Apr 17, 2023 12:55
Опять же, внезапно оказывается, что одно дело критиковать, теоретизируя на диване, наше авиационное командование, другое дело, реальная практика - характеристики техники, условия обслуживания и охраны, условия местности… Внезапно оказывается, что теория и жизнь не совпадают. А на последней фотографии - результат внезапного налета советской авиации на немецкий аэродром. Внезапного, потому что аэродром засыпан обломками не успевших взлететь самолетов. Внезапный налет в условиях идущей войны. Это при том, что и немецкие и наши самолеты постоянно барражировали в воздухе, видели подлеты групп вражеских самолетов, их маршруты определяли. Это дополнительно к постам ВНОС. Барражировали не только над своими войсками, но и над вражескими, т.е., была возможность заметить вражеские самолеты раньше, чем их замечали с постов ВНОС. И всё-равно получали время от времени внезапные налеты на свои аэродромы.
А теперь представьте условия 22 июня 41-го. Вы знаете, что сегодня начнется война, что немцы обязательно будут бомбить ваши аэродромы, они всегда с этого начинали. И что вы сделаете? Поднимете в 4 утра, с первыми лучами солнца, свою авиацию в воздух, чтобы встретить врага? А немцы возьмут и прилетят не в 4 утра, а в 5. За час ваши истребители израсходуют топливо и их немцы поймают в воздухе с пустыми баками, потеряете не только самолеты, но еще и летчиков. У вас нет даже возможности держать на старте самолеты с заведенными двигателями, если вы не знаете хотя бы приблизительного времени налета, вы на земле еще рискуете израсходовать горючее.
Даже если у вас на стоянках самолеты с полными баками, экипажи в кабинах, вы ждете, что 22 июня прилетит немецкая авиация… Вы враг народа! После налета пойдете в трибунал.
Потому что информацию о подлете немецких самолетов вы сможете получить только от постов ВНОС. А они не видят дальше границы. Учитывая расстояние от аэродромов до границы, это почти всегда меньше 100 км для истребительной авиации, у вас на принятие решения будут считанные минуты, и самолеты сразу эскадрильями с аэродрома не взлетают, хорошо, если вы успеете звено поднять до подлета вражеских бомбардировщиков, а остальные самолеты с экипажами в кабинах, залитые бензином под горловину, попадут под удар. У вас на аэродроме всё сгорит вместе с экипажами.
Что вам в такой ситуации остается? Только ждать и надеяться, что не все самолеты сгорят, да поднять самолеты с дальних аэродромов. И всё, по-большому счету. Потому как у нападающего - стратегическая инициатива, возможность внезапного удара, даже если вы знаете день нападения.
И, повторюсь, у вас нет возможности перегнать самолеты заблаговременно со стационарных аэродромов, известных противнику, потому что такая активность авиации может быть истолкована, как приготовление к войне. Гитлер от такого подарка не отказался бы.
Я раньше считал, что командующий ВВС Западного округа генерал Копец застрелился из-за того, что авиация округа в первый день войны понесла большие потери. С большой долей вероятности я ошибался. Коллега Ивана Ивановича, генерал Птухин, командующий ВВС Киевского округа, за два дня до войны был отстранен от командования и ожидал ареста. Кажется, причиной самоубийства Ивана Копеца было совершенно не то…
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582