал кнопку, и тот за тебя все сделал. Может, это и хорошо, главное - помнить: когда нет ничего другого, так недолго и деградировать.
Хозяйке на заметку
Микроволновые печи до сих пор есть далеко не в каждой российской семье, чего не скажешь о мобильных телефонах, компьютерах и, конечно, телевизорах. А вот самый редкий зверь - посудомоечные машины, ими россияне почти не пользуются
Наличие предметов длительного пользования в домашних хозяйствах (по итогам выборочного обследования, на конец года, на 100 домохозяйств, штук)