Сегодняшняя пушкинская годовщина имеет неожиданный подтекст. Великий поэт с каждый днем становится все более неудобен в России. Ему-то что? - Он привык к этой роли. А вот на нас с вами на фоне Пушкина смотреть интересно.
Какое стихотворение ни возьми, - все больше ассоциаций с сегодняшним днем. И невинные «Сказки» обретают актуальное звучание какой-нибудь «прямой линии» с августейшим собеседником:
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
Меня газетчик прославлял;
Я пил, и ел, и обещал -
И делом не замучен.
Послушайте в прибавку,
Что сделаю потом:
Лаврову дам отставку,
А Соца - в желтый дом;
…От радости в постеле
Запрыгало дитя:
«Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?»
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки».
На мой взгляд, самым антироссийским произведением поэта в сегодняшнем, разумеется, «квасо-патриотическом» дискурсе является поэма «Борис Годунов». Не удивлюсь, если в ближайшее время какие-нибудь Мизулин/Милонова (да-да про "желтый дом" - это Пушкин провидец) потребуют убрать ее из учебной программы. Да, ведь, и правда, тут сплошной экстремизм:
- Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!
Ступай! Вязать Борисова щенка!
В общем, что-то про самодержавие, цензуру и свободу Пушкин, конечно, писал. Но к чему вспоминать сегодня ошибки его молодости. Впрочем, ладно. Не будем о грустном. Вернемся к празднику. Мы с Ольгой провели его там, где надо. А именно - в Музее А.С.Пушкина в селе Бернове Старицкого района Тверской области, который находится на территории старой дворянской усадьбы помещиков Вульфов. Именно туда мы проехали из Торжка.
Музей открыт в июле 1971 г., а с 1976 г. размещён в мемориальном особняке Вульфов, в котором в 1828-1833 гг. бывал А.С. Пушкин.
На первом этаже старинного особняка представлена экспозиция по произведениям поэта, созданным на тверской земле.
А на втором этаже восстановлена обстановка типичного провинциального дворянского дома: гостиные, столовая, кабинет хозяина, танцевальный зал. Среди залов второго этажа - пушкинская комната, где действительно останавливался поэт. В залах представлены мебель, книги, документы, портреты, музыкальные инструменты пушкинской поры.
Покажу и ряд «кулинарных» экспонатов:
Солонка от сервиза с орденской Владимирской лентой
(конец XVIII века. Завод Гарднера)
Тарелка столовая из имения Ф.Вульфа в Нивах
Александр Сергеевич Пушкин впервые приехал на Старицкую землю по приглашению хозяйки усадьбы Малинники П.А. Осиповой-Вульф. Во время всех трёх приездов - в 1828, 1829 и 1833 гг. - он бывал в Бернове, хотя и недолго. Анне Ивановне Вульф, дочери хозяина, поэт посвятил шутливый экспромп:
Увы! напрасно деве гордой
Я предлагал свою любовь!
Ни наша жизнь, ни наша кровь
Ее души не тронут твердой.
Слезами только буду сыт,
Хоть сердце мне печаль расколет.
...
Оставшиеся две строчки - найдете в гугле сами. Они - как раз про неоднозначность поэта в рамках создающейся сегодня картины «нашего великого прошлого». Тесновато ему в этой благостной картине…
А пушкинский праздник там действительно удался:
Ольга Симанова (Академия славянской культуры, Тверь).
Мы и сами купили ее замечательные игрушки