Разгадываем тайны поморского быта

Oct 24, 2015 14:15

Поиски русской идеи в далеком быте наших предков всегда наталкиваются на смешные препятствия. Так же, как и герой «Золотого теленка» - писатель-почвенник из группы "Стальное вымя" - в патриотическом угаре ваял строки типа:  «Индо взопрели озимые, рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку…», так и нынешним его соратникам приходится нелегко. Ведь, множество предметов и понятий просто ушло из жизни, потеряв всякий смысл для сегодняшнего человека.




В этом я еще раз убедился, с огромным интересом посетив Музей поморского быта в городке Умба на юге Кольского полуострова. С XII века русские промышленники из Новгородских земель проникали сюда - на терский берег для сезонной ловли рыбы и добычи морского зверя. После подчинения Новгорода Иваном III в 1471 году сюда постепенно дотягивается власть московского князя. Хотя долгие годы Русский Север был прибежищем свободных людей. Позже здесь обосновались и старообрядческие общины - «согласия».

Главное занятие поморов во все времена - лов рыбы. Изобилие семги делало ее легкой добычей в огромных количествах. Типичным орудием лова стал забор, заграждение в реке из кольев и прутьев для установки рыболовной ловушки, куда попадала семга при движении к верховьям реки. Чтобы рыба не могла перепрыгивать через забор, его строили на 2,5-3 метра выше уровня воды.



Кроме Умбы жители терских сел занимались промыслами на Мурмане. Первое время треску промышляли только летом, после схода льдов в горле Белого моря. Но уже в середине XVI века богатые рыбопромышленники стали посылать своих работников на Мурман, не дожидаясь открытия навигации на Белом море, сухопутьем через Лапландию. Так рыбаки успевали прибыть на становище накануне путины. Это положило начало весеннему промыслу трески в русской Арктике.



Для промысловых целей поморы «шили» суда из лучших пород древесины. Лодки, шняки, карбасы на Терском берегу делали повсеместно. В Кузомеле, Тетрино и Умбе строили морские парусники, которые фрахтовались для перевозки грузов.



Впрочем, не только рыбой жили в здешних местах. На реках Паня и Варзуга местные жители занимались сбором жемчуга. Терский жемчуг доставлялся в Царские палаты и на Патриарший двор. Он отличался высоким качеством и разнообразием цвета. В 1867 году уникальная коллекция варзужского жемчуга получила признание на Всемирной выставке в Париже.



Жемчуг рождается в реках с чистой водой, где водится форель. В таких реках жемчужные раковины имеют гнезда на дне в ямах с обилием песка и хряща, в который они глубоко зарываются. Лучший жемчуг водится в раковинах, видимых в воде при солнечном свете раскрытыми. Ловцы втыкали в раковинки соломинки или тонкие прутики, а когда раковины замкнутся, вытаскивали их из воды.



Помор-ловец жемчуга

Традиция поделок из жемчуга жива до сих пор. Вот, посмотрите, какую красоту делают в мастерской «Багряница» под руководством Валентины Лисиной в Кандалакше:



Ну, а быт поморов - крепкий и продуманный - до сих пор удивляет нас своим своеобразием. Вот, посмотрите, это интерьер типичного жилища XIX века. Чуть ниже - костюмы и наряды. Кстати, возможно удивившее вас полотенце со свастиками на первой картинке - оно тоже вполне аутентичное, поморское.





А напоследок я припас для вас пару загадок. Не зря же я говорил о том, что множество деталей того быта позабылось и утратило всякий смысл.

Что это за предмет такой в центре фотографии - весло, черпак? - Совершенно непонятно.



Или для чего служила эта маленькая вещичка, размером с теннисный мячик?



Давайте, потренируем свою фантазию.

Поморская кухня, Вкус Арктики, История русской кухни, Кулинарная загадка

Previous post Next post
Up