Момент начала истории того или иного народа для историков и других учёных остаётся тайной, загадкой, вопросом. Славяне - не исключение.
Древний русский летописец Нестор, в составлении начальной русской летописи «Повесть временных лет» опирался на источник, созданный, вероятно, ближайшими учениками Константина (Кирилла в монашестве) и Мефодия, «Сказание о преложении [переводе] книг на словенский язык», где шла речь о том, кто такие славяне или словени, как называли их, и каким было их самоназвание. Ни у Нестора, ни у Константина и Мефодия нет точных датировок, до XVII века славяне звали себя словенами, от слова «слово», то есть они могли расчленять слова в отличие от германцев, немцев, которые так и были прозваны потому, что были как бы немыми, не умели разговаривать членораздельно. Греки называли варварами всех, кто бормотал, не мог членораздельно излагать свои мысли.
Археологические и исторические исследования на тему славян осложняет то, что как раз в момент возникновения этого этноса в начале II века, началось массовое переселение народов, а соответственно войны «за место под солнцем»; также славяне в то время сжигали трупы умерших, тем самым оставляя очень мало артефактов для археологических исследований. В то же время были и битвы у римской и китайской великих стен славян за то, чтобы, по словам историков, более развитые цивилизации делились накопленными, как материальными вещами, так и знаниями, в том числе духовными.
Славяне и Русь
Летописец Нестор отделял славян и Русь, и утверждал, что Русь - это не славянское слово. Русь - это народ, который пришёл, призванный вместе с другими словенами, из северо-восточной Европы, из-за моря, от варягов, скандинавов, писал Нестор. Все ранние источники, начиная с X века отделяют Русь от славян и говорят о том, что скорее всего начальная Русь имела скандинавское происхождение, скандинавские имена и говорила на скандинавском языке. Главным свидетелем этого был византийский император Константин, который внимательно следил за тем, что происходит на Руси, в Восточной Европе, потому что боялся, что эта Русь придёт, как она это делала не раз, под стены Царьграда и силой возьмёт то, что греки любить не давали - дань, золото, богатство. Он писал, что словене говорят на славянском языке, а росы (это византийское название Руси) говорят на языке ином. Филологи понимают, что этот язык был скандинавским. Наименование французы, тоже, к примеру, произошло от германского племени франков, поэтому нет ничего удивительного, что название росы,закрепившееся за русскими, было дано им византийцами.
Нестор даёт описание русской земли и всех славянских народов на ней проживающих. Он также упоминает, что на этой же самой русской земле, можно поехать в Русь и можно поехать из Руси. Ни Новгород, ни Владимир - в Русь не входят. Русь, в русском летописном смысле, это Киевщина и Черниговщина. Когда князья говорили, что они должны иметь землю на русской земле, это значит не на Смоленщине, не на Псковщине, а именно там, на юге.
Помимо повествования Нестора есть и «Великая русская летопись» времён Ивана Грозного, относящаяся к XVI веку, в которой написано, что когда новгородцы и прочие пригласили варягов на княжение, «то они испугались, боялись их звериного нрава», то есть варяги первоначально боялись славян. Русь - норманны, боялись славян. Варяги боялись остановиться в Новгороде. Первая стоянка Рюрика была в Ладоге; другие центры Рюрика - Изборск, Ростов, Белоозеро, Муром - все это не славянская земля. Потом Русь нашла себя, захватила Новгород, Смоленск…
Правда, не все историки согласны с такой теорией.
С рубежа VIII-IX веков в Восточную Европу стали поступать массы арабского серебра через территорию Хазарии из Ближнего Востока, по рекам восточной Европы на Волгу. Тогда мы были частью мирового рынка. Русским приходилось делиться со славянами, так как им нужно было пропитание, нужен был лес для ремонта судов и так далее. Сбой произошёл, по свидетельству летописи о том, что платившие этим варягам-скандинавам дань племена северо-восточной Европы словени, кривичи и народы, называемые чудью (от слова чудные, чужие) изгнали варягов и не дали им дани, так как посчитали, что у них уже денег достаточно, и они могут быть самостоятельными.
Так или иначе, между русскими и славянами со временем произошло такое взаимодействие, что очень скоро славяне начинают называть себя русскими.
Напомним, что летописец Нестор писал на русском языке в русском государстве, находясь в Киеве, в начале XII века. Нестор опирался на русский договор, полученный из архива, о договоре между князем Олегом и греками, заключённый в 911 году. Договор был написан по- русски от имени князя Олега, носившего скандинавское имя, в котором также упоминались его посланники, также носившие не русские имена. Нестор решил разузнать, каким народам Кирилл и Мефодий передали русский язык. Среди этих народов были маравы, чехи, ляхи (поляки) и поляне (жители малой Польши, район Кракова).
Древнерусское государство образовывалось из разных народов. В дружинах первых князей принимали участие не только скандинавы, там были и кочевники, и венгры. Однако очень быстро Древняя Русь оказывается страной с единым книжным языком, языком церкви - а это только славянский язык. Не славянские народы, как правило, не вступали в союз. Русские, белорусы и украинцы - все эти племена описанные Нестором, как славянские племена на территории Руси, все они становятся по сути одним народом. Платящие дань Руси, стали называться русскими.
Диалекты сохраняются достаточно долго внутри русского языка.
Современные историки считают, что «Велесова книга» является фальшивкой и выдумкой. Однако не все учёные придерживаются такого мнения. Многие современные учёные также считают, что археологические находки, руны, дольмены и т.п. указывают на намного более древнюю и глубокую славянскую культуру, чем принято считать.
У славян до крещения Руси уже была религия, представления о потустороннем мире и об устройстве Вселенной. Даже когда Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык Библию, у славян уже были слова и понятия: Бог, милость, добро, и т.п.
Варяжское влияние на русскую культуру не было очень значительным, в отличие от татарского. Слова: деньги, сарай, базар, таможня - вот лишь некоторые слова с татарскими корнями, вошедшие в нашу речь.
На страницы греческой истории славяне попали в VI веке под своим именем.
Государственные структуры были на Руси ещё до крещения.
Образ пахаря
Нестор писал о том, что славяне расселялись по рекам, вырубали леса, осваивали земледелие и устанавливали с связи с соседями. В славянском эпическом наследии очень силён образ пахаря, который сильнее и воина, и князя. Такого нет ни у тюрков, ни у германцев, у которых воины и аристократы стоят на первом месте. Древние русские сеяли примитивные сорта пшеницы, ячмень, овёс, бобовые. Рожь пришла уже со второй волной освоения земледелия. Ещё в IX-X веках в районе Ладоги и Новгорода преобладала пшеница, а с истощением земли стали выращивать рожь, которой подходят такие условия. Сажали и репу, и было даже такое понятие, как репища - участки усаженные репой. Кстати, не случайно в сказке про репку упоминалось гигантское растение. В ранние времена овощ был действительно крупным. Лес вырубали, пни выкорчёвывали, землю удобряли золой, рыхлили и возвращались к ней лет через 25-30, тогда она становилось плодоносной.
Посуда. Торговля детьми.
Славян выделают по тюльпанообразным горшкам. Такой посуды не было у германцев. Похожие сосуды были у римлян. Начиная с VI века, найдены украшения, выполненные по традиции римских мастерских. Украшения поступали от Дуная. Украшения меняли на рабов и на продукцию северо-лесных промыслов: шкуры, воск, мёд, зерно, меха на торжищах (устаревшее слово означающее рынок, базар). Арабы привозили большое количество серебра, которое служило основными деньгами на Руси. Греки снабжали славян винами и тканями. Из стран Западной Европы поступали длинные обоюдоострые мечи и другое оружие. Самыми главными центрами были Новгород, контролировавший северную торговлю, и Киев - южную. В новгородской летописи есть упоминание о том, что заморским купцам бесплатно отдавали детей во время голода. Существуют подозрения, что в другое время детей отдавали за деньги. Арабские историки также писали о том, что славяне продавали своих детей - это было признаком варварства.
Славянские боги
У разных народов существовали боги громовержцы, боги войны. Например, у древних римлян был Марс, у индусов - Индра, у скандинавов бог Тор, то есть особые боги, преимущественно связанные только с войной. У славян главный бог одновременно является богом войны, это Перун. Жрецы назывались волхвами, кудесниками.
Славяне не хоронили умерших, а сжигали. По некоторым гипотезам это происходило по экономическим соображениям: леса было полно, а копать промёрзшую землю, не имея железных лопат было тяжело. У славян очень сильно развит культ предков, он сохранился по сей день. Славяне считали, что предки, находясь на том свете, могут влиять на проявленный мир, на погоду, и т.д. На Севере над умершим возводились погребальные насыпи, курганы для почитания этих предков. Новгородские славяне строили высокие курганы, где родственников хоронили одного на другом (по мере умирания). Кривичи же строили длинные курганы.
Историки утверждают, что оба праздника и Купала и Коляда имеют греческое происхождение.
Откуда пошли славяне
Летописец Нестор писал, что самый мудрый и смышлёный народ из всех славян были поляне (современное название Польша произошло от этих полян), которые возделывали поля, все остальные были поплоще и жили в лесах зверинским образом, особенно соседние древляне (живущие в лесах, от слова дерево). Долгое время считалось, что русские пошли от Киева, но когда этим начали заниматься археологи, обнаружилось, что картина значительно сложнее.
Если говорить о вятичах, кривичах и новгородских славянах, то о них в XII веке писал летописец Нестор. Он описывает, кто, куда и откуда пришёл. По его мнению они все пришли с Дуная, хотя современные археологи и историки в этом сомневаются. Он пишет, что в район Москвы пришли люди из Польши, это были Родим и Вятка со своими родами, которые быстро размножились.
Болгары получили своё название от тюрков - это не славянское название. Долгое время они, будучи частью Византийской империи, довольствовались только византийской историко-хронографией, и письменность у них появилась намного позднее, чем у славян-русских. Однако, когда у них появились враги в образе хазар, они бежали на Дунай и смогли легко договориться со славянами, так как имели похожий язык и обычаи.
Кирилл и Мефодий прибыли к западным славянам в 863 году на территорию современной Чехии и там создали письменность. К концу века их учеников оттуда выгнали, но они были приняты распростёртыми руками болгарскими царями. Болгария переживает расцвет. Спустя 100 лет Болгария захватывается Византией, и опять перед славянской письменностью возникает угроза существования, так приходит греческое духовенство. Но славянская письменность быстро укоренилась на Руси и дала большие всходы. Скорее всего болгарская царская библиотека была принесена в Русь, так как многие древнеславянские тексты опираются именно на неё.
Кстати, Кирилл и Мефодий явились не просто по своему волеизъявлению, а как раз по просьбе самих славян, которые просили византийский мир послать им учителя, как и просили они установить у себя правителей, которые будут править по праву и закону.
Возникновение государства
Сама форма государственной жизни всегда возникает и приходит от более культурных соседей. Молодые государства находятся либо в подчинении у этих соседей, либо воюют с ними, но так или иначе, культура перенимается и способствуют росту нового государства.
Татаро-монгольское нашествие разделило славян на восточных и западных, и на православных и католиков. Несмотря на разделения славян во время завоеваний, они сохранили славянские языки и литературу.
(Киев, Старый Подол)
Археологические раскопки древнего города в районе Подола на месте современного Киева указывают, что ранее там находился древний город, дома были построены по принципу сруба и находились у самого Днепра. Когда вода поднималась, дома разбирали и собирали вновь чуть повыше. Город можно относить к эпохе вещего Олега к 80-м годам IX века.
(Вещий Олег)
Псевдо-славянская научно фантастическая литература
Некоторые историки сходятся во мнении, что на научно-фантастическую литературу должна быть какая-то форма цензуры, потому как она может быть не столь безобидной. Подобная современная литература на славянскую тематику чуть ли не граничит с нацизмом, говорит профессор Петрухин. Русские считают, что только они имеют право на свою землю, так как жили тут, чуть ли не миллионы лет, а другие народы должны побыстрее убираться. Другие же учёные считают, что современная наука не уделяет достаточно внимания изучению древней культуры, а те, кто пытается её изучать, подвергаются гонению в научных кругах.
Кстати, в христианской Византии Гомера по-прежнему изучали в школах, как великого выдающегося писателя, но на Руси Гомера посчитали язычником и ничего «греческого языческого» перенято не было.
Click to view
Click to view