Отношение праведников к родным находящимся в аду - Свтт. Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Feb 09, 2014 23:45

Свт. Василий Великий говорит, что после Страшного суда: праведник "не узрит вечной пагубы, непрекращающегося злострадания" отверженных грешников. Праведники, в том числе и близкие не помогут нам, если мы будем отвержены. но они и осудят нас: "много будем умолять тогда Авраама, умолять каждого из живших прекрасно, но не будет нам пользы от вопля, ибо брат не избавит, избавит ли человек (Пс 48:8)? Каждый же из них скажет нам громко: “Не ищи человеколюбия, которого сам не знал к другим: не думай получить так много, ты, скупившийся и на меньшее; наслаждайся тем, что собрал в жизни. Плачь теперь, потому что не миловал тогда брата, видя его плачущим”. Вот что скажут нам и скажут справедливо!
Но боюсь, что поразят нас словами еще более сих горькими".


Вопрос о бытии родственников после Страшного суда решается святителем Иоанном Златоустом достаточно просто: «когда отыщутся праведные отцы у грешных детей, и добрые дети у злых родителей, то нужно, чтобы у них была чистая радость, а не примешивалось к наслаждению их теми благами сокрушение вследствие естественного родства: таковое, повторяю, будет истреблено и они будут негодовать вместе с Владыкой на порожденья собственной утробы. Итак, никто пусть не ждет добра, если сам не совершил ничего доброго, хотя бы он имел бесчисленное множество праведных предков» [1]. Нам до конца не может быть понятно, как личностные отношения могут после суда исчезнуть или быть истреблены. Это остается тайной для нас. Но Православное вероучение очень редко отвечает на вопрос «как?», оно, согласно вере Церкви констатирует факт, факт блаженства праведников и факт прекращения родственных связей праведников с грешниками.  Вопрос о том каким образом будет осуществлено бытие праведников и грешников для нас остается тайной.
Но мысль о пронзительном одиночестве вследствие разрыва связей между грешниками особо подчеркивается во многих словах Златоуста: «когда отойдем туда, где ни друг, ни брат, ни отец не могут ни помочь, ни быть при нас во время наказания, то уже будет необходимо в стеснении и глубоком мраке и при полном отсутствии утешителей терпеть бесконечное наказание и быть несожигаемою пищею для всепожирающего пламени» [2].
Ту же мысль свт. Иоанн относит даже в отношении непосредственных родственников святых - «присных», так он пишет: «но всё там неумолимо: будет ли то Ной, или Иов, или Даниил - никто из них не посмеет заступиться и протянуть руку при виде присных, испытывающих мучения, потому что естественное сродство будет тогда уничтожено» [3].  Как мы видим, мысль о исчезновении связей естественного родства и прекращении ходатайства после Старшного суда довольно четко сформулированной в произведениях свт. Иоанна. Но что такое исчезновение естественного родства? Это не потеря «земных» памяти или сознания, это некий качественно новый уровень отношений между людьми. Подобный пример отношений по мысли свт. Иоанн приводит сам Христос, когда рассказывает притчу о богаче и Лазаре. Дело в том, что Авраам, сознает, что богач является его потомком и даже называет его чадом. Но, в то же время отношение Авраама к богачу можно назвать «ровным», не имеющим эмоций. Авраам не радуется мукам богача, но и сам взаимно не терпит душевных мук. В самой притче свт. Иоанн видит отношения уже после страшного суда: «Ведь в то время никто уже нас не избавит: ни брат, ни отец, ни дети, ни друзья, ни сродник, ни другой кто-нибудь; если дела нас выдадут, то все от нас удалится и мы всецело погибнем. Сколько тот богач рыдал, взывал к патриарху, упрашивал послать Лазаря? Но послушай, что сказал ему Авраам: "между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лук. 16: 26).» [4].

[1] Слово 25 о будущем суде. Златоуст, т.12, ч.2. http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z12_2/Z12_2_25.htm PG. 63, 743
[2] О сокрушении. Слово 2-е. «О сердечном сокрушении» (Περ κατανύξεως; Ad Demetrium de compunctione (lib. 1), Ad Stelechium de compunctione (lib. 2); CPG, N 4308-4309; PG. 47. Col. 393-422; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 131-164)
[3] Слово 25 о будущем суде. Златоуст, т.12, ч.2. http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z12_2/Z12_2_25.htm PG. 63, 743
[4] О сокрушении. Слово 2-е. «О сердечном сокрушении» (Περ κατανύξεως; Ad Demetrium de compunctione (lib. 1), Ad Stelechium de compunctione (lib. 2); CPG, N 4308-4309; PG. 47. Col. 393-422; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 131-164)

Страшный Суд, вечные муки, Иоанн Златоуст, апокатастасис, родственники, Василий Великий

Previous post Next post
Up