Тут у
lual почитала пост про людей, которые не умеют озвучивать свои чувства и мысли, и о том, стоит ли играть в "угадайку" и пытаться разобраться в том, что имел в виду собеседник: "По сути, делать ту работу, которую разумный родитель делает для доречевого ребёнка - учит его понимать и называть словами свой внутренний мир"...
Подумала я подумала, и пришла к выводу, что делает это не фига не родитель (в смысле, и родитель тоже - как показывает буковки на кубиках детсадовскому малышу). Но на самом деле, в полном объеме, учат этому комплекту навыков в школе. Тут же даже не во внутреннем мире дело, когда хоцца "не то конституции, не то севрюжины с хреном". Тут для начала просто навык сложить слова в кучку. Когда каждое известно и понятно, желаемый результат тоже известен, но даже попросить в магазине зонтик - неразрешимая проблема. "Покажите мне, пожалуйста, зонтик [неопределенно-указующее движение пальцем] нет, не этот, и не этот, а во-он тот, который там, рядом с тем!" А сказать "третий слева во втором ряду" не выходит. Хотя слова все известны и речь не идет о том, чтобы выразить чувства или плоды глубоких раздумий.
Это просто технический навык. Инструмент для его развития - изложение и пересказ. Краткий пересказ, подробный пересказ, пересказ по плану... Навык структурировать и вербально выражать информацию в зависимости от поставленных задач.
Навык разбираться в своем глубоком внутреннем мире, называть словами мысли и чувства (что я думаю о?.. что я чувствую? почему я так думаю\чувствую?) - это сочинение, характеристика героя, анализ текста и умение отвечать на нудные вопросы типа "а почему Петя разбил чашку?" Как бы странно это ни звучало, но литература в школе это не про "читать". Читать (смотреть, слушать) человек и сам как-то будет. Или не будет. Но даже если он любит читать, анализировать прочитанное он не будет. Мне нравится Супермен? ну отлично, я читаю про Супемена, и мож даже фанфики пишу. Но я не сижу и не занимаюсь самокопанием и анализом: "а почему мне нравится Супермен?" Потому что у него есть суперспособности? У антагониста они тоже есть. Потому что носит трусы поверх колготок? Э-э-э... Точно? Не будет деть\подросток\взрослый (в большинстве) выводить все эти мысли-чувства-образы на вербальный уровень и четко структурировать в форму сочинения. Фактически, все эти сочинения - это навык рефлексии. Что я думаю и почему.
То есть, главная задача уроков литературы - это обучение корректному использованию основных функций второй сигнальной.
И вот людям, которые находятся в положении того умного щенка, который "всё-всё понимает, только сказать не может", им не психолог нужен. Им репетитор нужен. И начинать заново, весь этот "образ Базарова", "образ Печорина", а может, и пораньше: с пересказа "Мишкиной каши".
А люди, которым психолог нужен, они всё прекрасно могут озвучить. Только не хотят. Например, боятся, что за озвучивание собственных мыслей, желаний или оценки ситуации может в торец прилететь с разворота. Или боятся отказа, потому что не знают, как дальше быть. Или предполагают, что им в ответ озвучат цену: "хорошо, я тебе А, а ты мне тогда Б". А вот если ты как-то так извернулся, что он тебе А сам предложил, то никаких ответных действий не предполагается: он же сам предложил! И вообще, я пошел ему навстречу, так что можно за это еще и В попытаться себе отжать. В качестве награды за уступку.