А возрождение мы начнем с лука

Sep 08, 2015 13:02

Фестиваль лука в Ростове Великом оказался весьма любопытным событием. Главным героем его, естественно, стал сам ростовский лук - прошедший через века наш российский специалитет. Который и сегодня является очень интересной страницей русской кухни. Но, как мне кажется, дело все-таки глубже.




Мы много рассуждаем сегодня о том, что такое русская кухня. Говорим о необходимости ее продвижения и пропаганды. И это неспроста. Ведь, кухня - это часть культуры народа. И уж коли мы говорим сегодня о возрождении национального самосознания, то пройти мимо такого важного аспекта «русской жизни» просто невозможно.



Только я абсолютно уверен, что все попытки возрождения этой кухни из «центра» обречены на провал. Все эта многочисленные варианты «национальной идеи», которую не покладая рук ищут штатные пропагандисты, - это все смешная поделка столичных пиарщиков. Настоящая национальная идея должна идти из самой народной гущи. Из тех исторических привычек, что невозможно вытравить ни 70-ю годами социализма, ни хлынувшими в страну в 1990-е товарами и нравами, ни потешным сегодняшним «вставанием с колен». Ведь русская история - это нечто большее, чем апология пары-тройки случайно оказавшихся у власти правителей.



Вот почему я с огромным интересом отношусь к региональным инициативам по воссозданию и продвижению местных гастрономических «вкусностей». Которым порой бывает больше нескольких веков, а то и под тысячу лет. Мне кажется, что именно здесь нас и ждет возрождение той самой исторической кулинарии. Не выдуманной современными «историками кухни» бесконечной череды матрешечных пирожков и лубочных кулебяк. А той самой подлинной истории - трагической и увлекательной, - которую нам всем еще только предстоит изучать.



Ростов - один из древнейших городов России, официальное летосчисление ведёт от 862 года. С X века он являлся одним из центров Ростово-Суздальской земли. В XI - начале XIII веков входил во Владимиро-Суздальское княжество. С начала XII века именовался Ростов Великий. В 1207-1474 годах - центр Ростовского княжества.

Согласно данным археологии, старинное большое Сарское городище, первое укреплённое поселение на озере Неро, возникло в земле меря в VII веке и долгое время было мерянским племенным центром. О времени возникновения собственно Ростова существуют различные гипотезы: одни из них предполагают возникновение города в дославянскую эпоху, другие - перенос с языческого Сарского городища с сохранением его названия Ростов в X веке, причём некоторое время оба города (племенной и княжеский) существовали одновременно.

Как раз в IX-XI веках, в эпоху перехода к достаточно сильной княжеской власти, различные удельные князья часто основывали свои опорные пункты (погосты, станы), сначала небольшие, не внутри населённого центра, иногда крупного, а рядом с ним - в ближайшем удобном для обороны месте и одновременно у воды, - на расстоянии от нескольких километров. Делалось это для того, чтобы княжьим людям (в том числе как христианам) не подпадать под влияние местных (языческих) жителей, не зависеть от них продовольствием, ограничить для них возможность мелких бунтов, иметь огороженное место для защиты от врагов и хранения припасов и казны и место для резиденции князя и его дружины.



В ростовском музее, кстати говоря, можно найти немало экспонатов, не соответствующих официальной кулинарной истории Руси. Мы же все наслышаны о том, что русская печь - это наше все. И ничего на Руси, кроме как в этой печи не готовилось. Жизнь, как всегда, опровергает эти стереотипы. Вот перед вами обычные сковороды, предназначенные для жарки на открытом огне. Прогоревший металл в середине ее недвусмыссленно свидетельствует о том, как она использовалась. Знакомый множеству народов треножник, таган над огнем - вот дополнение этой сковороды. Уже в IX веке - это привычный предмет быта в Ростовской земле. Хотя и завезенный сюда из Скандинавии.



Кстати говоря, и культура лука приходит сюда примерно в это же время. Впрочем, не от скандинавов, а от южных княжеств. Которые, в свою очередь, получили ее от славянских племен вокруг Дуная. Здесь нет ничего ущербного для русской кухни. Ну, не самозарождался лук у нас. Так же как и десятки других сельскохозяйственных культур. Ну, и что? Помидоры в Италии тоже не зародидись. Но это же не повод говорить о вторичности итальянской кухни. Точно также и с русской гастрономией. Пора уже отбросить все эти смешные версии о России, как родине всего на свете. И признать, что великая русская кулинария, ровно также как и французская, немецкая или итальянская, родилась из творческого освоения поварского опыта множества соседних народов не менее, чем из своего собственного кулинарного наследства.



Так вот о празднике. Мне кажется, что он состоялся в очень правильное время. Именно сейчас возрождение этих самых старинных традиций и продуктов особенно востребовано нашим обществом. Вот, только дело это творческое, а не «для галочки». В этой связи усилия ростовской администрации заслуживают всяческого одобрения, поскольку придают этому празднику, не только сиюминутный, но и исторический контекст.



Может быть, небольшим, но очень ярким свидетельством этого стремления стало приглашение на конференцию одного из патриархов отечественной исторической науки и музееведения Юрия Александровича Бычкова. Долгое время он был директором Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово».



А в 1960-е годы именно он стал основоположников идеи «Золотого кольца» - туристического маршрута по древним русским городам,  в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России. Вот бы и нам сейчас найти новое прочтение этой идеи!

Ростов Великий, История русской кухни, Лук

Previous post Next post
Up