Живой, и главное - действующий, памятник горнозаводской старины. Ниже мы пойдём вовнутрь, посмотрим как выглядит передовое предприятие начала ХХ века и немного поболтаем со смотрителем.
Примерно 1908 год, Первой Мировой и последующей революцией ещё не пахнет, экономика Российской империи идёт в гору. Уже примерно 150 лет работает металлургический завод в соседней Сатке, построена уральская часть Транссиба. В 33 км от станции Бердяуш графья Мордвиновы строят уникальное по тем временам предприятие - электростанцию и завод в одной связке.
Выбрано удобное ущелье, устье реки Большая Сатка между склонами хребтов Чулкова и Уары. Почти всё - станцию, завод, плотину строят из местного горного камня - вот он, курумник на той сторне речки, готовый стройматериал:
Привозной кирпич используют только на стыках и в дверных и оконных проёмах. Удобно и необычайно красиво. Вот, например, дом горного инженера Шуппе:
за сто лет, конечно, не обошлось без лёгкой реставрации пеноблоком.
Электростанцию и завод строят параллельно. Три гидроагрегата, современные францусзкие электродуговые печи. На момент постройки предприятие, расположенное в уральской глуши было технически на пике инженерной мысли того времени.
Эта картинка из журнала janeli1, во время моего визита проход по гребню плотины был закрыт
Вот ещё хорошая панорама с той сторны речки, найденая мной на яндекс-фотках
Это моя картинка с этой строны реки, вход виднеется справа на картинке, доступ свободный.
Пойдём внутрь, посмотрим что сохранилось до наших дней. Справа - цех отгрузки ферросплавов, остатки рельс вагонеток, направляющие тельфера сверху. Ещё до входа понятно, что памятник старины разваливается на глазах.
Внутри. Что было в этом помещении, непонятно. Сам агрегатный зал дальше.
В самом машинном зале обстановка как в обычном слесарном цехе советского завода. Я в своё время, ещё будучи школьником, работал на заводе Колющенко фрезеровщиком. Ну было примерно также.
Вот основной агрегат. Он не избежал "инноваций". Вот
здесь жж-юзер tugarev-al пишет: Нарушена оригинальная структура турбины. Был демонтирован оригинальный маховик. На его место поставлен шкив. Маховик исчез.
Вот второй агрегат, он поменьше. Не знаю всех тонкостей, мне кажется он стоит каскадом за первым. На заднем плане - каморка смотрителя.
Оба агрегата работают достаточно шумно. Примерно как если бы в таком же помещении работало два больших дизеля. Валы агрегатов вращаются во вкладышах, которые смазывают по старинке, через тавотницы, вот на этой картинке как раз она в центре.
На глаз биение валов приличное, требуется ремонт.
Производитель. В википедии эту табличку прочли так (сохр орф): «Бригель, Хансен ЯК°. Гота»
фотка из жж janeli1, мои менее удачны.
Смотритель станции. В его каморке намного тише потому что двойной стеклопакет.
Основной агрегат с другой строны. Родными остались вал с корпусом турбины, ротор и статор динамо. Там где сейчас стоит шкив с ремённой передачей (я не спрашивал, но скорее всего для водного насоса) раньше был маховик.
Даже сейчас эта старушка даёт половинку мегаватта. Для простого сравнения: автосервису, вроде того в котором я работаю, с покраской, мойкой и двумя здоровыми цехами на 5 машиномест каждый хватает 8-10 киловатт. Тоесть таких сервисов можно запитать 50 штук. А в момент работы ферросплавного завода, станция выдавала 1,3 МВатт, при этом хватало заводу и двум соседним деревням.
Кстати, вот так выглядят лопасти турбины :
Зимой машинный зал обогревается по старинке - чугунной печкой.
Электронная оснастка станции была обновлена в советское время.
Подача воды на станцию
вот на фотографиях janeli1 виден водосброс после агрегатов - пенные следы посередине здания.
Общий вид плотины. Нынешнее лето дождливое, водосброс приоткрыт чтоб не подтапливался пирс в гостинице
Вот ещё вид водозброса и подающей трубы
Общее убранство станции. Слева ещё один такой же агрегат, но на нём заводские шильды уже другие. Во время посещения он не работал.
Совместное производство СССР-Австрия.
Подошёл поболтать со смотрителем. Разговор выдался несколько сумбурным, я даже забыл спросить как его зовут. Мужик показал мне где что находится, потом деловито покрутил задвижку водонасоса. Мы поболтали об устройстве, о вечной нехватке денег, об обещаниях предыдущего, уже ныне покойного губернатора Сумина починить и плотину и завод и станцию. Я спросил, не засасывает ли в агрегаты рыбу и туристов, как тут рыбалка ну и проч.
В углу я заметил лаз в подвал. Если в самом цехе станции вам показалось неаккуратно, то внизу Адъ и Израиль. Вот что мы имеем под основным агрегатом
Памятник горнозаводской старины, занесённый в список ЮНЕСКО (единственный объект в области, так, если чо) в данный момент ремонтируется с помощью говна и палок. Как раз в середине картинки щепочка наискосок, есть ни что иное как затычка свища, от которого вода била в потолок подвала, давление там приличное.
Не знаю, каково состояние самой плотины, многие говорят, что она давно требует ремонта, и запросто может не пережить хороший паводок. Сейчас гребень плотины закрыт для прохода. В подвале даже неспециалисту понятно, без ремонта станцию мы можем потерять в ближайшие 10 лет
Смотрители работают здесь сутки через трое, тоесть всего четверо человек.
Стены ферросплавного завода
Цех отгрузки ферросплавного завода
Подъёмные механизмы водосброса. Всё на мускульной тяге, тоже импортные.
Вот более подробная картинка жж юзера janeli1
Да, это самая что ни на есть настоящая ЛЭП. Не столетняя, конечно, но именно по ней сейчас течёт весь продукт, производимый электростанцией. Запитка идёт на одноимённую гостиницу, а с неё уже раздача дальше по посёлку и соседней деревне вниз по руслу. К слову, когда станция ремонтируется, гостиница включает дизелёк, а деревенские бегут в чулан за лучинами.
Основной цех ферросплавного завода, трубы на крыше - от тех самых двух дуговых печей "Эру". Доступ внутрь сейчас закрыт, да и думаю нет там ничего.
Вот пишет жж юзер tugarev-al, уж не знаю насколько правда:
Теперь сухая статистика: Что было потеряно из исторического Порожского наследия начиная с 2000 года.
1. Нарушена оригинальная структура турбины. Был демонтирован оригинальный маховик. На его место поставлен шкив.
2. Маховик исчез
3. Нет оригинальной дробилки.
4. Нет весовой.
5. Перестал существовать работающий плавильный цех. Последняя плавка была в декабре 2000 года.
5.1. Нет двух электро дуговых печей
5.2. Нет 2 тележек выкатных.
5.3. Нет лебедок.
6. В самом поселке были разрушены здания, которые еще можно было спасти и которые составляли часть исторического облика поселка начала прошлого века:
6.1. Нет здания школы.
6.2. Нет конного двора со зданием.
6.3. Был ликвидирован магазин. При сносе магазина был поврежден водовод снабжавший поселок водой. После этого поступающей количество воды значительно уменьшилось.
6.4. Здание хим. лаборатории. В 2000 году еще было помещение, которое отапливалось и в котором был сейф с документами о ГЭС и заводе. Нет сейфа и документов.
И самое главное - из-за нарушений технологического обслуживания и ремонта турбины плотины и из-за обмеления пруда летом прошлого года наблюдается катастрофическое разрушение тела плотины. Выпадают целые блоки. Любой сильный паводок может уничтожить плотину.
Обидно, братюни. Обидно, когда нашу даже новейшую, хотябы столетнюю историю мы не в силах сохранить. Представляю как с этим богатством тряслись бы в любой стране Европы. И самое обидное, что всё было просрано (а скорее всего просто напросто разворовано) именно после 2000 года, не в Брежневские, не в Горбачёвские, не в голодные, Ельцинские 90е!. Не удивлюсь, если убранство станции внезапно всплывёт где то в музеях Франции или Германии.
Вот та самая гостиница. Три этажа, пара дюжин номеров, все удобства, ресторан, баня, есть даже небольшой бассейн.
С одной сторны народ пишет в интернетах: Для развития гостиничного бизнеса с плотины был снят статус памятника истории и культуры областного значения, но окончательно правовой статус её до сих пор не определен. Это тормозит принятие решений на межведомственном уровне, возникает обычная бумажная карусель, или - Порожская ГЭС до сих пор единственный источник электроэнергии для близлежащего поселка. Который зимой остается без света, а согласования по постройки линии ЛЭП (несколько км.) тянутся уже несколько лет. В 2000г., как писал выше, производство было прекращено, плотина и прилегающий заводской комплекс стали фактически «ничьими», и с тех пор сооружение начало приходить в упадок.
С другой стороны, то что не разворовано и осталось до сих пор сохранено как раз благодаря существованию той самой гостиницы, разрушение плотины и станции им просто напросто невыгодно. Не будет станции - гостиница сдохнет без света и клиентов.
Притом, даже если всю выручку с отеля пустить на восстановление станции, думаю, всё равно не хватит.
Вот такой сумбурный пост получился. На мой взгляд - Пороги, пожалуй самая крупная достопримечательность моей области.