Еврейско-египетский конфликт, 1300 до н.э.

Dec 05, 2015 00:55

Посмотрел «Исход. Цари и боги» Ридлея нашевсё™ Скотта. Снято красиво и профессионально, но сюжет, как сейчас принято в кино, мало похож на библейский.

Учитывая, что Моисей прожил 120 лет, сложно было бы втиснуть хотя бы основные этапы его жизни в два с половиной часа фильма. Если бы стояла задача показать всё, сняли бы сериал, сезонов на пять. Хотя мне кажется что моисеевы 120 лет - как и 969 лет жизни Ноя - художественная гипербола. (Здесь уместна цитата из замечательной книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»: «Глупо было бы и верить, и не верить, что Ной  прожил 950  лет,  как сказано в Библии.  Это „не  те“ годы.»).

Не буду пересказывать сюжет, потому что, во-первых, многие его уже посмотрели - ведь фильм 2014 года, по нынешним меркам, уже «старый», а во-вторых, есть много хороших рецензии и обзоров, например, этот. Обращу внимание на те моменты, которые «зацепили» меня.

Довольно странно в древнеегипетском антураже смотрится европеец Бейл - его с модной бородкой и усами он был бы уместнее в фильме про средневековых рыцарей, к примеру. Кстати, удивительно, что на роль Моисея был взят Бейл, который не еврей ни разу. Весьмма странно для Голливуда. Это вместо русского они могут взять югослава, болгарина или даже скандинава, но уж евреев почти всегда играют евреи… А тут прямо Englishman in New-York, пардон, европеец в Африке… Зато Джоэл Эдгертон в роли Рамзеса весьма колоритен и аутентичен!

Итак. Вернувшийся из изгнания Моисей прокрадывается во дворец, ловко залавливает слоняющегося ночью в конюшне фараона (интересно, что делала служба безопасности стража?) и начинает от него требовать: «Теперь все рабы работают день и ночь… Они такие же египтяне, у них должны быть те же права, им надо платить за работу или… освободи их…». На что Рамзес ожидаемо озвучивает очевидное для правителя той эпохи (цитирую): «Они не египтяне (и действительно, иудеи - это другой народ! не египтяне). Они - рабы, Моисей… Они даже не будут знать, что делать, если их отпустить на волю … Послушай меня, с экономической (!) точки зрения, то что ты просишь, весьма проблематично (!)…»

Напомню, что понятие «ойкономос» (как искусство управления хозяйством) появилось в Древней Греции почти тысячу лет спустя. Кстати, слово «проблема» тоже древнегреческое. Сразу вспомнился фильм «Александр» (2004) про Македонского, где на мозаичной карте мира на полу помещения, где юный Александр занимался с Аристотелем страны и города были подписаны по-английски и, чуть позже, в середине фильма, Александр, уже правитель мира, работает с папирусом, на котором «греческими» буквами крупно написано TAX SYSTEM. А если приглядеться, на соседней странице можно заметить THE LAW («закон» по-английски). Оказывается, древнегреки знали английский, который в нынешнем виде появился через две тысячи лет! Кстати, вот этот кадр:



Шикарна сцена перехода через Чермное (не Чёрное!) море. То есть никаких эффектов «расступитесь воды/сомкнитесь воды», просто происходит отлив и евреи по песку и мелким лужам убегают от догоняющих их египтян на колесницах.

Самая непонятная и несуразная фигура в фильме - бог-пацан. В своё время, когда я читал библейские истории, у меня создалось впечатление, что ветхозаветный бог - существо капризное и довольно кровожадное. В фильме же - ещё и довольно странное: появляется в образе пацанёнка и только Моисею…

Самая неправдоподобная часть - когда Моисей создаёт из рабов армию. То есть рабы, которые должны вкалывать весь день на благо фараона, находят время и силы для военных упражнений. А сцена, когда Моисей даёт им накачку, и рабы-воины в какой-то яме восторженно орут так, что в столице должно быть слышно? Я уже не говорю, что Моисей доспехах слоняется по городу, и ни один осведомитель/шпион его не узнаёт (а ведь он ранее был одной из ключевых фигур в государстве!).

Вывод.
Как сюжет художественного фильма «300» не имеет никакого отношения к реальному царю Леониду и его спартанцам, так и сюжет художественного фильма «Исход. Цари и боги» весьма мало похож на сюжет библейской легенды. Впрочем, для современного зрителя кино всегда лишь зрелище, и ожидать правдоподобия от него не следует. 

смотрю, злобный карлик, кино

Previous post Next post
Up