Наконец-то я добралась до последнего пункта нашего путешествия по Японии. Им стал замок с забавным для русского уха названием
Нидзё-дзё. Хотя в самом замке, расположенном в самом центре Киото, ничего забавного нет - это чудесное место, которое я искренне рекомендую посетить всем, кто окажется в Киото, с 1994 года имеет статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. Так что, поверьте, здесь есть на что посмотреть! Кроме того, история этого места (весьма неоднозначная и запутанная) неразрывно связана с еще одной трагической эпохой в истории всей страны - эпохой последнего сегуната Токугава и передачей власти от последнего сегуна к Императору. Акт этой передачи произошел в одном из дворцов этого замка.
Резиденция сёгунов Токугава, замок Нидзё, возникла в связи с необходимостью посещать императорскую столицу (сами сегуны правили страной из тогдашней столицы Эдо - сейчас этот город носит имя Токио), поддерживая контроль над ситуацией. Замок одновременно служил демонстрацией превосходства сёгуната над императорским домом. Показное величие и панический страх - этот контраст отражает дух всего ландшафтно-архитектурного комплекса. История показала, что опасения сёгунов были не напрасными.
Замок Нидзё огибает два кольца укреплений из каменных стен и рва с водой. Комплекс состоит из дворцов Хоммару и Ниномару, хозяйственных построек и охранных постов, в окружении нескольких живописных садов с прудами.
История этого места началась в 1601 году, когда сегун Иэясу Токугава собирает своих дайме со всей Западной Японии и повелевает им приступить к строительству замка Нидзе. Дайме оказались очень исполнительными (еще бы они не были исполнительными! Себе дороже!), и уже в 1603 году сегун въезжает в дворец Ниномару. С этого момента и начинается история Нидзе как замка-резиденции сначала сегунов клана Токугава, а затем императора.
Итак, по широкому мосту мы переходим внешний ров и сквозь главные ворота на восточной стороне,
входим в цитадель. Двускатная крыша этих ворот покрыта плиткой, фронтон ворот решетчатый, а конек крыши украшен Shachihoko (традиционная фигура дельфиноподобной рыбы). Выше показана фотография 2008 года, да еще под дождем - просто в этот раз мы буквально влетели на территорию, забыв сфотографировать вход. Пришлось лезть в старые фотоархивы.
Здесь нас встречает довольно обширный, но пустой двор и мы устремляемся дальше к роскошным внутренним воротам Кара, выполненным в китайском стиле.
Искусно вырезанные цветы и бабочки на внешней панели и тигры, львы и драконы на внутренней панели этих ворот представляют великолепное зрелище. Хотя сейчас их украшают императорские хризантемы, изначально там находились мальвы - камон клана Токугава.
Привожу фото декоративных металлических элементов специально для вышивающей братии - эти орнаменты очень даже могут пригодиться!
Для сравнения - фото этого элемента, сделанное в 2008 году - почувствуйте разницу! Значит, за эти 7 лет ворота реставрировали.
Возвращаемся в 2014 год!
Эти ворота ведут нас ко дворцу Ниномару, который представляет собой комплекс из шести зданий, диагонально соединенных друг с другом. Вся эта конструкция вытянута с юго-востока к северо-западу. Общая площадь внутренних помещений 3300 кв.м, во дворце 33 комнаты и более 800 татами.
Когда мы проходим через ворота Кара, нашему взору предстает Курумаёзе (входная зона дворца). Дизайн ranma-chokoku (это резной фронтон над входными дверьми) интересен тем, что он разный с внутренней и внешней стороны. На внешней стороне изображены пять луань-няо (чудесная птица из древнекитайской мифологии, чьё появление было возможно лишь в мирные времена. В древнем Китае декоративно-ритуальные изображения луань-няо помещались на знамя правителя, также ими расписывали его колесницу), сосны, бутоны, над всем этим плывущие облака, а внизу композиции - трава.
Крыша покрыта кипарисовой корой. Внутрь дворца ведет широкий проход.
В своем составе дворец содержит помимо Курумаёзе (входа): Тозамурай (дом охраны, личной гвардии сегуна), Шикидай (дворец приемов, где посетители ожидали аудиенции сегуна), Охирома (Большой дворец для особо важных персон), Сотетцу-но-ма (зал цикад), Куро-шоин (кабинет, покрытый черным лаком) и Сиро-шоин (кабинет, отделанный обыкновенным деревом). Каждый из этих дворцов - типичный образчик самурайского домостроения, характерного для периода Момояма (1573-1603). И каждый отражает социальную иерархию: чем выше статус гостя, тем дальше от входа и на более высоком уровне он находится- пол каждого здания приподнят немного выше, чем в предыдущем. Тем не менее, во всех сооружениях имелось возвышение для сегуна, чтоб никто из посетителей не оказался выше головы сидящего правителя.
Сам дворец выдержан в классическом японском стиле: пол застелен татами, стены разрисованы узорами с животными и растениями с использованием ярких цветов и большого количества позолоты. Росписи были выполнены художниками школы Кано.
Три больших зала состоят из трех стен, четвертая сторона переходит в коридор, соединяя комнаты в единое пространство. Коридоры, тайные комнаты для слежения и башни оснащены «поющими полами» - скрипящими половицами, чтобы никто не мог пробраться в замок не замеченным. Из-за этих особенностей пола дворец иногда называют Дворцом поющих полов. Половицы - широченные доски из криптомерии - прибиты к лагам не до упора, и при ходьбе по ним гвозди "гуляют" в пазах, издавая тонкий свист. Поэтичные японцы называют полы дворца соловьиными.
Если будет возможность - обязательно пройдитесь по внутренним покоям дворца. Фотографировать там нельзя, так что фото показать не могу, но поверьте, там тоже есть на что посмотреть!
Кстати, материал, из которого выполнены дорожки в саду, также выбран с умыслом. Острый гравий издает такое шуршание, что и в наши дни при наплыве посетителей весь парк "поет" перекрывая шум городских улиц.
Ну, поскольку внутренние убранства дворца я вам показать не могу, сосредоточимся на том, что фотографировать можно - на садах!
В настоящее время в замке Нидзе 3 сада: Сад Ниномару, разбитый в эпоху Эдо (1603-1868), Сад Хоммару, созданный в эпоху Мейдзи (1868-1912) и самый молодой Сад Сейрю-эн, который был создан в период Шова (1926-1989). В 2005 году Американский журнал посвященный японским садам Japanese Gardening, среди 693 выдающихся садов Японии отвел саду Сейрю-эн пятое место, а саду Ниномару - десятое. А в 2006 году тот же журнал уже из 731 сада Японии поместил Сейрю-эн на шестое, а Ниномару на восьмое места. Напомню, что первое место вот уже много лет удерживают
сады Адачи префектуры Симане.
Первый сад, в который мы попадаем, окружает дворец Ниномару, посему и называется точно также - Сад Ниномару.
Согласно архивным записям и стилистике сада, он был разбит одновременно со строительством дворца в 1602-1603 годах, дабы придать внутреннему пространству замка гармоничный вид. В его проектировании участвовал выдающийся садовод того времени
Энсю Кобори (1579-1647).
Кобори Энсю выступил в роли драматурга, как бы разыгрывая перед посетителями сада сцены, олицетворяющие вечность и незыблемость. Материалом для этого послужили камни, вода и вечнозеленые сосны, не меняющие своего облика в течение года, словно неподвластные времени. Созданный сад - это традиционный сад для прогулок с прудом в центральной части. Считается, что он отражает мир shinsen horai (представления о «вечной молодости и бессмертии», которые пришли в Японию, как водится, из традиций древнего Китая) и также носит название Сад Хатидзин.
В 1626 году к визиту императора Гомидзуноо в облик сада были внесены некоторые изменения, суровый пейзаж был смягчен, к нему добавились сезонные акценты - вишневые и сливовые деревья, камелии. Сад приобрел законченность и лиричность. Помимо этого, сад окружили недавно расширенными дворцами Гёко, Тюгу и Нагатсубомэ (женским дворцом).
Пруд и острова на нем расположены так, чтобы ими можно было любоваться с трех основных направлений - из покоев сегуна дворца Ниномару, из покоев императора во дворце Гёко и из особняка мастера. Если смотреть на сад со стороны Куро-шоин дворца Ниномару в южном направлении, то перед нами откроется вид на ту часть сада, которая в свое время была создана специально к визиту императора Гомидзуноо.
А если встать спиной к залу Охирома этого дворца, то мы увидим большой остров (Хорай-дзима) посреди пруда, а справа и слева от него два островка поменьше. Считается, что эти элементы отражают мир Шинсен хорай (представление о «вечной молодости и бессмертии», пришедшие сюда из древнего Китая). Малые острова с садиками символизируют журавля и черепаху. Во времена визита императора за островом Хорай-дзима виднелась одна из замковых башен.
Уж не знаю, чего там наговорили друг другу Император и сегун, но после визита Его Величества в замок в течение четверти века начиная с 1627 года, различные дополнения, внесенные в сад в связи с визитом высокопоставленного гостя были убраны, сам сад Ниномару был переделан, а идеи выдающегося садовода того времени Энсю Кобори, которые легли в основу создания этого сада, были отброшены и забыты. В течение 229 лет со времени третьего сегуна Иемицу Токугавы, до 1866 года, когда четырнадцатый сегун этого клана Иемоти Токугава переехал в замок (незадолго до падения сегуната), дворец оставался необитаемым.
К тому времени, когда сегуны клана Токугава решили-таки вернуться в свою резиденцию, сад представлял собой жалкое зрелище: тут практически не осталось деревьев, а пруд почти полностью пересох. От былого великолепия не осталось и следа. В общем, нельзя сказать, что сегуны Токугава были рачительными хозяевами. Только в 1867 году, когда власть от сегуна перешла к Императору, а замок стал собственностью императорской семьи, его судьба изменилась к лучшему. Уже под управлением Департамента Императорского двора в замке прошли ремонтные работы, и он стал служить в качестве Императорской резиденции и дома для высокопоставленных гостей. Помимо всего прочего масштабная реконструкция затронула и сад Ниномару. Он изменился до неузнаваемости по сравнению с периодом сегуната и считается, что именно тогда этот чудесный сад приобрел современный облик. В 1939 году этот сад в составе всего замка был передан городу Киото и в 1953 году он получил статус национального достояния как одного из красивейших мест страны. И с 1939 года (то есть с момента передачи всего этого богатства) славному городу Киото, всеми садовыми делами заведует городское садово-парковое управление.
Бурная деятельность этого самого городского управления была видна повсюду - например, впервые увидела прополку сухого спящего газона! Как работница отличает сорняк от нормальной травы в таком состоянии осталось неизвестным, но что-то она там наполола.
Да, Япония - страна загадок!
Как и во многих садах Японии, в саду Ниномару растут саговники - Cycas revoluta (он же японская саговниковая пальма, он же саговник поникающий).
Сад Ниномару не является исключением. Согласно архивам в период Эдо (время правления третьего сегуна Токугава - Иемицу Токугава) некий господин Катсушиге Набешима (член клана Набешима) в качестве предшественника визита Императора Гомидзумоо подарил последнему одно растение японского саговника. Долгое время считали, что именно это растение сейчас и растет в саду Ниномару. Однако, в 1997 году было опубликовано изображение сада Ниномару середины эпохи Эдо (время правления 8-го сегуна Токугава, Ёсимунэ Токугава) из которого явствует, что в то время в саду росло целых 15 японских саговников. Одно из этих растений, правда, находилось на том месте, где и сейчас растет сей раскидистый куст. В общем, так и остается загадкой - то растение, которое сейчас произрастает в саду - это и есть подарок Его императорскому величеству, или это другое растение… Ну, во всяком случае, по предположениям этому растению все же как минимум 150 лет.
Так саговник выглядит в разгар лета (фото с официального сайта замка)
Как вы понимаете, февраль и в Японии зимний холодный месяц, а саговник - растение теплолюбивое. Посему каждый год в ноябре садовники городской службы приступают к увлекательному процессу подготовки саговника к зиме. Для этого все стволы дерева от корней до вершины кроны заматываются соломой. После чего растение выглядит вот так:
Сама процедура не менялась со времен передачи этого замка в ведение Императора и вот уже по меньшей мере 65 лет является символом начала зимы в саду Ниномару.
Садовая дорожка ведет нас дальше.
Выйдя из сада Ниномару и перейдя по мосту через внутренний замковый ров,
мы попадаем на территорию Хоммару. Это центральная часть замка, окруженная внутренним рвом - такой замок в замке. Он занимает 20000 кв. м.
История этой части комплекса также весьма трагична и насыщенна. Во время своего создания Дворец Хоммару был аналогичен дворцу Ниномару, и его внутренние покои также были украшены росписями художников школы Кано. Кроме того, в этом внутреннем замке красовалась пятиярусная башня-пагода, которая была полностью уничтожена сильнейшим пожаром 1750 года. Пожары случались в Киото (как и везде, наверное) с пугающей регулярностью и вот уже в 1788 году очередной разгул огненной стихии полностью уничтожил внутренний дворец Хоммару.
После этих трагических событий дворец довольно долго так и оставался пепелищем. Однако пятнадцатый сегун клана Токугава - Ёсинобу Токугава - все же отстроил новый дворец Хоммару. После чего тот служил официальной резиденцией в последние годы существования сегуната. А в 1881 году, после падения сегуната и передачи власти Императору всея Японии, почти новехонький дворец разобрали. Чем уж дворец не понравился новому владельцу известно только ему...
В настоящее время то здание, которым мы любуемся в центральной части замка - это старый дворец Катсура-но-мия (Katsura-no-miya), который был расположен близ ворот Imadegawagomon Императорского сада Киото, а в 1893-1894 годах был перенесен на новое место, в замок Нидзе, который как мы помним с 1884 года являлся собственностью императорской семьи.
С этого момента именно старый дворец и стал называться Хоммару. Интересно, что еще когда это историческое здание (тогда еще Катсура-но-Мия) находилось на своем старом месте в комплексе зданий Киотского императорского дворца, оно по счастливому стечению обстоятельств избежало пожара 1854 года, когда весь остальной дворец императора сгорел. Таким образом, богатая история этого строения пополнилась еще одной вехой - он был временной резиденцией императора Комея (Komei), пока восстанавливалось то, что было уничтожено огнем.
Дворец Хоммару, как водится, окружен садом, тоже Хоммару. Из-за отсутствия записей в архивах мы не знаем, как выглядел этот сад в момент своего создания. Считается, что он во многом уступал своему предшественнику - саду Ниномару. Во время большого пожара 1788 года, наряду с дворцом Хоммару (который просто сгорел дотла) пострадал от огня и окружающий сад. В общем, территория не самого удачного сада оказалась очищенной и к концу сегуната Ёсинобу Токугава построил здесь свою резиденцию, окружив ее новым садом в стиле чайного сада.
Как я уже упомянула выше, в 1881 году новопостроенный сегунский дворец Хоммару был разобран, и окружающий его сад разрушили. В период с 1893 по 1894 годы с переносом сюда дворца Катсура-но мия вокруг него был создан классический японский сухой пейзажный сад.
Современный сад Хоммару заложен 23 мая 1895 года по случаю визита императора Мейдзи в Хоммару. В связи с этим классический японский сад трансформировали в сад «холмов и газонов» в западном стиле. Такая переделка заняла 7,5 месяцев и была завершена в 1896 году.
Судя по всему, такое изменение в стилистике сада было связано с веяниями того периода - середины эпохи Мейдзи - когда в Японии была в разгаре мода на все западное, начиная от одежды и манер, кончая архитектурой и парковым искусством.
В юго-восточном углу сада расположен «Тсукимидай» (место для любования луной), засеянный плотным газоном с извилистой тропинкой взбирающейся вверх. Вдоль каменных ступеней высажены деревья, такие как Японский голубой дуб и Фотиния голая (Photinia glabra) - это растение так называется, вы не подумайте, что я хочу обидеть кого-то из носящих это имя.
Повсюду расставлены каменные фонари (их тут аж 17 штук!) и камни. В общем, типичный европейский парк, как его понимают японцы.
Во время нашей прогулки именно в этой части сада японские садовники занимались традиционной японской забавой под названием «выщипывание хвои у сосен».
Это действо начинается поздней осенью и длится до начала весны - то есть, пока дерево спит. Процедура носит название momiage, что буквально переводится как «подравнивание висков» и характерно для востока Японии. На сосновых ветках, подвергшихся такой экзекуции почки не идут в рост и увядают. Таким образом, сформированная крона дерева долго сохраняет свою форму.
Аналогичным образом ухаживают за кронами лиственных вечнозеленых деревьев, таких как местные дубы (да-да, не все дубы сбрасывают листву осенью!). В этот период (с ноября по март) каждый год служители внимательно осматривают кроны деревьев, удаляют отмершие листья и побеги, при необходимости делают обрезку для придания дереву желаемого вида.
Мы снова переходим по очередному мосту через внутренний канал, но уже с противоположной стороны Хоммару
и направляемся по живописной дорожке в последний из садов замка - в сад Сейрю-эн.
Из сохранившихся в архивах изображений Киото (эпоха Иэясу), мы можем заключить, что раньше на месте северной части современного сада были расположены замковые переходы-коридоры и часть замковой башни. Однако, в течение трех лет с 1624 по 1626 год (эпоха Иемицу Токугавы) по случаю реконструкции замка находившаяся здесь башня была перенесена в Замок Ёдо, и в этом месте освободился участок земли. В эпоху Эдо на этом месте находились какие-то постройки, подчистую уничтоженные во время Великого пожара 1788 года. В общем, место снова освободилось.
В эпоху Мейдзи существовавшие на этом месте постройки были снесены за ненадобностью (здесь располагались квартиры охраны), а территория подготовлена под озеленение.
В 1915 году это место использовалось как место проведения торжеств в честь церемонии коронации Императора Тайсё, к этому событию в саду были возведены дополнительные элементы. В последующие годы в саду претерпел реконструкцию, в ходе которой часть добавленных элементов благополучно перекочевала в другое место - к храму Хейяндзингу. Освободившееся место известный ландшафтный архитектор Jihei Ogawa преобразовал в сад - sorin-shiki (сад открытого леса).
В 1950 году сад использовался как теннисный корт, а в 1965 году на этом месте был создан сад Сейрю-эн каким мы видим его сейчас. Часть этого сада - сад камней и часть деревьев помимо прочего были перенесены сюда из поместья Ryoi Suminokur (это усадьба зажиточного купца, жившего на заре эпохи Эдо), которое находится на Kawaramachi Nijo (любят японцы что-нибудь куда-нибудь переносить - то дворцы, то камни, то деревья).
Кроме того, этот сад называют садом 1000 камней - они были привезены сюда со всей Японии. С помощью пожертвований от благотворителей к 1965 году сад был полностью закончен. Тогдашний мэр города Ёшизо Такаяма окрестил новый сад «Сейрю-Эн». В этом саду японцы решили сочетать западный и восточный стили, причем эти стили взаимно проникают друг в друга. Так, часть сада покрыта газоном в западном стиле. Другая половина сада с двумя чайными домиками (Waraku-an и Koun-tei) разбита на несколько элементов - это типичный chisen kaiyushiki сад (сад для прогулок с прудом посередине), сад сухого ландшафта и ландшафтный сад с холмами и имитацией воды при помощи гравийной отсыпки.
Этот сад оказался не только очаровательным, но и очень практичным - здесь и сейчас проводят официальные приемы для гостей города и чайные церемонии для горожан. Уютный, располагающий к отдыху, сад Сэйрю-эн является современным прочтением японской традиции чайного сада. Помимо прочего, в создании этого сада активно использовались самые разнообразные, в том числе красивоцветущие деревья, что не характерно для старых традиционных садов. Причем они подобраны так, чтобы радовать глаз каждый сезон года. Здесь и осенние хаги (леспедесцы) и клены, весенние сакуры, рододендроны и глицинии.
Прекрасный сад и чудесная прогулка. Жаль, что она так быстро закончилась!
Нас ждал синкансен до Токио.
Наутро мы в последний раз полюбовались на панораму Токио с 37 этажа Принц-отеля Синагава. И отправились на станцию, откуда Нарита-экспресс отвез нас в аэропорт. Впереди был долгий перелет домой.
P.S. А сейчас в замке Нидзе красота -
цветет слива умэ. Жаль, что мы успели полюбоваться только на камелии!