В Древней Греции слово «охлос» означало толпу, а «демос» - граждане (не рабы и не иностранцы). Граждане владеют и живут в полисе. Поэтому когда шла война, историки не писали, что Афины воюют со Спартой. Они писали: «Афиняне воюют со спартанцами», то есть народ ведёт войну. Граждане проходили обязательную военную подготовку с 18-20 лет, а потом постоянно вызывались на сборы. В более поздний период в войнах стали участвовать наёмники. Каждый полис состоял из трёх сословий, и социальный статус человека передавался по наследству. Было сословие свободных не граждан (в Афинах их называли «митеки» - живущие рядом; в Спарте- «пириэки» - живущие вокруг). Свободные не граждане обладали всеми правами, кроме права владения землёй и политических прав. Они тоже воевали, но не на добровольной основе, а так как им было дано пристанище, они обязаны были воевать. Самое низшее сословие - рабы. У них не было никаких прав, но убийство раба в Афинах приравнивалось к убийству не свободного гражданина. У граждан были иные права, их нельзя было пытать, у них коллективная, общинная идентичность.
3 кита демократии
Уже в V веке до н.э. древнегреческие писатели использовали термин «демократия». До этого сама демократия называлась «исономия» - то есть равенство перед законом. Были и другие термины, «исополития» - равенство в осуществлении гражданских прав; «исогория», - равные права для граждан в выступлении на народном собрании.
Слово «охлос» (толпа) появилось одновременно со словом "демократия", кстати, на иврите слово «охлусия» означает население, вероятно, это слово пришло от греков. Древнегреческое полисное общество было достаточно ограниченным, люди знали друг друга. Афины считались мегаполисом, в котором в пору рассвета проживало до 250 000 жителей, из которых от 35 до 40 тысяч составляли граждане. Толпа в Древней Греции была организованной. Классическое определение демократии - это власть народа, осуществляемая народом для народа. С нашей точки зрения, любая древнегреческая демократия - это олигархия или аристократия, представлявшая 10-15% населения. Однако Аристотель противопоставлял правление олигархов (правление богатых и лучших) истинной демократии (правление многих). Всеобщее избирательное право появилось довольно поздно. Во Франции женщины получили избирательные права всего в 1946 году. Для своего времени афинская демократия была истинной демократией, которую нельзя сравнивать с современной. Как минимум 2/3 афинских граждан за время своей жизни занимали какую-то государственную должность, то есть власть не была представительной и не существовала «отдельно» от граждан.
По началу государственные должности не оплачивались и их занимали аристократы. Перикл ввёл оплату гос. должностей, правда, она была не велика, даже меньше оплаты воина, но позволяла мелкому ремесленнику поучаствовать в правлении.
Для решения самых важных вопросов требовалось присутствие, как минимум 25% граждан, а для менее существенных вопросов, кворума не было. Делегации голоса не существовало. У них были органы, как совет 500, который формировал повестку дня каждого собрания, которые происходили каждые 9 дней. В принципе, каждый мог выступить, но чтобы это не превратилось в «базар-вокзал», существовал регламент.
Иногда демократия превращалась в охлус, и принимались необдуманные решения вредящие всему обществу. Это был минус прямой демократии. Восстания масс не было. Однако существуют упоминания о том, как когда спартанская армия одержала победу, социальный порядок рухнул и произошёл скитализм - закон дубины (скитала - дубина), и дубинами было перебито 1100 богатых граждан. Но это не было восстанием масс, а скорее казнь. Многие известные древнегреческие философы, как Платон, упоминали охлусы, то есть толпы, в том числе суды, народные собрания, в контексте того, что они пытались их избегать.
В любом древнегреческом обществе, даже при олигархии, умеренной либо радикальной демократии, власть всё равно была у народа. Элементы представительной демократии появлялись в основном в Афинах и Спарте, в больших полисах относительно Греции. В глазах Аристотеля идеальный полис, это полис где проживает около 1000 граждан; со всеми жёнами, детьми и рабами - 6000. В таком полисе прямая демократия естественна.
Имя любого афинского гражданина состояло из имени, отчества и имени дема - округа, то есть то место в котором он живёт и жили его предки. Если гражданин перемещался, он мог голосовать только в своём демо, или от имени своего демо.
В произведении Ксенофонта «Анабасис» описан поход и отступление 10 000 греческих наёмников, которые добрались до персидской империи. Их командиров заманил для переговоров персидский (иранский) правитель и убил. Воины собрались и выбрали 10 новых стратегов, то есть они действовали как граждане полисов.
Выборы - это не настоящая демократическая процедура, при настоящей демократии выбирают жребием. Однако финансовых контролёров выбирали не через жребий, ими становились только самые богатые граждане. Понимали, что если человек имеет дело с деньгами, он может управлять государственным имуществом.
Критика демократии
Вся интеллектуальная элита критически воспринимала демократию. К элите относились, прежде всего, философы: Платон, Сократ, Аристотель (в меньшей степени). Для них демократия - это власть толпы, само понятие было негативным, а слово «охлократия» появилось позже. Платон, например, противопоставлял демократию (власть незнающих) власти знающих, то есть философов. В конце концов, при демократии аристократия слилась с демосом, хотя в самом начале демократическая форма всегда возглавлялась аристократией, так как только они обладали пайдея (воспитанием), военной подготовкой, ораторским искусством, и т.д. После смерти Перикла, выдающего политического деятеля, появились новые политики, которых называли демагогами. Вначале этого слово не было ругательным и означало «взывающие к народу». Они говорили громко, были популистами. Афинская демократия поменялась, это уже были люди среднего класса. Это имело и свои плюсы (они были ближе к народу) и минусы (они не имели надлежащего воспитания, не умели, что важно для политиков, выдерживать паузу). То есть толпа могла, например, принять эмоциональное решение о казни кого-то, а потом в этом раскаивалась. Они проигрывали в стратегических моментах. Среди них были интриги, они блокировали друг друга и вскоре слово «демагог» приобрело современный оттенок, доживший до наших дней. Если проводить сравнение, Перикл был совсем иного статуса, его любили, как человека «который выше», его и называли небожителем, и 14 лет подряд избирали стратегом. То не была диктатура или тирания. Но когда Афины потерпели неудачу в войне, его не избрали стратегом, и даже обвинили в каких-то нарушениях, но потом раскаялись и избрали снова. А демагоги были «в доску свои».
В период полисов и демократии в Древней Греции современного понятия «анархия» и столпотворение не было. Что-то похожее на собрание толпы появилось позже в эпоху эллинизма в Александрии, тогда уже не было полисов, а была царская власть, где уже существовали объединения и граждан и не граждан, египтян и греков, и было бесчинство толпы.
Суммируя скажем, что основное отличие древнегреческой демократии от современной в том, что первая была прямой, а сейчас - представительная. Она генетически и исторически восходит к сословному представительству.
Click to view