Не просто насыщение чрева

Sep 20, 2016 11:00

Я, конечно, известный резонер. И пару раз лукавый подбивал меня задать игуменье дискуссионные вопросы. Но я честно сдерживался. Вот почему кулинарная история Спасо-Покровского монастыря в Суздале предстает перед нами из первых рук - со слов настоятельницы и ее помощниц. А я лишь только направлял их мысль.



Игуменья Свято-Покровского монастыря матушка Екатерина (Кожевникова) любезно согласилась принять нас с Ольгой Сюткиной. Это, кстати, очень важно - то, что книгу о суздальской кухне, которую мы пишем сейчас, рассматривают в качестве важного проекта не только городские власти. Но и люди самого разной принадлежности. В том числе и церковной.

- Здравствуйте, матушка Екатерина. Благодарю вас за любезное приглашение. Как вы уже, наверное, поняли, предмет нашего интереса к вам - монастырская кухня. Историческая и современная.  Позвольте спросить для начала: а вы, матушка, местная, суздальская?

- Нет, я из Владимира. Вы угощайтесь - это наш сыр, масло, молоко. Из своего хозяйства. Вообще монастырская кухня всегда была достаточно скромной. Это праздничные трапезы были более разнообразны. То, что описывается в книгах - масса разнообразных блюд - это больше гостевой вариант. Для нас же важно воздержание. На самом деле чисто монашеская трапеза была скромная, воздержанная. Я, к примеру, не однократно бывала в Дивеево, на сестринской трапезе. У них все просто. Суп или борщ, второе с гарниром. И лежат на столе овощи - огурцы, помидоры. А рядом - ножик. Для того, кто хочет порезать себе в тарелку. На праздник - кусочек рыбки. То есть все скромно, сдержанно.



Игуменья Екатерина согласилась сделать фото только при условии, что
статья наша будет иметь культурное и просветительское значение
Конечно, когда идет праздничное угощение - для гостей готовят специально. Вот, наш владыка любит достаточно скромный стол. Суп, борщ или уху. Отварную картошечку. А салаты - не очень ему нравятся.

Вообще, трапеза считается продолжением богослужения. Она имеет определенный духовный смысл, а не просто насыщение чрева. Мы приходим на трапезу, молимся, вкушаем пищу. Потом благодарим господа. Все должно быть с молитвой.

- Простите, перебью. Вы очень интересную мысль высказали. Она, конечно, известна: трапеза - это продолжение богослужения. Однако именно в этом контексте мне пришло в голову другое соображение. Как вы говорите, монастырская трапеза достаточно скромна. А с другой стороны, приходишь в церковь на богослужение: яркие парадные одежды, золото, каменья, дорогие иконы. То есть богослужение - яркое, а трапеза скромная. Нет ли в этом противоречия?

- То, что в храме - красивые иконы, облачения - обращает человека к молитвенному состоянию, к возвеличиванию господа. А трапеза - она для поддержания нашего тела. Она должна быть в разумных границах. Она должна быть для пользы человека, но без излишеств. И за нее нужно благодарить господа. Она принимается с молитвой и благодарением. Многое зависит от того, как приготовлена пища и кем. Мне кажется, раньше не только в монастырях, но и в семье все с молитвой готовилось. Без «Отче наш» никто за стол не садился. Вот эту традицию нужно возродить. Вот вам бы в ваших книгах и говорить о необходимости возрождения этой духовности.



Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии,
истории и археологии Владимирской губернии. М., 1857. С.135

- Мы в наших книгах и говорим о том, что кухня - это огромная часть нашей культуры. В том числе, понятное дело, и православной. Конечно, не будем забывать, что Россия - страна многонациональная. И в ее кухне, бытовой культуры отражалась вся наша непростая история.

- Делая акцент на православной кухне, обратите внимание на еду в пост. Некоторые говорят, «а что же есть в пост?» Пост ведь предполагает воздержание не только в пище, но и вообще во всем - в поведении, в мыслях, в общении. Но воздержание не означает отказа от нормального питания. Постная монастырская кухня у нас, как мне кажется, даже более разнообразна, чем в обычные дни. Трудов у нас не меньше в пост. Так что питаться тоже нужно. Но ограничение себя в молочных, мясных блюдах для организма бывает иногда и полезным.

- Есть ли сейчас монастырские огороды, сады. Что выращиваете для себя?

- Конечно, выращиваем овощи. Есть у нас яблоневый сад, скотный двор, откуда все эти молочные продукты. Стараемся себя полностью обеспечивать.  Выпекаем собственный бездрожжевой хлеб на закваске. Ясно, что все это идет из древности. То, что было забыто когда-то, стараемся сегодня применить на себя.



Яблоки в Спасо-Покровском монастыре
в этом году уродились на славу
- Покровский монастырь оставил достаточно серьезный след в истории. Множество источников упоминает его. В том числе и в кулинарном, пищевом контексте.  И все-таки, насколько далеко мы можем проследить эту традицию питания, монастырских трапезных? Наверняка же, это не только XIX век, оставивший множество упоминаний?

- Давайте пригласим сестру Анастасию. Она занимается у нас в архивах, готовит исторические справки.

- Я читал о трапезе в вашем монастыре в источниках XIX века. «Покровские девичий монастырь» - так и называется статья в журнале «Русский вестник» за 1860 год. Именно там мы читаем такие строки



Семевский Михаил. Покровский девичий монастырь. //
Русский Вестник. Том тридцатый. М., 1860. С.598.Насколько реальна эта картина вашего прошлого?

Сестра Анастасия: - Наши знания о монастырской кухне основаны на книге Токмакова, 1913 года.  Он был сотрудником архива Министерства иностранных дел в Москве. По старинным актам, что хранились там, он это все составил. Возможно, он имел перед собой и документы XVI века, но нам об этом ничего не известно. Очевидно, это была какая-то летопись или монастырский документ. Но, к сожалению, сегодня он недоступен.

А вот о прошлом Спасо-Покровского монастыря мы поговорим в нашем следующем материале завтра.

Суздаль, Монастыри, Поповедение

Previous post Next post
Up