Что мы получили от Праздника еды? Каждый, кто посетил в минувшую субботу Парк Горького, да и просто читал отзывы о мероприятии, задумываются над этим вопросом. Итак, позади остался очередной фестиваль. И настала пора рассказать о своих впечатлениях. Иллюстрации же к этим мыслям взяты из прекрасных фотоотчетов
savintsev_egor и
maxnicol Мероприятие важное и нужное. Именно так и создается городская среда - дружелюбная и безопасная. Другое дело, что это - капля в море для многомиллионного города. Но даже капля камень точит. И постепенно такие фестивали могут превратиться в нормальное времяпровождение для публики в любой сезон.
Праздник еды - неизбежное смешение нескольких форматов и аудиторий. Как минимум двух: массовой публики, пришедшей хорошо провести время, и специалистов, желающих познакомиться с новыми достижениями стрит-фуда. Отсюда - вызывающее у многих вопросы сосредоточение на небольшой набережной огромного количества «точек еды» при отсутствии некоторых других составляющих воскресного отдыха. Просто нужно понимать, что организаторы должны были соблюсти тонкий баланс этих интересов. И судя по обилию народа, это скорее удалось.
Да, было бы гораздо лучше, если бы территория Праздника распространялась на весь Парк Горького. Хотя, насколько я понимаю, купив билет, можно было ходить туда-сюда (с территории Праздника в парк и обратно). Но, конечно, какой-то дискомфорт это создавало. Пусть даже и психологический. Причины понятны. Дорогая аренда территории, не субсидируемая городскими властями.
Вечная проблема и причина критики - билеты. Сколько лет идет Праздник еды, столько его же и упрекают в том, что купив билет за 800 руб (в прошлом году - 600 руб), посетитель может только смотреть. А все остальное (поесть, попить) - за дополнительные и, прямо скажем, немалые деньги. В этом вопросе я, скорее, на стороне организаторов. Причины две. Первая, - не введи они плату за вход, и праздник заполонят многочисленные любители «Клинского», отдыхающие под каждым кустом. Ни организаторам, ни остальным гостям такое соседство не нужно. Плохо это или хорошо, но публика здесь несколько более обеспеченная и, самое главное, стремящаяся к лучшему. Ну, вот так просто сложилось и все.
Вторая причина, конечно, экономическая. Действительно, фестиваль не благотворительный (пока). Поэтому все на нем зарабатывают. Или, по крайней мере, добиваются окупаемости. В том числе и московский Парк Горького, устанавливающий немаленькую арендную плату. Плюс - павильоны, электричество, генераторы, охрана, обслуживающий персонал, - да чего там только нет. И все - за деньги организаторов. Правительство Москвы, в плане дотаций, как я понимаю, в этот раз «воздержалось». Поэтому, если вы умножите 12 тысяч посетителей на 800 руб, то поймете, что 300 тыс долларов для бюджета такого мероприятия ни для России, ни для европейского города, - явно не гигантская цифра.
При этом денежная составляющая имеет и еще одно неявное следствие. Она позволяет оценить эффективность того или иного формата заведений. Множество точек общепита, участвующих в празднике, ждет разная судьба. Кто-то из них превратится в прибыльные сети питания, а кто-то - останется забавой владельцев, служащей больше для рекламы и самопиара. Кто-то же просто поймет, что выбранная им модель бизнеса в реальной жизни просто не работает - она не функциональна, не тиражируема в большем, чем пара кафешек масштабе. Так что, как говорил персонаж Евгения Леонова, «проверка - она для всех проверка».
Но все экономические расчеты нужны все-таки для одного - успеха предприятия. И в этом смысле важность Праздника еды растет год от года. То есть, начавшись, просто как одно из событий в рекламной жизни журнала «Афиша-Еда», он превратился в заметный общегородской праздник. О существовании которого многие знают, посетить который хотят. Он стал ареной для гастрономических открытий, представления нового опыта общественного питания, выступлений модных поваров, блогеров, кулинаров-любителей. Он превращается в лабораторию вкуса. Хорошего вкуса, который организаторы стремятся привить нашему городу.
P.S. Ну, и раз уж речь зашла об открытиях... Василиса Сюткина стала одним из них. Сделанная ею для участников "шоколадная колбаса" из советского детства (с которым она знакома лишь понаслышке) превратилась в яркую страницу воспоминаний для многих собравшихся в лектории гостей. А ее рассказ об истоках этого блюда стал небольшим историко-кулинарным этюдом.