Jun 24, 2014 19:04
Обращение духовенства и монашествующих
к Архиерейскому Синоду РИПЦ и Архиерейскому Синоду РПАЦ
Ваше Высокопреосвященство, Владыко Тихон,
Ваше Высокопреосвященство, Владыко Феодор,
Преосвященные Владыки Русской Истинно-Православной
и Российской Православной Автономной Церквей!
Испрашивая Вашего благословения и молитв, смиренно просим Вас рассмотреть наше обращение.
В нынешние апостасийные времена Истинная Православная Русская Церковь вступает в новую фазу своего бытия, когда за исповедание неповрежденной чистоты Святого Православия на христиан вновь могут обрушиться гонения, а самой Истинно-Православной Церкви опять придется перейти на катакомбное положение.
В этой ситуации большое значение приобретают те канонические принципы, которые были заложены в основу жизнедеятельности Катакомбной Истинно-Православной Церкви. Ее святые отцы-основатели и идеологи с самого начала отказались от идеи создания на территории тоталитарного государства альтернативной администрации и централизации церковной власти, противопоставив ей децентрализацию и самоуправление на местах, в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за № 362.
На основе этого пророческого Постановления св. патриарха Тихона возникли Катакомбная ИПЦ в СССР и РПЦ Заграницей, оно является основанием канонической легитимности обеих частей единой Русской Церкви. Ныне существующие юрисдикции (РИПЦ, РПАЦ, РПЦЗ(А), РПЦЗ(В)) основывают свое каноническое бытие, опираясь, в первую очередь, на этот документ.
Однако это Постановление совершенно не касается создания центральных органов Высшей Церковной Власти в Русской Церкви, но, напротив, предусматривает лишь временные органы церковного управления «для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях» (см. п. 2). Поэтому, опираясь на Постановление № 362, ни одна из упомянутых частей Русской Церкви не может и не имеет права претендовать на полноту канонической власти всей Поместной Российской Церкви с вытекающими отсюда полномочиями и правами. Отсюда следует, что все ныне действующие части Русской Церкви на основании и по букве этого Патриаршего Постановления № 362 являются лишь равноправными «самоуправляющимися митрополичьими округами», состоящими из «нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях» (п. 2).
Более подробно о каноническом значении Патриаршего Постановления № 362 применительно к современному положению Истинно-Православной Церкви изложено в прилагаемой к нашему обращению историко-канонической записке.
Ныне, как и в 1920-1930-е гг., особую актуальность приобретает необходимость вернуться к точному следованию и исполнению основополагающего Постановления св. патриарха Тихона № 362 и, опираясь на него, приложить все усилия к постепенному достижению единства Истинной Русской Церкви, признав возможным существование нескольких параллельных церковно-административных структур («самоуправляющихся митрополичьих округов») на канонической территории Русской Церкви, как это и предусматривает Патриаршее Постановление № 362 (п. 2) на случай чрезвычайного положения и отсутствия легитимной Высшей Церковной Власти в лице законного Патриарха, Собора и Синода всей полноты Поместной Русской Церкви (см. приложение).
По сути это и есть одна Церковь, только, в соответствии с Постановлением св. патр. Тихона № 362, имеющая в нынешних чрезвычайных условиях разные временные церковные управления (администрации), как это и было в 1920-30-е гг.
Поскольку с 1927 г. в России отсутствует каноническая высшая церковная власть в лице законного Патриарха, Собора и Синода всей полноты Поместной Русской Церкви, то Постановление № 362 остается тем каноническим фундаментом, на котором не только основывается существование всех современных ветвей или частей Русской Церкви, но на основе которого только и возможно их объединение. Более того, оно недвусмысленно предписывает иметь самоуправляющимся церковным округам евхаристическое общение между собой без создания единой административной структуры и переподчинения одного «малого собора» (синода) другому (см. приложение).
В связи с этим, пред лицом грядущих испытаний и гонений, обращаемся к Архиерейскому Синоду РИПЦ и Архиерейскому Синоду РПАЦ, между которыми не существует различий или разногласий вероисповедного характера, начать церковный диалог между РИПЦ и РПАЦ, с тем, чтобы восстановить между ними братское евхаристическое общение без административного подчинения друг другу.
Обе эти ветви Русской Церкви объединяет не только общее наследие и история, но и общая архиерейская преемственность от одного архиерея - архиепископа Лазаря (и епископов РИПЦ, и епископов РПАЦ в свое время рукополагал именно архиепископ Лазарь). Тот факт, что у истоков преемственности обеих ветвей стоял один архиерей, было не случайным, но промыслительным. И в этом, верим, заключается залог их будущего единства.
Будем помнить, что тайный Собор архиереев Катакомбной Церкви в пересыльном лагере под Иркутском в 1937 г. так постановил и завещал относительно самоуправления ветвей ИПЦ и сохранения ими молитвенного единства между собою: «Все ветви Церкви, произрастающие из экклезиастического древа - ... а древом является наша дореволюционная Церковь, - суть живые ветви Церкви Христа. Пусть пребывает молитвенное и литургическое общение между духовенством всех этих ветвей».
Исполнением этого завещания Святых Новомучеников и Исповедников Катакомбных да будет положено начало братского диалога между РИПЦ и РПАЦ и, в соответствии с пророческим Постановлением св. патриарха Тихона № 362, восстановления евхаристического единства всех частей некогда единой Истинной Русской Церкви.
Это тем более актуально для Русской Церкви после того, как объединительный процесс начался в греческой ИПЦ, и многие наши прихожане постоянно задают нам вопрос: почему греки нашли в себе силы к объединению, а мы, русские, все более и более разделяемся.
Приложение к обращению: на 6 страницах.
Подписи:
Иер. Артемий Варламян (Леснинский монастырь РИПЦ)
Иером. Евфимий (Трофимов) (Леснинский монастырь РИПЦ)
Мон. Евфросиния (Молчанова) (Леснинский монастырь РИПЦ)
Иер. Сергий Мясоедов (Харьков, РИПЦ)
Иером. Савва (Прикарпатье, РИПЦ)
Протоиерей Алексей Лебедев (г. Санкт-Петербург, РПАЦ)
Протоиерей Роман Новаковский (г. Железноводск, Ставропольский край, РПАЦ)
Протоиерей В. ( РПАЦ)