«Архимандрит опоил вином насилу старца, именем Анорья, принуждал его насилу пить и то того допоил, что тот старец скончался», - читаем мы в челобитной соловецких иноков за 1666 год. Нет, все-таки монастырская кухня в России была порой не столь уж и скучна.
Фантазии о том, как благообразно и богоугодно было все в русской церкви на протяжении веков, - сегодня повсеместны. У невоцерковленной публики, конечно, возникает простой вопрос. А что ж сегодня-то произошло? Когда на отдельных попах да епископах порой пробу некуда ставить, а перечень смертных грехов просто детская сказка по сравнению с их заслугами. Но, оказывается, и в прошлом все было вполне себе весело.
Между тем, ближайшее знакомство с источниками РПЦ открывает картину насыщенной удовольствиями жизни. Я вот не встречал текста, где с большим знанием и пониманием описывают процесс опьянения. Перед нами отрывок из «Поучения философа, епископа Белгородского», автором которого предположительно является епископ Григорий (ХII в.). Понятно, что не одобряет, призывает и т.п. Но ведь, оцените, насколько детальные знания. Их, пожалуй, из теории не получишь:
В изображении епископа, тот лишь праздник считается удавшимся, после которого все лежат «яко мертвии от пьянства, яко идоли уста имуще (с открытыми «настежь» ртами) и не ходяще», - это уже «конечная стадия». А в самом процессе все происходит так: «Егда бо упиваетися, тогда блудите, и играете, плищете, поете, пляшете, в сопели сопете, завидите, рано пьете, объедаетеся, упиваетеся, блюете, льстите, злопоминаете, гневаетеся, лаетеся, хулите, осержаетеся, лжете, горьдите, кощуняете, срамословите, кличете, сваритеся, море вамъ до колена, смеетеся, крадете, бьетеся, деретеся, празднословите, смерти не поминаете, спите много, осуждаете, вадите, божитеся, укаряете, клеплете. ...А и плясавица есть сатанина невеста, супружница диавола, всемъ мужемъ темъ зрящимъ ее, жена скверно же и скаредно и своему мужу; образъ Божий нося, съ женою своею совокупитися во плясании, - аще и въ церковь въходите».
А вы говорите, благолепие.