путешествие 2008, часть третья: четыре места будды

Dec 21, 2008 00:40

Четыре основных места паломничества, связанные с жизнью Будды Шакьямуни, это Лумбини, Бодхгайя, Сарнатх и Кушинагар. Места, соответственно, рождения, Просветления, первого поворота колеса Дхармы и Паринирваны, а точнее, смерти. Три из них находятся на территории Индии и только место рождения Будды попадает на территорию Непала.

В то далекое время Будда Шакьямуни ходил преимущественно пешком, сейчас же у нас есть поезда и джипы, и по нашим меркам все эти места находятся очень недалеко друг от друга. Современный человек, если постарается, успеет посетить их все за 4 дня. У нашей группы этот «священный тур» занял 12 дней, но мы оставались целую неделю в Бодхгайе - на Кагью Монламе.

Лумбини находится в получасе езды от индийской границы и поэтому становится очень удобным местом остановки по пути из Катманду в Индию, будь то Дели, Варанаси или любое другое место. Здесь же была наша единственная за всю поездку остановка на территории монастыря.



© janizzz

Хотя возможности пожить в монастырях у нас были до Лумбини и будут после, но, по моему мнению, только корейский монастырь в Лумбини способен пережить десяток безумноглазых славянских кагьюпинцев на выезде и не шелохнуться. Хотя бы потому, что он такой огромный и недостроенный. Здесь очень вкусная корейская еда, после индийской - абсолютно не острая, и большие комнаты на четырех человек с матрасами, москитными сетками и бамбуковыми вешалками.



© janizzz

Для тех, кто останавливается в корейском монастыре, обзор достопримечательностей Лумбини начинается с подъема на последний этаж здания самого монастыря. Когда-то можно было забраться даже на крышу, но сейчас там висит замок и приходится довольствоваться балконом.



© anna_varvara

Самые удовлетворенные паломники могут на этом и остановиться: с балкона видно все, что есть в Лумбини, можно больше никуда не ходить.



© Нина и Ваня

А те, кому не лень отсмотреть еще с десяток буддийских храмов, могут взять напрокат велосипед здесь же, в монастыре и отправиться знакомиться со всеми этими достопримечательностями в деталях. Главное только, чтобы от велосипеда нашелся ключ.



© janizzz

Особенная прелесть Лумбини, помимо велосипедов, в том, что здесь все еще только начинается. И хотя по выходным бывает очень много индийских и непальских туристов, в остальное время это огромный пустой сад, пронзительно тихий. И только ночью эту тишину нарушает лай многочисленных шакалов.



© l_e_y

Далеко не все монастыри здесь открыты для посещения, многие закрыты и пустынны. В этом вьетнамском храме не видно ни одного монаха, только индус-охранник сидит за высокой оградой.



© l_e_y

А из тех, что открыты - многие еще недостроены. Снежно-белый тайский храм такой только сейчас. Помня о том, как выглядят храмы в Таиланде, я не сомневаюсь, что он станет золотым и блестящим при первой же возможности, но даже в таком виде Лумбини может быть выставкой архитектурных стилей различных буддийских стран.



© Нина и Ваня

Китай.



© Нина и Ваня

Бирма.



© Нина и Ваня

Япония.



© silvar

И много других, включая, конечно, Тибет.



© l_e_y

В этом многообразии особенно интересен так называемый Шведский храм. Очевидно, что в Швеции нет никакой традиционной буддийской архитектуры и весь стиль заимствован. Но, тем не менее, храм всеравно очень своеобразен. Во-первых, его крышу венчает ступа.



© janizzz

Во-вторых, внутри удивительная тханкопись.



© janizzz

Она уникальна не только степенью детализации и качеством проработки, но и самими изображениями. Помимо многочисленных лам, очевидно линии передачи, здесь изображены ступы Сваямбу и Боуда.



© l_e_y

А вокруг храма установлены группы статуй, иллюстрирующие каждое из 12ти главных событий жизни Будды.



© anna_varvara

Весь храм оставляет впечатление объемности и иллюстративности в подаче материала: вне всяких архитектурных деталей, это однозначно черта европейского ума.



© janizzz

Непальский вклад в это многообразие - старый непальский храм рядом с самим местом рождения Будды и большой музей.



© janizzz

Здесь собраны фотографии важнейших буддийских мест и известных монастырей: Бодхгайя, Кушинагар и даже Румтек. Фотографии и копии буддийских статуй разных эпох. Этот музей может быть прекрасным дополнением к представлению о том, что же из себя представляет буддизм в мире.



© janizzz

Самое место рождения Будды заключено в простенькое строение со ступой наверху и состоит из какого-то камня с табличкой, что это «точное место рождения будды» и очень старой статуи матери Будды в момент его рождения. Статуя, по слухам, самопроявившаяся.



© l_e_y

Рядом - развалины другого, очень древнего строения, но только не надо думать, что это дворец, в котором жили родители Будды. Его развалины находятся в совсем другом месте, хотя и тоже на территории Непала. По преданию королева отправилась гулять в прекрасный сад вдали от дворца, где ее и настигли роды. Маловероятно, что весь сад мог сохраниться, но, как бы то ни было, огромный парк Лумбини - его своеобразная реконструкция.



© janizzz

Рядом с храмом пруд, в котором живет черепаха. Если бы дизайном этого места занимались европейцы, на поверхности пруда обязательно бы плавал деревянный обруч, отображая буддийскую метафору о редкости человеческого рождения. В том же швейцарском храме это есть: пруд со статуей черепахи с головой в деревянном обруче. Здесь же - черепаха просто живет и просто иногда всплывает на поверхность. И иногда, должно быть, получает какие-то вкусности от туристов.



© janizzz

Перед прудом небольшой парк, в котором оборудованы симпатичные скамеечки вокруг деревьев - места для медитации.



© janizzz

И было бы Лумбини прекрасным местом для практики - тихим, спокойным - если бы не те же индийские туристы, которые не позволят тебе достичь Просветления раньше, чем все с тобой сфотографируются.



© janizzz

Особенно сложно достичь хоть какого-то уровня медитационной концентрации на территории Лумбини будет блондинкам и блондинам.



© l_e_y

Солнце приближается к линии горизонта, шакалы нетерпеливо поскуливают в своих убежищах, ожидая наступления темноты, чтобы наконец-то вырваться наружу, а нам пора сдавать велосипеды обратно в монастырь и ужинать прекраснейшей корейской пищей: железными столовскими палочками с железных столовских тарелок. И коротать вечер да ночь в монастыре.



© Нина и Ваня

Никаких наркотиков, азартных игр, алкоголя, сигарет, песен и плясок. Мальчики отдельно, девочки отдельно. Ездили две недели и все было спокойно, но стоит появиться запрету, как сразу мысли шальные лезут в голову, игривость в движениях появляется... Но что же, что же можно этакого устроить в корейском монастыре, если ни алкоголя, ни сигарет и на восемь девушек - только один свободный мужчина?

А вот что: групповое bluetooth соединение. Сначала скромно, на расстоянии, а потом раззадориться и соединяться напрямую: usb флешками и sd карточками. Все, кто не смог поучаствовать, в этот момент поняли, зачем же в телефоны встраивают bluetooth.



© anna_varvara

На следующее утро, уже запакованные и погруженные в машины, мы побывали на аудиенции у главы линии Сакья - Его Святейшества Сакья Тризина. Чуть-чуть в стороне от главного сада Лумбини у Сакьи есть большой монастырь, в котором каждый год проводится Монлам. Числа неизменны: 29 ноября - 9 декабря. Мы уехали как раз перед началом первой сессии. Хотя текст молитвы Монлама идентичен для всех линий, нам не хотелось нарушать чистоту первого впечатления от Кагью Монлама в Бодхгайе. Кроме этого, нам надо было еще успеть в Кушинагар.



© anna_varvara

Непальско-индийская граница.



© anna_varvara

Пыльные ады по дороге. Как выживают эти растения? От муссона до муссона?



© janizzz

Ужин в ресторане, из-за которого мы чуть было все не пропустили, и, наконец-то, сам Кушинагар, место Паринирваны Будды.



© janizzz

Неорганизованность и раздолбайство. Вот так взять и проесть место Паринирваны Будды. И даже не проесть, а тупо прождать пока очень долго готовится очень сложный заказ. Но во всем есть свои плюсы, мы все-таки успели увидеть самый главный храм - как раз на закате, а это очень символично. Закат солнца и закат жизни. А для тех, кто был на месте рождения Будды в этот же день на рассвете, день получился вдвойне символичным. Что же остальные храмы... А мы их видели уже предостаточно.



© l_e_y

Перед тем, как начать рассказывать о Монламе, добавлю только одну вещь об Индии. Меня бесконечно удивляет ее графичность. Ходишь по этим пыльным дорогам, полуоглогший от гудков, ругаешься на тупых приставучих индусов, думаешь, что больше никогда не приедешь, а потом смотришь фотографии и заново влюбляешься. Публикуешь в журнале фотографии самых неприглядных мест Бодхгайи, а народ пишет: «хочу приехать». И приезжает.

Как такое может быть?



© _dashka108

Но на этом с трешем заканчиваем, приступаем к ступе Махабодхи, неизменно прекрасной на всех фотографиях и во всех состояниях ума.



© silvar | полный размер

По случаю Монлама ступа уставлена по периметру внутреннего храма алтарями со специальными подношениями - тормами. Сами тормы делаются из муки, а все эти разноцветные украшения из подкрашенного масла. Каким чудом это все не тает на индийской жаре остается загадкой.



© Нина и Ваня

Помимо тибетских торм ступа украшена еще и золотыми и серебрянными тканями.



© anna_varvara

Это постарались наши соседи по Дхарме - монахи и практикующие из Бирмы, Бангладеша, Шри Ланки и т.п., которые собрались здесь на свою практику - распевание сутр. Из-за их песнопений Кармапа не смог читать лекции во время Монлама, и мы тоже только пели. А они иногда проходили между рядами с серьезными и сосредоточенными лицами.



© janizzz

Чернобрывцы и лотосы, которыми ступа пестрит всегда, подносят все, не зависимо от национальности, линии передачи и даже колесницы.



© silvar | полный размер

Позолота на ступе - тоже чьи-то подношения, но не одного человека, а многих. Тоненькие золотые листики размером около 4x4 сантиметра можно прилепить куда угодно.



© silvar | полный размер

Многолюдье, многообразие. Две большие пуджи, и всеравно на всех свободных местах около дерева Бодхи собираются еще буддисты и делают свои, какие-нибудь еще другие, практики.



© silvar | полный размер

А кору делают просто все, все без исключения.



© janizzz

Приближение Кармапы же узнается по тому, что монахи начинают усиленно гудеть в трубы, оповещая о его прибытии. И вот он уже спускается по лестнице, раздавая благословения и улыбаясь.



© anna_varvara

Кармапа садится на трон перед большим алтарем и деревом Бодхи, и Монлам начинается.



© Нина и Ваня

Прямо за Кармапой сидят плотными рядами Ринпоче, как же их у нас много.



© silvar | полный размер

А за Ринпоче - обычные монахи. Их еще больше, всех возрастов.



© silvar | полный размер

Практикует и стар, и млад.



© anna_varvara

Впрочем, те, кто млад иногда спят, а иногда откровенно развлекаются: толкают соседей, бросаются бумажками и просто шепчутся друг с другом. Что с детей возьмешь?



© Нина и Ваня

Все тибетцы поют по специально изданной для монлама книге, этой книгой пользуется и сам Кармапа.



© Нина и Ваня

Есть еще одна книга с переводом на английский и китайский, а у бывалых буддистов находятся свои тексты всех практик.



© Нина и Ваня

И только русские не знают, что им делать и как поспевать за текстом. Но Тимур и его команда уже спешат на помощь! За один вечер на коленке (а куда еще положить ноутбук?) по английской версии делается русская транскрипция, к ней добавляется уже готовый русский перевод. Утром этот документ печатается в кибер-кафе на ступе, там же ксерится тибетский текст и начинается компиляция. Саша вырезает тибетские строки, Мышка намазывает их клеем, а я прилепляю к русскому переводу, попутно сверяя соответствие тибетского текста и транскрипции. Поделка ксерится снова, на этот раз в нескольких экземплярах и, ура, готов русский текст монлама!



© Нина и Ваня

А раз он есть, то можно расслабиться, не медитировать, а поплести защитников: живые существа на родине тоже хотят прикоснуться к благословению Кармапы.



© Ира

Азиатские курсы с Кармапой не идут просто ни в какое сравнение с европейскими, где максимум, на что ты можешь надеяться - это крошечная фигурка на горизонте и одно быстрое прикосновение к макушке после многочасовой очереди. Здесь к Кармапе подходят все желающие. Когда хотят и сколько хотят.



© Нина и Ваня

Можно поговорить по-душам, если есть о чем.



© silvar | полный размер

Можно благословить ритуальные предметы: защитников, ленточки, четки, статуи, все, что угодно.



© silvar | полный размер

А если совсем нет никакого «дела» - так и просто поднести белый шарфик, када. Кармапа возьмет его из твоих рук, оденет тебе на шею и, счастливый, ты пойдешь дальше.



© silvar | полный размер

Те, кому и этой роскоши мало, могут после сессии сходить в наш храм к Кармапе на отдельную аудиенцию. Аудиенция может быть личная, но обычно собираются группы по странам, и все задают интересующие их вопросы прилюдно: совсем уникальных вопросов почти не бывает, а мудрость Ламы нужна каждому без исключения.



© Ира

Там же в храме тебя накормят обедом и ужином: очень вкусной едой в корейско-китайском стиле. Шведский, точнее тибетский стол - бери, сколько хочешь.



© anna_varvara

На самом монламе, чтобы голодный желудок не отвлекал от практики, всем разносят тибетские хлебцы и молочный чай, утром соленый, вечером сладкий. А через день выдают большой пакет с благословленным печеньем, конфетами и фруктами - называется цог.



© janizzz

Это вам ничего не напоминает? Елку и новогодние подарки в картонных коробочках. Всегда нетерпится ее вскрыть: что же, что же туда положили? А если к этому добавить еще разноцветные фонарики, которые зажигаются на ступе с наступлением темноты...



© Нина и Ваня

Получится самый настоящий новый год!



© Нина и Ваня

Чем больше я соприкасаюсь с азиатской культурой, тем больше мне кажется, что у них вообще не существует разделения на детство и взрослость. А если и существует, то оно в корне отличается от нашего. У нас взрослый значит степенный, серьезный. А у них взрослый значит раскрасить во все цвета что-нибудь действительно большое. Ступу, например. Или буддийский храм.



© Ира

Свят, свят, свят! Господи Шакьямуни!



Вот так и проходил Кагью Монлам. День за днем, целую неделю. Пока не наступил самый последний день, и все поле перед ступой не оказалось засыпанным лепестками.



© janizzz

Иногда во время обычных практик буддисты бросают в воздух рис, мысленно преумножая счастье во всем мире и делясь им со всеми окружающими. Но когда случается что-то важное навроде завершения Монлама - практики благопожелания - то в ход идут лепестки цветов. А если все в этот момент находятся под деревом Бодхи, то и белые шарфики, которым обязательно нужно долететь до ветки и повиснуть на ней на благо всех живых существ.



© Ира

Все живые существа, которые в этот момент находятся под деревом Бодхи, смеются и дурачатся, как дети, расбрасываясь лепестками. Новый год, не новый год... Счастье-то, вот оно!



© janizzz

Порция счастья в виде оранжевой россыпи в этот вечер досталась всем. Не избежали ее даже степенные тхеравадинские монахи, которым довелось проходить сквозь наши буйные ряды со своими чашами. Да чего монахи, досталось даже Кармапе!



© janizzz

А вечером мы скупили все яблочные пироги в Бодхгайе и сравнивали две школы бодхгайской выпечки: линию Мохаммеда и Тибет Ом кафе. Пытались даже голосовать, какой лучше, но когда тарелка с вторым опустела быстрее, все стало ясно и так. А начинающий файерщик kinovarya прямо там же, на веранде нашего гестхауса устроила прекрасное огненное шоу.



© janizzz

Помимо этого прекрасного бонуса к Монламу прилагалось еще несколько, как спонтанных, так и запланированных.

Сюрпризом была лекция Бори Ерохина на ступе, в которой он рассказал очень много интересной информации о местах паломничества в Индии, и послушать которую собрались все живые существа. Даже индусы, ни слова не понимающие по- русски.



© janizzz

Запланированным бонусом было посещение так называемой пещеры Махакалы, а на самом деле пещеры, где Будда совершенствовался в практике аскезы. Именно к этому эпизоду в жизни Будды и к этому месту относятся статуи, на которых он больше похож на скелет, чем на человека.



© Нина и Ваня

Здесь Борис прочитал еще одну прекрасную лекцию, а я до сих пор мучаюсь ужасными угрызениями совести, потому что, во-первых, проспала, а, во-вторых, за всю поездку не рассказала своим туристам ничего толкового.



© _dashka108

К пешере прилагается вершина горы с прекрасными флажками.



© _dashka108

И видами.



© _dashka108

Толпа туристов на семи джипах произвела неизгладимое впечатление на местных нищих. Настолько неизгладимое, что они не поленились подняться за всеми на самую вершину.



© Нина и Ваня

В надежде, что им достанется что-нибудь, ну хоть что-нибудь!



© Нина и Ваня

В один из дней в нашем храме проходила церемония возведения на трон юного тулку. Да-да, именно этого маленького мальчика справа. А появление Шамара Ринпоче всегда и везде, где бы он не появлялся - сплошная спонтанность.



© janizzz

На церемонии раздавали очень вкусный сладкий рис. Сначала немного, для благословения, а потом все желающие могли добавить себе еще несколько порций из большого чана снаружи - для сытости. Кто знает, может быть именно этот рис и сподвиг единственную, самую смелую и самую неленивую паломницу из нашей группы съездить в Сужату - место в котором Будде поднесли чашу с рисом, сваренным на молоке тысячи коров, и благодаря которой он полностью восстановил свои силы после голодания в пещере Махакалы.



© janizzz

Каким бы святым местом ни была Бодхгайя, но по завершению Монлама все разбегаются. Рано утром мы все стояли с рюкзаками: моя группа около нашего гестхауса и группа Бориса около гестхауса напротив. Мы направлялись в Раджгир, Наланду и потом в Варанаси и Сарнатх. А Борис вез всех прямо в Сарнатх. Мы пересечемся потом только один раз - мельком на вокзале в Варанаси, да и то - только потому, что наш поезд задержится с отправлением.



© janizzz

Неизменная канатная дорога на ступу. В этот раз нам повезло: мы приехали рано утром и не стояли в огромной очереди индийских туристов.



© anna_varvara

И неизменная японская ступа. Внимательные читатели заметят, что она - точно такая же, как и японская ступа в Лумбини. Дело в том, что эта ступа - одна из серии многочисленных ступ, построенных в различных святых местах после трагедии в Хиросиме, и призвана напоминать всем живым существам не только о Просветлении, но и о мире.



© janizzz

Здесь мы скормили обезьянам самые неинтересные остатки вчерашнего цога, изрядно их этим порадовав.



© anna_varvara

И отправились к пику Грифа, месту, где Будда второй раз повернул колесо Дхармы, дав поучения Великой колесницы, Махаяны. По дороге мы задержались на медитацию в одной из пещер, то ли Ананды, то ли Шарипутры.



© janizzz

Ананда и Шарипутра - это два основных ученика Будды. Их имена постоянно упоминаются в сутрах. Дело в том, что сутры не состоят на 100% из слов Будды. Обычно он говорит только короткую фразу, а дальше один ученик начинает спрашивать у другого, что же это на самом деле значит. Когда объяснение завершается, Будда подтверждает, что все было сказано правильно. Казалось бы сам Будда тут непричем, но считается, что вся беседа, объяснение фразы Учителя и правильность этого объяснения стали возможным только благодаря благословению просветленного Будды.



© anna_varvara

На самом пике Грифа был аншлаг из живых существ. Все очень напоминало славные времена 2500 лет назад, во всяком случае то, как они описываются в тех же сутрах.



© anna_varvara

Следующей на очереди была Наланда - парк с развалинами когда-то очень большого и известного буддийского института. Именно здесь учились и учили такие известные буддийские философы, как Наропа и Чандракирти.



© anna_varvara

Но сейчас это всего-лишь развалины. В отличие от других важных мест, где строятся монастыри и создаются новые буддийские институты, Наланда остается лишь любопытной археологической находкой.



© anna_varvara

Мне лично это место не слишком интересно, но кое-кому из группы оно очень понравилось, а значит мы не зря сюда съездили. Больше всего здесь впечетляет размах - 12 огромных монастырей и 9 храмов. По сравнению с каким-нибудь МГУ это, быть может, не слишком много, но для Индии полторы тысячи лет тому назад...



© anna_varvara

Тем временем приближался наш поезд в Варанаси. В отличие от более дорогих вагонов с кондиционерами, которыми мы ездили раньше, это был обычный слипер - класс, которым ездят самые обычные, не слишком состоятельные индусы. И могу сказать, что трехнедельная подготовка не сказалась даром: хотя кое-кто и пытался протереть полку и испоганил на это всю пачку влажных салфеток, не добившись никакого ощутимого результата, все остальные абсолютно не беспокоились. Более того, мы смешали в термосе ром с манговым соком, добавили соломинку, цветок и наслаждались уникальным коктейлем «слипер класс» - употреблять с максимально неподобающим обстановке жеманством.



© janizzz

О раздолбайство и неорганизованность. Когда шел уже четвертый час стояния поезда на подходе к Варанаси, мы не выдержали и вышли в неизвестность ночного города. Станция называлась Каши - это древнее имя Варанаси, а сам город на удивление бурлил жизнью, разительный контраст с тем же Калимпонгом, где все вымирает в 8 вечера. Забронированные комнаты в отеле оказались заняты, мы поехали в другой отель, там еще долго ужинали и разговаривали на крыше и в итоге разбрелись по кроватям около 3х ночи, притом что на «следующий» день у нас было назначено катание на лодочках по рассветному Гангу. И все об этом знали!



© anna_varvara

О как все ругались поутру, о какими словами поминали и лодочки, и рассвет, и Ганг. Но были на месте ровно в 6, как штыки. И не пожалели об этом! Из тумана выступал абсолютно таинственный и мистический город.



© anna_varvara

Древний. Невероятный.



© janizzz

Йоги с их утренними асанами, танцы с огнем и групповое хохотание вслед за ведущим... Тут же мужчины моются, а женщины стирают белье. И тут же жгутся трупы. Гаты фотографировать строго запрещено, но лодки сложно контролировать и иногда удается сделать несколько запретных кадров.



© anna_varvara

А потом взошло солнце - его красный диск выплыл из рассветного тумана и вместе с этим на реку опустился туман еще больший. Окружающий мир скрылся из виду окончательно.



© anna_varvara

Сон, как рукой сняло. А возвращаясь к отелю мы встретили на стене мозаику Space Invaders. Это известное движение, лепить «пиксельных» инопланетян в самых неожиданных местах по всему миру. «Что это?» - спросили мы у нашего провожатого во лабиринтам старых улиц Варанаси. Он ответил: «Это ваш бог».



© janizzz

В прошлом году я допустила ошибку в планировании путешествия: Варанаси был практически в самом начале, сразу после Дели. И люди, только-только ступившие на индийскую землю, не увидели в нем ничего, кроме грязи и коровьих лепешек на улицах.



© janizzz

Не увидели ни его завораживающий мистицизм, ни прекрасную архитектуру. Даже то, что дерьмо на пешеходных улицах, в общем-то, невелика беда по сравнению в пылью. В этом году и во всех последующих поездках мы будем приезжать в Варанаси в самом конце, после долгой подготовки и адаптации. Будет очень обидно, если этот прекрасный город никто не сможет оценить по-достоинству.



© janizzz

И напоследок - Сарнатх, место первого поворота колеса Дхармы, от Варанаси приблизительно в получасе езды. И трех часах ожидания джипа, но это только если у вас есть карма неорганизованности и раздолбайства.

В Сарнатхе очень древняя ступа, практически напрочь лишенная всяких декораций ввиду своей древности.



© janizzz

В Сарнатхе мы помедитировали в соседстве с тайской группой, которая распевала что-то свое. Мы были готовы к Варанаси, были готовы и к тайским соседям. Уже ничто не мешало нашей концентрации и хорошему настроению.



© janizzz

Потом, конечно, было еще одно многочасовое опоздание поезда, безумный шоппинг на Пахаргандже в Дели, ром с колой, смешные индусы и «танцы» под Backstreet Boys в такси. Об этом тоже можно было бы рассказать, но пусть лучше все так и закончится - медитацией.

photos, buddhism, india_08, stories

Previous post Next post
Up